Ап Лэй Чау сегодня известен разве что как конечная станция South Island line, где можно найти съёмное жилье чуть дешевле, все ещё не покидая пределов острова и оставаясь в шаговой доступности от метро; в прежние времена остров был местом расположения главной городской ТЭЦ, впоследствии перенесенной на Ламму, а гавань в проливе - естественным убежищем рыбаков во время тайфунов. Однако, в целом, история его скучна и однообразна - если не считать одного по-настоящему гангстерского эпизода, произошедшего во время Второй Мировой войны.
В 1938, когда инциденту у моста Марко Поло и японскому вторжению в Китай было уже больше года, колониальная администрация Её Величества получила добро на осторожное военное сотрудничество и обмен развед.информацией с гоминьдановским правительством Чан Кайши. Для координации этого сотрудничества в Гонконг был тайно направлен китайский адмирал и герой войны Чэнь Цэ (陳策), в романизации кантонского варианта имени известный также как (Andrew) Chan Chak. Несмотря на отсутствие потерянной годом ранее при обороне хумэньского форта ноги, Чэнь Цэ, опасаясь японских информантов в городе, из всех возможных профессий принял на себя в Гонконге роль биржевого брокера, и даже открыл на Педдер-стрит липовую брокерскую контору.
Долго ли, коротко ли, но в начале декабря 1941 игры с британским якобы нейтралитетом закончились ввиду высадки японцев в Малайе и бомбардировки Сингапура, после чего Черчилль объявил Японии войну (сделано это было в церемонном письме, подписанном 'Your obedient servant', за что премьер-министра очень критиковали дома; Черчилль знаменитым образом отвечал, что, когда собираешься кого-то убить, то можно хотя бы оставаться в рамках приличий). Не слишком укреплённый Гонконг
продержался под натиском японцев чуть больше пары недель, в течение которых наш знакомый безногий адмирал уже не притворялся маклером, а командовал небольшим гоминьдановским контингентом. Но утром 25 декабря
губернатор Марк Янг, о котором мы уже на канале писали, передал Чэнь Цэ весточку, что колония вынуждена будет капитулировать.
Около 3 часов пополудни в этот день, ставший известным в истории Гонконга как "Чёрное Рождество", ранее высадившиеся в районе Ван Чая японцы прорвали последнюю линию обороны на Сентрал и устремились к зданиям администрации и военного командования. Всем, кто мог, было предложено взять судьбу в свои руки, и группа из 68 британских и китайских солдат и офицеров, включая Чэнь Цэ, попрыгала по машинам и понеслась на юг острова через затянутый дымом город, находу отстреливаясь от преследующих японцев. Шэнван, Сай Йин Пун, Покфулам.. Закрытые двери и окна, пустынные улицы, визг колес преследуемых и преследователей. Именно в бухте у острова Ап Лэй Чау, с которого мы начали свой рассказ, бегущих ждали пять потрепанных в более ранних столкновениях моторных катеров - все, что осталось от дислоцированных в городе британских ВМС.
Недалеко от того места, что вы видите на фото вверху, они побросали машины и прыгнули в воду, пытаясь вплавь добраться через мелководье до стоящих на приколе судов; Чэнь Цэ отстегнул и бросил мешавший плыть протез. Уже в воде в его ранила в запястье пуля преследователей, и, оставшись с одной рукой и одной ногой, он едва не утонул, но был вовремя подобран командой катера. На всех парах, обстреливаемые как с берега, так и с воды, пять катеров и 60+ человек совершили экстремальный побег, вечером того же дня высадившись в Нань'ао, материковом Китае, где тоже рыскали японские войска. Затем - 4 дня пешего пути до контролируемого Гоминьданом Хуэйчжоу, откуда британцы, отдохнув, направились воевать к своим в полыхающую Бирму, а Чэнь Цэ и его офицеры улетели во временную столицу в Чунцине.
Адмирал за подобные приключения быть провозглашен Рыцарем-Командором Ордена Британской Империи (KBE), и в этом качестве, повоевав, в 1945 году заступил на пост мэра Гуанчжоу.
Теперь вы знаете, что из крупных городов Южного Китая не только Гонконгом рулили британские рыцари... И биржевые специалисты. #город