В условиях, когда все или почти все приличные проекты разбирают более крупные рыбы, единственный выход для игроков поменьше - перестать исключительно реагировать, отбиваясь от бесчисленных деков с кодовыми названиями и банкирских инвайтов в датарумы, а начать самостоятельно искать и создавать возможности. В противоположность "реактивному" подходу, проактивный предполагает так называемый top-down подход к аналитике. Вместо того, чтобы от анализа предлагаемой компании и ее продукта идти к пониманию ее рынка и макроэкономических условий (bottom-up), подход «сверху - вниз» сначала рассматривает макроэкономические и регуляторные условия, выбирая для себя наиболее привлекательные подотрасли внутри фокусной индустрии. Затем, посредством контактов с экспертным сообществом и собственным профессиональным кругом, формируется понимание проблемных зон и запросов рынка. После этого уже целенаправленно ищутся компании и продукты, которые способны предложить решение для этих проблемных зон, и которые можно масштабировать финансовыми и иными средствами, находящимися в твоем распоряжении.
Приведу пример: вы идентифицировали проблему безумного рынка аренды недвижимости в Гонконге, где неплохо зарабатывающие молодые профессионалы зачастую не могут позволить себе снимать нормальное жилье недалеко от центра. Кроме того, большинство квартир сдается без мебели, в результате чего вновь прибывшим на бесчисленные программы ротации международных банков и корпораций приходится с первого дня заниматься вопросами обстановки. В то же время, на рынке существует предложение дешевого жилья в неплохих районах, однако оно слишком старое, страшное и несовременное для глобальных яппи. Решением был бы бизнес, который задешево долгосрочно снимал бы хорошо расположенные старые дома и делал в них экономичный, но чистый и аккуратный ремонт, после чего таргетировал вновь прибывающую молодежь в качестве субарендаторов, предлагая им приличное жилье в центре с полным комплектом всего необходимого по привлекательной цене, сдавая его покомнатно.
Осознав эту проблематику, вы, гонконгский инвестфонд, стали смотреть по сторонам и разговаривать с людьми, после чего нашли компанию с подобной моделью в Сингапуре, еще одном перегретом рынке недвижимости в регионе. Несколько звонков и имейлов – и вот вы уже летите в Сингапур на встречу с фаундерами, после достижения взаимопонимания предлагая им инвестиции и экспансию на новый рынок. Вы ударяете по рукам, рассчет потребностей индустрии оказался в точку, с маркетингом, подбором команды и юридическими вопросами вы сингапурцам тоже помогли и вот уже в Гонконге появился новый доминантный игрок, разглядевший тренд на co-living и собравший отличное портфолио раньше, чем это успели сделать другие. Кейс, кстати, реальный, только на самом деле имело место слияние между двумя существующими в этих городах игроками. Их фондовые бекеры сейчас чувствуют себя очень неплохо.
В идеале, условием успешного масштабирования должна быть уникальная компетенция вашего фонда, та самая «added value», которая отличает активного инвестора от чисто финансового; таким образом, повышается барьер для конкурентов (ведь хорошая идея дешева и редко бывает в голове только у одного человека) и понижается вальюэйшен (сколько вы заплатите за долю в бизнесе как инвестор – ведь вы даете не только деньги). В примере выше это может быть опыт вашей организации в местном маркетинге, уникальный выход на целевую аудиторию через ваши сторонние бизнесы, имеющийся пул недвижимостных активов и так далее.
Подобная сделка – это, скорее, стартап-история, но и в классическом private equity модель приблизительно та же – не ленись, идентифицируй возможности, развивай индустриальные контакты, задавай инвестбанкирам конкретные ориентиры для поиска, дави на уникальные собственные компетенции, иди от рынка к таргету, а не от таргета к рынку.
И однажды, возможно, сочные спелые проекты начнут поступать к тебе без чужих отпечатков.
В следующей заметке по тегу #профессия затронем другой источник создания value внутри PE-портфеля – синергии.