Size: a a a

Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ

2017 June 05
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Для заказчиков по 223-ФЗ появились новшества в сфере закупок у малого и среднего бизнеса

Выделим наиболее значимые нововведения, которые утвердило правительство своим постановлением.
Заказчики по 223-ФЗ будут готовить годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у малого и среднего бизнеса по новой форме. Она начнет действовать со следующего года. Поэтому использовать ее надо будет уже при составлении отчета за текущий год.
В новой форме заказчикам потребуется указывать больше сведений, чем в прежней. Так, отдельно нужно будет привести данные о годовом объеме закупок у малого бизнеса.
Кроме того, с июля заказчиков, которые должны проводить закупки среди субъектов малого и среднего бизнеса, станет больше. Это произойдет, к примеру, за счет хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, годовой объем выручки которых от продажи продукции превышает 500 млн руб. При этом такие заказчики не должны быть субъектами малого и среднего предпринимательства.
Заказчики, у которых появится новая обязанность, должны провести в этом году рассматриваемые закупки в размере не менее 9% совокупного стоимостного объема договоров, заключенных с 1 июля по 31 декабря 2017 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 N 608 (вступает в силу 7 июня 2017 года, за исключением отдельных положений)

Подготовлено специалистами КонсультантПлюс
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
В Госдуме рассматривается вопрос о внесении изменений в закон о контрактной системе в сфере госзакупок. Предлагается включить в список учреждений, осуществляющих часть закупок без проведения конкурса, не только учреждения культуры, спорта и образования, но и здравоохранения. Ранее законодательно такое право у больниц, поликлиник и других медучреждений прописано не было.

Конечно, как справедливо заметили на форуме tendery.ru: "От "депутатом внесён законопроект..." до "больницы смогут закупать..." - "дистанция огромного размера"(с), стремящаяся к бесконечности".

Будем следить за продвижением этой законодательной инициативы.

https://www.pnp.ru/social/bolnicy-smogut-provodit-tret-goszakupok-bez-konkursa-sredi-postavshhikov.html
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Методология доказательств неправомерности требований сертификата соответствия в заявке (статья из Аукционного Вестника № 344)

Автор на примерах из решений ФАС обосновывает неправомерность требования Заказчиками сертификата соответствия (декларации о соответствии) в заявках (в закупках по 223-ФЗ).

Мое резюме: Требовать сертификат соответствия следует не в заявках, а при поставке товара, вместе с товаросопроводительными документами.

http://telegra.ph/Metodologiya-dokazatelstv-nepravomernosti-trebovanij-sertifikata-sootvetstviya-v-zayavke-06-05
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Статья о конференции "pravo.ru" "Правовое регулирование госзакупок", которая была посвящена законодательству о госзакупках, его новеллам, правоприменению и судебной практике. Эксперты обсудили, что мешает заказчикам и подрядчикам, какие проблемы стоят перед ними и как их решить. Подробности – в материале.

https://pravo.ru/story/view/141332/
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Картинка и цитата из вышеприведенной статьи (для привлечения внимания): "Законодательство о госзакупках очень обширное, а количество подзаконных актов и вовсе поражает воображение".
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Письмо ФАС РФ от 24.05.2017 № ИА/34601/17 "О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий"

В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению. Вместе с тем требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства.

http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=15222
источник
2017 June 06
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Минэкономразвития разъяснило, можно ли заявку на участие в конкурсе по 44-ФЗ подписать факсимиле

Ведомство указало: Закон N 44-ФЗ не предусматривает такой возможности. Участник или уполномоченное им лицо должны подписать прошитую и пронумерованную заявку на участие в открытом конкурсе. Также ее надо скрепить печатью участника (при наличии таковой).
Хотя в разъяснениях речь идет только об открытом конкурсе, полагаем, они применимы и к запросу котировок, запросу предложений.

Если должностное лицо заказчика признает конкурсную заявку надлежащей в случае, когда надо было отказать в допуске к участию, это может обернуться штрафом. Его размер составит 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 N Д28и-1655

Подготовлено специалистами КонсультантПлюс
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Хотелось бы от души отрекламировать Youtube канал федеральной электронной площадки РТС-тендер (на которой сам размещаю закупки): https://www.youtube.com/channel/UCvA114k2xebV4FaaEQaQg1A

На канале размещаются в основном видео вебинаров, проводимых специалистами РТС-Тендер. На канале всего 1419 подписчиков и 252 тыс. просмотров за 3,5 года. Это очень мало, на мой взгляд. Причина не высокой популярности канала очевидна: не каждый осилит просмотр часовой записи вебинара. Хотелось бы видеть на канале побольше коротких обучающих и информационных роликов (не более 5 минут), типа таких:

Подача заявки на участие - youtube.com/watch?v=dp51V4jnFd4
Участие в торгах - youtube.com/watch?v=zMdJzOvwA6s
Заключение контракта - youtube.com/watch?v=wXMJHchLa1w
ФАС на линии фронта - youtube.com/watch?v=U4ZvYQEMTRc
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Предоставление участниками закупки недостоверной информации (статья из АВ № 324)

В данной статье рассматривается:
1) Недостоверная информация об участниках закупки
2) Недостоверная информация о характеристиках продукции
3) Недостоверная информация о стране происхождения товара

http://telegra.ph/Predostavlenie-uchastnikami-zakupki-nedostovernoj-informacii-administrativnaya-i-arbitrazhnaya-praktika-06-01
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 16 мая 2017 г. № 44-1977/17 (закупка № 0372200132517000002)

В состав второй части заявки входит декларация о принадлежности ООО к СМП. Согласно сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр МСП), на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» ООО не включено в указанный реестр.

В извещении Заказчик установил, что участникам закупки могут быть только СМП, СОНКО, соответствующие требования установлены Заказчиком в документации об аукционе к составу второй части заявки.

При этом обязанность субъектов малого предпринимательства вносить сведения в единый реестр МСП в настоящее время не предусмотрена. Отсутствие информации о данном участнике в едином реестре МСП, на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» не может однозначно свидетельствовать о его несоответствии установленному требованию.

На момент рассмотрения второй части заявки комиссия не обладала достоверными сведениями, свидетельствующими о несоответствии Заявителя требованиям документации об аукционе, следовательно, признание его заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе по рассмотренным основаниям является неправомерным.

В действиях аукционной комиссии усматривается нарушение ч. 7 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.
источник
2017 June 07
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Оплата контракта при наличии пеней или штрафов

44-ФЗ гласит, что если поставщик оказался недобросовестным и исполнил обязательства, но с просрочкой или совсем не исполнил, то Заказчику вменено в обязанность потребовать от «злостного нарушителя» выплатить неустойку.

Размер неустойки обязательно должен быть зафиксирован в контракте. Выплатить её нарушителю придется в виде штрафа - это фиксированная сумма и пени - начисляется за каждый день просрочки от неисполненного в срок обязательства.

При этом следует помнить, что в соответствии с ГК РФ (статья 331) факт возникновения вышеназванного обязательства, а именно «уплатить неустойку» обязательно оформляется письменно. Если данное условие не соблюдено, то соглашение недействительно.

Расчёт производится по формулам, взятым из ПП РФ 1063, обращаем ваше внимание на то, что в мае еще и изменилась ключевая ставка Банка России. Так, со 2 мая 2017 года размер ее снизился до 9.25 % годовых, это значение понадобится для расчета пени, так как с начала 2016 г. ставка рефинансирования приравнялась к ключевой.

В случае, если Заказчик предусмотрел и отразил в контракте условие (в соответствии с ГК РФ), о том, что при нарушении поставщиком обязательств по уплате неустоек, соответствующая сумма оплачивается за «недобросовестного поставщика» из тех средств, которые должны быть выплачены ему в связи с исполнением контракта. Сумма сложившейся неустойки подлежит перечислению в доход бюджета соответствующего уровня. А выплата по исполненному поставщиком контракту происходит «за минусом» суммы неустойки.

Аналогичную позицию поддерживают многие ведомства, в том числе ФАС, Минфин РФ и МЭР РФ. Так, в своем письме № 09-04-08/80112 от 30 декабря 2016 г. позицию изложил МинФин РФ. По мнению ведомства, Заказчик - получатель бюджетных средств в соответствии с приемочным документом, который включает информацию об исполнении соответствующего обязательства и требование об уплате неустойки осуществляет оплату по контракту уменьшив её на сумму неустойки, которую в дальнейшем подлежат перечислению в доходную часть бюджета.

Ранее, еще в декабре 2015 г. мнение о том, что оплата по контракту «за минусом» неустойки не противоречит требованиям 44-ФЗ, главное, чтобы данное условие было предусмотрено проектом контракта было выражено ФАС (письмо от 10 декабря 2015 г. № АЦ/70978/15). А в 2016 позицию поддержало и МЭР РФ в письме от 27 сентября 2016 г. № ОГ-Д28-11214, в нем отражено, что заказчик, помимо всего вышесказанного, может удержать неустойку еще и с обеспечения исполнения контракта, уменьшив его на сумму неустойки.

А что, если поставщик вообще не поставил товар, и контракт расторгли в связи с односторонним отказом, то «нарушитель условий контракта» отделается только штрафом?

Оказывается, этого недостаточно, нужно еще и начислить пени. Так, в марте 2017 года ВС РФ было вынесено определение по делу № 302-ЭС16-14360.

Суд пришел к выводу, что, в случае не поставки Заказчик осуществляет взыскание и штрафа, и пени, так как условия нарушены в части «поставки» и «просрочки». А начислить пени следует с того момента, когда должна была быть осуществлена поставка и до момента расторжения. А выплата только лишь одного штрафа не полностью удовлетворяет положение Заказчика.

Источник: http://good-tender.ru/poleznye-stati/545-oplata-kontraktov-po-44-fz-nestandartnye-situatsii
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Какие основания закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке? Есть ли в законодательстве РФ какие-нибудь ограничения?

Закон № 223-ФЗ не ограничивает заказчика в возможностях по установлению собственного перечня оснований для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – ЕП). Более того, Закон № 223-ФЗ не ограничивает ни количество закупок у ЕП, ни их общую стоимость, ни их разовый объем, но все эти моменты могут быть ограничены самим заказчиком в положении о закупке (или органом, утверждающим положение о закупке).

Вместе с тем, следует учитывать, что ФАС России может посчитать закупки у ЕП нарушающими Закон № 135-ФЗ (как правило, ч. 4 ст. 11, иногда – ч. 1 ст. 17), при этом обычно ФАС России возражает именно против заключенных договоров с ЕП, но также может возражать и против самих оснований для закупки у ЕП, содержащихся в положении о закупке.

Такое полномочие ФАС России прямым образом законом не предусмотрено, однако антимонопольный орган вправе выдавать предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, выдавать предписания об изменении актов органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (кем положение о закупке утверждено), выдавать организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов (ст. 23 Закона № 135-ФЗ).
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
В статье из Аукционного Вестника № 344 подробно разбираются тонкости закупок услуг по контролю технического состояния медицинской техники.

http://telegra.ph/Zakupka-uslug-po-kontrolyu-tehnicheskogo-sostoyaniya-izdelij-medicinskoj-tehniki-06-05
источник
2017 June 08
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Решение Краснодарского УФАС России от 18 мая 2017 г. № ЭА – 806/2017 (закупка № 0318300117817000007)

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона, заявка индивидуального предпринимателя отклонена на основании непредоставления информации, предусмотренной ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, а именно: декларация участника закупки о соответствии требованиям, установленным п.п. 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, не содержит сведений о соответствии участника закупки требованиям п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, таким образом, отклонение заявки неправомерно.

Действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Определение Верховного суда РФ от 18 апреля 2017 г. № 307-КГ17-3978

Суды установили, что учредителем участника закупки является ООО «Инвестиции в недвижимость», учредителями которого, в свою очередь, являются Гарамов О.В. и Дошина Р.Р. – лица, сведения о которых внесены в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Генеральным директором ООО «Инвестиции в недвижимость» также является Гарамов О.В. До 05.04.2016 Гарамов О. В. являлся единственным учредителем участника закупки, до 28.03.2016 также его генеральным директором.

Заменив учредителя и генерального директора, участник получил возможность воспользоваться правом на подачу заявки, сокрыв наличие обстоятельств, препятствующих его участию в конкурсе. При этом фактическое управление деятельностью участника закупки и принятие решений осталось за лицами, внесенными в РНП.

Основанием для признания лица, претендующего на участие в конкурсе, не соответствующим ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, является наличие в РНП не только тех сведений о нем, что прямо названы в этой норме закона, но и иной информации, свидетельствующей о наличии риска ведения недобросовестной хозяйственной деятельности со стороны такого лица.
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
УСН и НДС в закупках по 44-ФЗ

Если Заказчик провел конкурентную процедуру, победителем которой оказался участник на упрощенной системе налогообложения (УСН) и в проекте контракта сумма закупаемых товаров, работ и услуг была указана с НДС. В этом случае Заказчик вправе, в заключаемом контракте, указать сумму с НДС и потребовать от Поставщика выставления счет-фактуры. А Поставщику в таком случае придется уплатить НДС.

На этом видео youtube.com/watch?v=luYYJSXU70U эксперт советует для Поставщиков с УСН, попавших в такую ситуацию, ни в коем случае не выставлять счета-фактуры. Согласно письма ФНС № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016: "...если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана "с НДС" и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего УСН, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 Кодекса не возникает" (Полный текст Письма ФНС: klerk.ru/doc/453561).

Поставщикам совет: внимательно изучайте документацию на тему НДС! Если в документации указано «в том числе НДС», отправляйте запрос на разъяснение документации, пока не поздно.
источник
2017 June 09
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Указывать торговые наименования лекарств при закупке по 223-ФЗ можно, но с осторожностью

По мнению Минэкономразвития, заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке установить порядок закупки лекарств. Сюда ведомство относит и указание торговых наименований.
Чтобы действия заказчика не были признаны ограничивающими конкуренцию, рекомендуем в положении о закупке закрепить:
- общее правило о том, что лекарства закупаются по международным непатентованным наименованиям, а если таковых нет - по химическим, группировочным наименованиям;
- конкретные случаи, когда при закупке лекарств можно указать их торговые наименования.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2017 N Д28и-1865

Подготовлено специалистами КонсультантПлюс
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
О наболевшем...

Из-за нехватки денег в бюджетах здравоохранения регионы переходят в режим жесткой экономии. Причем экономят в основном на пациентах. Из схем лечения негласно изымаются дорогостоящие препараты, остаются малоэффективные, зато доступные по цене. Больным об этом часто даже не сообщают.

На фоне дефицита лекарств на второй план отходит качество лечения. Если год назад пациенты возмущались по поводу замены оригинальных препаратов на дженерики (менее эффективные копии), сейчас появилась новая напасть. Минздрав и ФАС руководствуются разными нормами для определения критериев взаимозаменяемости лекарств. По мнению антимонопольщиков, при одном и том же действующем веществе неважно, в какой форме выпускается препарат.

— Бывают лекарства, которые вставляются в ингалятор, — объясняет главный консультант Института конкурсных технологий Константин Перов. — Делаешь вдох — приступ бронхиальной астмы прошел. Препарат с точно таким же действующим веществом, в той же дозировке выпускается в ампулах. Тут разница в количестве манипуляций, которые сделает пациент, прежде чем примет лекарство. Когда ты задыхаешься, когда нарушены жизненные функции, это критично. В одном случае лекарство вводят капельно внутривенно. Человек четыре часа лежит под капельницей, потому что концентрация вещества должна нарастать постепенно. И точно такое же лекарство выпускается в таблетках и действует уже по-другому. ФАС считает, что эти лекарства совершенно одинаковы, и настаивает, чтобы брали то, что дешевле.

— Если вы водкой кожу смазываете или внутрь ее принимаете — эффект будет разный, — объясняет онколог Николай Жуков. — Хотя действующее вещество в обоих случаях — этиловый спирт. Для большинства препаратов способ введения является важным и ключевым. При анафилактическом шоке смазывать мазью человека бессмысленно: лекарство не успеет впитаться, и больной умрет. Нужна инъекция. Если ФАС настолько хорошо разбирается в фармацевтике, то пускай они и лечат. Ну и, конечно, пусть разделят с врачами уголовную ответственность за результаты такой терапии.

Источник: https://lenta.ru/articles/2017/06/07/lekar/
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Госзакупки - «фикция и профанация»

Это не мы сказали, а руководитель ФАС Игорь Артемьев сказал, на расширенном заседании коллегии ведомства 1 марта. Почему эту цитату мы вдруг вспомнили спустя два месяца? Потому что увидели вот такие цифры...

- По данным исследования Института экономической политики Гайдара, объем нарушений при госзакупках составляет 2 трлн руб. в год (= одна восьмая всех средств, которые отпускает государство на госзакупки).
- Более 60% закупок осуществляются с нарушениями.
- Расходы федерального бюджета на госзакупки составляют 16 трлн рублей в год.
- Среднее количество заявок в случае конкурентной закупки — около трех на один лот в 2016 году.
Самая популярная коррупционная схема при организации госзакупок — проведение конкурсов с условиями под одну компанию.
источник
2017 June 13
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Об увеличении (уменьшении) количества товара по контракту, заключенному на поставку нескольких позиций товара

При закупке товаров различных видов госзаказчик вправе изменить количество любого из них. Также Минэкономразвития России считает, что в случае, когда контракт предусматривает поставку нескольких позиций товара, количество продукции в соответствии с Законом № 44-ФЗ можно изменить и по отдельной позиции. Цену контракта при этом нельзя увеличить более чем на 10%.

Закон № 44-ФЗ позволяет сторонам контракта уменьшить или увеличить указанное в нем количество товара не более чем на 10%. Такая возможность должна быть установлена в документации о закупке и контракте. Основываясь на этих нормах, ведомство делает вывод, что допустимо изменить количество товаров отдельного вида и при закупке продукции в ассортименте.

По вопросу об изменении контракта на закупку товаров разных видов Минэкономразвития России также указывало, что Закон № 44-ФЗ не запрещает в рамках контракта увеличить количество товаров одного вида и одновременно уменьшить число других.

Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2016 № Д28и-2476
источник