Хочешь стать финансовым инноватором - найди крупный, более-менее регулярный денежный поток, на который никто не обращает внимания, и секьюритизируй. Во всяком случае, этот рецепт работал во второй половине 20 века. Так, к примеру, поступил Льюис Раньери, придумавший запаковывать ипотечные платежи американских домовладельцев в инвестиционные продукты, выплачивающие регулярный купон, и продавать их на сторону – что знаменовало рождение ABS (asset-backed securities), если не считать совсем ранних примеров. Фундаментальная выгода от сделок с секьюритизированными активами очевидна для всех сторон: изначальный обладатель прав на будущие платежи получает живые деньги, избавляясь от неопределенности и сокращая оборотный цикл, покупатель актива получает (в теории) привлекательную для диверсифицированного риска доходность, а посредник (банк или другая структурирующая сторона) снимает комиссии за непыльную, после первичного сетапа, работу.
Намек был воспринят, и финансисты по всему миру принялись нарезать, перемешивать и запаковывать в продукты абсолютно разные кэшфлоу: долг по кредитным картам, автомобильные кредиты и даже арендный доход крупных лендлордов (LBS – lease backed securities), что, к слову, весьма актуально для Гонконга с его перегретым арендным рынком. Крупные автопроизводители в США, например, открыли в секьюритизации потрясающий источник дешевого финансирования:
1) Продаешь населению автомобили в кредит;
2) Сразу за звонкую монету реализуешь права на платежи по этим кредитам своему собственному SPV, оформленному как bankruptcy remote entity (это как безотзывной траст, только для юрлиц; офшорная компания, которой без операционного контроля владеют третьи лица, и куда в случае банкротства материнской структуры не дотянутся кредиторы);
3) От имени этого SPV выпускаешь обеспеченные этими автокредитами бонды (ABS) с гораздо меньшей доходностью, чем должна была бы предложить сама обремененная долгами материнская компания, если бы выпускала Senior Unsecured;
4) SPV зарабатывает спред между ставкой потребительского автокредита и доходностью своего бонда;
5) ..И на эти деньги покупает у тебя новые потребительские кредиты.
Риск кредитов, таким образом, полностью отдан инвесторам в ABS, а деньги за проданные в кредит автомобили материализуются на счету Ford и General Motors практически одномоментно.
Все, что было можно, успешно секьюритизировали, но в 2008 рынок ABS накрылся медным тазом – самым неприятным образом вскрылась прежде остававшаяся без внимания проблема конфликта интересов между банками, выпускающими бумаги, и их покупателями (транфер рисков по кредитам создал мотивацию выдавать их кому угодно, в неограниченных количествах, а рейтинговые агентства (и регуляторы) проспали проблему, по привычке шлепая ААА на все, что внешне выглядело диверсифицированным). Это привело к пузырю на рынке недвижимости, обвалу и кризису.
Финансовым инноваторам наших дней нужно было придумывать что-то новенькое – и у нескольких, о которых я расскажу завтра в обещанной заметке про оборотный капитал, это получилось.
#индустрия #секьюритизация