
Казалось бы, суммарный интеллектуальный вес всех, кто десятилетиями исследует данные, решает ковариационные матрицы, бесконечно оптимизирует фит регрессионных моделей и разбирается с непостоянной дисперсией случайных ошибок с помощью теста Бройша-Пагана (thx cfa), давно уже должен был прорвать саму ткань времени, отделяющую, как в Лангольерах, мертвые и непахнущие цифры ушедшего торгового дня от свежих и пенящихся котировок будущего; однако, на практике, реальные успехи на этом поприще все так же разбиваются о проблемы фундаментальной ненормальности ценового распределения, спотыкаются о его толстые хвосты, страдают от смены режимов, наличия необходимых произвольных параметров и просто характерного для любой жизни хаоса. Возможно, именно это и свело однажды с ума бедного мистера Туми.
Если кто-то смотрел гонконгский фильм "Жизнь без принципов" ("奪命金"), про который я узнал из рекомендации коллеги Рантье, там есть персонаж 'Пантера', добрый, но туповатый бандит, который пытается найти деньги для того, что выручить из беды своих друзей по преступной группе. В поисках средств он приходит к своему знакомому биржевому спекулянту, который рассказывает ему про торговлю фьючерсами на Hang Seng, после чего Пантера проводит все ночь, таращась на ежедневные цифры закрытия индекса в последние несколько месяцев. "Вверх", бормочет он, - "вниз, вниз, вверх, вниз".
Под утро Пантера находит закономерность, которая объясняет все прошлые вверх и вниз, и, самое главное, позволяет ему сделать вывод о завтра, и идёт к брокеру, ощущая себя неуязвимым.
Используя даже хорошо специфицированные статистические модели, или, не дай бог, разные там головы и плечи для предсказания краткосрочного движения цен, мы находимся лишь в чуть-чуть лучшем положении, чем Пантера.
- 'A strange game, - если уж я позволил себе совсем погрузиться в киноцитаты. - The only winning move is not to play.'