Кто не играет в госзаказ
Электронные аукционы обеспечили до 82% экономии бюджетных средств, следует из данных сайта госзаказа Петербурга, пишет
"Коммерсантъ". Еще около 18% экономии пришлось на конкурсы. Всего за прошлый год в ходе закупок было сэкономлено около 11,3 млрд рублей, говорится в отчете системы. Однако Ксения Балашова из консалтинговой компании Starliner не согласна с толкованием показателя экономии как эффективного. «Закупщики требуют от исполнителей минимальные цены за товары, которые ломаются на следующий день, или услуги ненадлежащего качества, с которыми клиент теряет гораздо больше. Почему считается только сумма реализованной экономии, но не учитываются потери?»— возмущается она.
Глазами участников
Основные игроки рынка госзаказа Петербурга — чуть более двадцати крупных строительных компаний, которые имеют финансовые возможности и хорошую историю проектов для участия в аукционах, говорит директор компании «Жданов Групп» Евгений Жданов.
Большая часть закупок осуществляется по 44-ФЗ. Одной из проблем этого закона является нецелесообразное применение аукциона в качестве способа определения поставщика: в этом случае победителем признается участник, предложивший наименьшую цену, объясняет госпожа Балашова.
По мнению первого заместителя генерального директора АО «ЭлТех СПб» Александра Сирченко (компания участвует в конкурсах на реконструкцию и строительство промышленных объектов), несовершенства существуют в системе ценообразования как при формировании начальной максимальной цены контракта (НМЦК) на основании метода анализа рынка, так и при применении проектно-сметного метода. Во втором случае, говорит он, стоимость товаров и услуг обычно оказывается значительно ниже рыночной. Попытки реализовать контракт в таких условиях выливаются в банкротства, заключает он.
Метод анализа рынка также не гарантирует получения актуальной стоимости, продолжает он. «Произведенный расчет, как правило, не успевает за скоростью роста рыночных цен — в особенности, если речь идет об импортной продукции. Далее, сам заказчик, не знакомый в деталях со спецификой закупаемого оборудования и материалов, в большинстве случаев формирует стоимость в запросе исходя из цен на, как ему кажется, подобные или аналогичные позиции. Понятно, что в дальнейшем, когда ошибка выявляется, закупить искомую продукцию по цене выше обозначенной в документации уже невозможно»,— делится наблюдениями господин Сирченко.
Качество подготовки тендерной документации заказчиком также является одной из ключевых проблем при работе с госзаказом, говорят участники рынка. Требования к ней прописаны в 44-ФЗ, однако в реальности тендер нередко готовится в ускоренные сроки — под конец года, когда поднимается вопрос освоения средств. В итоге многие существенные условия и детали в документации оказываются не учтены, что в дальнейшем создает трудности при реализации заказа. Резкие расхождения проектно-сметной документации и фактического объема работ приводят к дополнительным расходам исполнителя. В результате ставится под угрозу своевременная сдача объектов, строящихся, в том числе, в рамках нацпроектов, предупреждают в «ЭлТех СПб».
Кроме этого, нередки случаи, когда между подготовкой проектно-сметной документацией, на основании которой формируется НМЦК, и объявлением торгов может пройти несколько лет. В этот период расчеты могут значительно измениться. Пока же изменения в стоимости товаров и услуг, указанных в гостендерах, полностью ложатся на исполнителей, что делает участие в них невыгодным для бизнеса, констатирует господин Сирченко.
см. продолжение статьи ниже