
Европейские страны, безуспешно пытающиеся собрать каких-то жалких налогов с американских техов: QUE, key money? А что, так можно было?
Один из тех моментов, я уверен, когда все в комнате, включая Наделлу, проглотили язык и, сохраняя невозмутимый вид, покрутили головой по стронам, сканируя лица в попытке понять, все ли услышали то же самое.
Государство, заставит иностранную компанию продать бизнес домашнему покупателю (очень восточноевропейский playbook, но ладно, примеры бывали), так ещё и хочет себе долю, чеком в казначейство? (Чеком в офшор было бы понятнее, но это когда нет национальных элит). С чем сравнить бы - ну это как если бы государство внезапно стало публичной компанией, а потом дало себе монополию на все виды деятельности. Или, лучше, беря более реальный пример: если бы публичный оператор биржи (например, HKEX) объявил, что теперь все публичные компании в Гонконге облагаются налогом на прибыль в пользу SEHK:0388. Короче, агрессивное коммерческое поведение, которое 1) было бы признано государством незаконным, если бы не исходило от него самого (ха, кому ты будешь звонить, я сам мент!) 2) переворачивает концепцию государства как установщика и охранителя правил игры с ног на голову. Если государство теперь кредитор, акционер, инвестор, и одновременно регулятор и полицейский, то этот инвестор обречён превратиться в рейдера - с самой большой дубиной в истории.
Ну и, конечно, это очередной пример вольностей Зевеса, недоступных никому больше. Предвыборные коммуникации могут внести небольшой временный раздрай, но в среднесрочной перспективе, уверен, американский эстеблишмент и общественное мнение эту стратегию одобрят полностью. Века утонченных дискуссий о свободном рынке заканчиваются ровно там, где падает стрела от чужого племени - в 80-х так было с Японией, сегодня с Китаем - после чего разговоры переходят на вилы, копья и national security threat.
Трампу просто не сказали, что обычно это делают немного тоньше - он как ребёнок, который бахает в открытую то, что детским чутьем угадал из взрослых намёков и недомолвок (имеющейся политической традиции). Всем немного неловко, но и облегчение тоже есть - наконец-то можно перейти к делу.