Size: a a a

2018 October 12
Hongkonger
Morning after the storm
источник
2018 October 13
Hongkonger
источник
Hongkonger
источник
Hongkonger
источник
Hongkonger
360° с пика High West. Утренние прогулки выходного дня в Гонконге - это что-то. #город
источник
2018 October 16
Hongkonger
На трёх линиях MTR утром вышла из строя сигнальная система, из-за чего поезда перевели на ручное управление, снизив скорость до 20%-30% от обычной. Зал перед работой, таким образом, накрылся.

Подземка трогательно просила прощения по громкоговорителю и отказалась списывать деньги за проезд.
источник
2018 October 17
Hongkonger
Сегодня в городе отмечают праздник Chung Yeung (重九) – день «двойной девятки» –  девятый день девятого месяца по лунному календарю, когда по традиции надо забраться на какой-нибудь холм, съесть особый рисовый пирожок (糕), сходить на кладбище подмести могилы предков и не пойти на работу.

Благодаря этому я, наконец, и нашел момент дописать свой пост про сорсинг сделок на байсайде, который начал больше недели назад вот тут. В сегодняшнем продолжении гонконгер рассказывает о том, как умные фонды сами создают себе инвестиционные возможности. ⬇️
источник
Hongkonger
​​В условиях, когда все или почти все приличные проекты разбирают более крупные рыбы, единственный выход для игроков поменьше - перестать исключительно реагировать, отбиваясь от бесчисленных деков с кодовыми названиями и банкирских инвайтов в датарумы, а начать самостоятельно искать и создавать возможности. В противоположность "реактивному" подходу, проактивный предполагает так называемый top-down подход к аналитике. Вместо того, чтобы от анализа предлагаемой компании и ее продукта идти к пониманию ее рынка и макроэкономических условий (bottom-up), подход «сверху - вниз» сначала рассматривает макроэкономические и регуляторные условия, выбирая для себя наиболее привлекательные подотрасли внутри фокусной индустрии. Затем, посредством контактов с экспертным сообществом и собственным профессиональным кругом, формируется понимание проблемных зон и запросов рынка. После этого уже целенаправленно ищутся компании и продукты, которые способны предложить решение для этих проблемных зон, и которые можно масштабировать финансовыми и иными средствами, находящимися в твоем распоряжении.

Приведу пример: вы идентифицировали проблему безумного рынка аренды недвижимости в Гонконге, где неплохо зарабатывающие молодые профессионалы зачастую не могут позволить себе снимать нормальное жилье недалеко от центра. Кроме того, большинство квартир сдается без мебели, в результате чего вновь прибывшим на бесчисленные программы ротации международных банков и корпораций приходится с первого дня заниматься вопросами обстановки. В то же время, на рынке существует предложение дешевого жилья в неплохих районах, однако оно слишком старое, страшное и несовременное для глобальных яппи. Решением был бы бизнес, который задешево долгосрочно снимал бы хорошо расположенные старые дома и делал в них экономичный, но чистый и аккуратный ремонт, после чего таргетировал вновь прибывающую молодежь в качестве субарендаторов, предлагая им приличное жилье в центре с полным комплектом всего необходимого по привлекательной цене, сдавая его покомнатно.

Осознав эту проблематику, вы, гонконгский инвестфонд, стали смотреть по сторонам и разговаривать с людьми, после чего нашли компанию с подобной моделью в Сингапуре, еще одном перегретом рынке недвижимости в регионе. Несколько звонков и имейлов – и вот вы уже летите в Сингапур на встречу с фаундерами, после достижения взаимопонимания предлагая им инвестиции и экспансию на новый рынок. Вы ударяете по рукам, рассчет потребностей индустрии оказался в точку, с маркетингом, подбором команды и юридическими вопросами вы сингапурцам тоже помогли и вот уже в Гонконге появился новый доминантный игрок, разглядевший тренд на co-living и собравший отличное портфолио раньше, чем это успели сделать другие. Кейс, кстати, реальный, только на самом деле имело место слияние между двумя существующими в этих городах игроками. Их фондовые бекеры сейчас чувствуют себя очень неплохо.

В идеале, условием успешного масштабирования должна быть уникальная компетенция вашего фонда, та самая «added value», которая отличает активного инвестора от чисто финансового; таким образом, повышается барьер для конкурентов (ведь хорошая идея дешева и редко бывает в голове только у одного человека) и понижается вальюэйшен (сколько вы заплатите за долю в бизнесе как инвестор – ведь вы даете не только деньги). В примере выше это может быть опыт вашей организации в местном маркетинге, уникальный выход на целевую аудиторию через ваши сторонние бизнесы, имеющийся пул недвижимостных активов и так далее.
Подобная сделка – это, скорее, стартап-история, но и в классическом private equity модель приблизительно та же – не ленись, идентифицируй возможности, развивай индустриальные контакты, задавай инвестбанкирам конкретные ориентиры для поиска, дави на уникальные собственные компетенции, иди от рынка к таргету, а не от таргета к рынку.

И однажды, возможно, сочные спелые проекты начнут поступать к тебе без чужих отпечатков.

В следующей заметке по тегу #профессия затронем другой источник создания value внутри PE-портфеля – синергии.
источник
2018 October 18
Hongkonger
Четверг на скачках 🐎🐎🐎 сейчас будем соображать, на кого ставить
источник
Hongkonger
Участники
источник
Hongkonger
Забег через 20 минут! Выбираем:

▪️ 6% (3) Mickey Rich
🔸🔸

▫️ 11% (5) King's man
🔸🔸🔸🔸

▪️ 15% (7) Sparkling Sword
🔸🔸🔸🔸🔸

▫️ 9% (4) Bundle of energy
🔸🔸🔸

▪️ 11% (5) Marvel Joy
🔸🔸🔸🔸

▫️ 9% (4) Daring Heart
🔸🔸🔸

▪️ 9% (4) Wah May Baby
🔸🔸🔸

▫️ 4% (2) The full bloom
🔸

▪️ 22% (10) Fine with me
🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸
👥 44 - всего голосов
источник
Hongkonger
Уже сам поставил на победителя Sparkling Sword, потому сделал "народную" $100hkd-ставку на победу второго - Wah May Baby. Но он только что по непонятной причине снялся с забега. Народный бекинг ушел Fine with me!
источник
Hongkonger
Вы не поверите, но девятка выиграла ахаха
источник
2018 October 19
Hongkonger
Искусство повествования очень и очень нужно в финансах. Много раз замечал, что для некоторых коллег по индустрии уложить разрозненные факты, мнения и аналитику в добротную повесть, по которой слушатель как по молочной реке приплывет к логичным выводам, является непосильной задачей. Результат - запоренные встречи IC (инвестицинный комитет), свёрнутые проекты, растраченные впустую усилия.

А ведь только и надо, что отодвинуться немного от темы, взглянуть на свою историю свежим взглядом и ответить на вопрос: я понимаю слёту, о чем это и почему это интересно?  Отвечает ли каждый слайд (график, параграф) за одну четкую мысль? Победила ли меня лень и собственный интерес (бонус ведь сам по себе не возникнет), или же представленная информация полна и объективна?

Если по всем пунктам ок, то остальное будет уже делом техники.
источник
Hongkonger
"... Глава 3. Ранние годы Ебитды и ее конфликты с братьями (EBIT и EBT)".
источник
2018 October 22
Hongkonger
Pret is the new Starbucks.
Часто забегаю на завтрак в тот, что у нас под офисом, или за кофе, если ранняя встреча на сентрал. У этой PE-backed компании очень интересная buyout история и операционная модель - не специализируюсь на F&B, но все равно хочу рассказать в одном из следующих постов. А пока всем хорошего начала недели☕
источник
Hongkonger
​​История Pret a Manger началась в 1986 году с единственного магазина недалеко от Вестминстерского аббатства, где два университетских друга-основателя стали продавать свежие сендвичи и кофе для офисных служащих. Звучит, как начало любой F&B империи от Сабвей до Старбакса, но эти ребята с самого начала сделали кое-что по-другому – а именно, сосредоточились на свежести, полезности и «зелености» раньше, чем это сделали все остальные. Меню, включающее в себя каши, супы, салаты, сендвичи, роллы, капкейки, печенье и многое другое, полностью варится, готовится и выпекается на месте, рано утром до открытия магазина и в течение дня, а всё непроданное каждый вечер отдается благотворительным организациям и кухням для неимущих. Мало у кого получается так удачно соединить CSR-месседж и гарантию свежести своего продукта в одном красивом слогане.

Во время buyout-бума 80-х и 90-х компания была еще достаточно маленькая, чтобы пройти под радаром PE-игроков, и тихо развивалась на домашнем британском рынке за счет своего свободного денежного потока. К началу 2000-х она уже сделала себе имя в качестве полезной альтернативы фастфуду, настолько, что покупкой 33% доли заинтересовался ищущий возможности для смены имиджа Макдональдс. Сделку закрыли в 2001, что открыло возможности для глобальной экспансии – преты появились в Америке, Гонконге и Франции.

В начале 2008, на гребне новой волны байаутов, в долю вошел пан-европейский мид-маркет фонд Bridgepoint. Прет шел на всех парах, показав в 2007 выручку в GBP 223m при 28m EBITDA и двух сотнях точек, но оценили фирму в достаточно скромные GBP 345m, то есть 12.3x. Уже после осеннего кризисного цунами Бриджпоинту прочили убытки: перспективы листинга бизнеса на бирже, а также потребительского спроса на up-market сендвичи с раками и рукколой казались очень туманными. Макдональдс свою треть продал, а вместо него, помимо Bridgepoint, акционером стал и PE-юнит Goldman Sachs – банка, который был адвайзером со стороны покупателя. Вот такая кооперация между департаментами.

Как мы все помним, кризис оказался сильно преувеличен, а Прет продолжал наращивать продажи с CAGR в ~15% на протяжении 10 лет подряд. Китай от мира сендвичей. Бекинг от знающего свое дело фонда тоже принес плоды: успешные эксперименты с меню и концепцией, экспансия на новые рынки, упор на бренд и контроль качества – и в апреле 2018 у компании оказалось >670 заведений, 879 миллионов фунтов LTM выручки и >100m EBITDA. Бриджпоинт, еще в 2012 выкупивший долю у Голдмана, достиг того редкого, сладчайшего для любого PE-менеджера момента, когда из позиции нужно выходить только потому, что закончился максимальный срок держания по условиям созванного десять лет назад фонда. В мае этого года компанию продали немецкому конгломерату JAB Holdings за полтора миллиарда фунтов, что отражает рыночные 15х EBITDA за потребительский бизнес, а Бриджпоинт сделал на сделке 6х MoIC – multiple on invested capital – или, как несложно посчитать, ~19.6% IRR.

Для PE-транзакции длиной в 10 лет это фантастика.
источник
2018 October 23
Hongkonger
​​​​Цифры выше по транзакции с Pret не говорят ничего о том, как был достигнут такой впечатляющий рост, и почему потребители по всему миру, включая этого конкретного гонконгера, обожают покупать там еду. Мне, время от времени выступающему в роли бизнес-аналитика для наших таргетов и портфельных компаний в потребительском секторе, кажется, что главных составляющих в этой истории три:

1) Операционная эффективность. Даже не интересуясь компанией и не читая никаких интервью, первое, что замечаешь в заведении – большое количество касс и взаимозаменяемость персонала. У нас под офисом на пять метров стойки в Прет приходится четыре кассы, которые функционируют как клапаны в их крепком коммерческом сердце – открываясь сразу, как только у уже работающих стоек оказалось больше, чем по одному покупателю. Разные основные функции претаманжистов заметны по их одежде – есть повара, есть баристы, есть кассиры, есть собиратели подносов, есть менеджер, но, как я не раз замечал, каждый из них знаком со всей функциональной цепочкой и в моменты утреннего rush hour моментально закрывает любые открывшиеся задачи. К сожалению, нет доступа ко внутренним данным, но я уверен, что продажи на квадратный метр заведения у них больше, чем у кого-либо в QSR-сегменте.

2) Культура. В Прете тебе всегда пожелают доброго утра, дня и вечера, и это ни разу за прослушанные мной 99+ вариантов не прозвучало фальшиво. Компания не придерживается скриптов для общения с посетителями, но поощряет естественное дружелюбие через 10% прибавку к недельной зарплате всему коллективу, если магазин прошел тест от «тайного покупателя». Да, все 670+ мировых заведений компании каждую неделю по разу посещают специально нанятые ассессоры. В магазинах специально создается атмосфера, которую менеджмент описывает словами ‘upbeat and helpful’ – баристы выкликают приготовленные напитки, на кассы театрально приземляется свежая выпечка, отовсюду только и слышится: «Sure», «Coming right up» и «Thank you, sir». Перки предусмотрены и для покупателей – каждый работник кассы получает несколько «ваучеров» в день для бесплатного одаривания постоянных или приглянувшихся посетителей кофе и выпечкой, что называется «Joy of Pret». Такое непрямое вознаграждение работает удивительно хорошо – нельзя недооценивать удовольствие, которые получают люди от простой возможности кого-то обрадовать, не говоря уже об ощущениях клиента. Возможно, поэтому у сети рекордно низкая для индустрии текучка персонала.

Ну и, самое главное – в Прет тебя обслужат за 60 секунд. Это железное правило – вместе с выбором еды, оплатой и ожиданием заказа я ни разу не проводил в заведении больше пары минут, если только не садился съесть купленное на месте.

3) Еда. Прет – единственный QSR, в который можно зайти с чувством, что сейчас сделаешь здоровью хорошо. Всю еду здесь готовят прямо в магазине в день продажи - 670 полнофункциональных кухонь по всему свету. Набор свежесваренных горячих супов, которые одобрит самая строгая мама из российской глубинки, салаты, которые заставят плясать от счастья как веганов, так и мясоедов, свежайшие разнообразные сендвичи, роллы и выпечка, и, конечно, кофе. Потрясающий, бархатный латте.

Да, я фанат. ¯/(ツ)
источник
2018 October 24
Hongkonger
Гонконг - Макао - Чжухай. Сегодня открыли для транспорта. 55 км, $20 млрд. Практическое значение критикуется за сомнительность, но величие сооружения - бесспорное.
источник
2018 October 25
Hongkonger
Если сходить в зал перед работой, настроение на весь день будет примерно такое
источник