Size: a a a

2018 March 30
PhilosophyToday
Выхинская критика французской мысли

«Почётная грамота префекта ВАО В. Тимофеева вручена на днях ректору Московского гуманитарного университета, доктору философских наук, профессору Игорю Ильинскому.

Грамота вручена с формулировкой: „За многолетний добросовестный труд, профессионализм и компетентность, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов и в связи с 80-летием со дня рождения“:

Игорь Ильинский стал ректором Института молодёжи, что на улице Юности, д.5 (Вешняки) в 1994 году. За время работы нового ректора институт стал сначала Московской гуманитарно-социальной академией (2000 г.), а затем Московским гуманитарным университетом (2003). За прошедшие годы вуз стремительно развивался и укреплялась его материально-техническая база.

Сейчас студенческий городок гуманитарного университета — лучший в России: 5 учебных корпусов, 4 общежития, 1 культурный центр, 1 спортивный комплекс. Территория 55 гектаров с ухоженными аллеями и пешеходными дорожками, березовой рощей и старинным яблоневым садом граничит с архитектурно-парковым ансамблем „Кусково“.

Игорь Ильинский не только педагог и учёный. Он также публицист и литератор, автор сценариев нескольких телевизионных и радиоспектаклей, писатель и поэт.

На днях в серии „Отечественная мысль новой и новейшей истории“ издательства „Терра“ вышло Собрание сочинений профессора И. М. Ильинского в пяти томах».

Вот такие люди живут по соседству!
источник
2018 March 31
PhilosophyToday
Начнем с неймдроппинга. Славой Жижек, Ноам Хомский, Брайан Ино, Саския Сассен, Памела Андерсон, Сречко Хорват, Жан-Мишель Жарр, Янис Варуфакис, Оливер Стоун, Вивьен Вествуд. Не хватает только Боно. Кажется, у всех этих людей один пиар-агент, сколотивший бэнд «За все хорошее против всего плохого». Вчера эта компания с присоединившимся к ним бывшими аналитиками ЦРУ, бенедиктинскими монашками и отставными послами подписала письмо об освобождении Ассанжа, спровоцированное в том числе заявлением замглавы британского МИДа Аланом Дунканом, обозвавшим Ассанжа мелким жалким червем https://clck.ru/D6WoR

Неймдроппингом и продолжим: Григорий Юдин, Виктор Каплун, Вольфганг Хойер, Андрей Олейников, Александр Филиппов, Татьяна Вайзер, Арсений Куманьков, Виктория Файбышенко, Теодор Шанин, Михаил Рожанский, Дмитрий Рогозин, Артур Вафин, Василий Жарков, Константин Гаазе, Валентин Гефтер, Алексей Глухов, Андрей Десницкий, Игорь Клямкин, Галина Козлова, Александр Марей, Александр Марков, Сергей Митрофанов, Оксана Мороз, Андрей Олейников, Глеб Павловский, Михаил Фишман, Ирина Чечель, Валентин Шелохаев, Константин Эггерт, Станислав Белковский. И это еще не все, кого вы можете увидеть и услышать на заседаниях второго дня «Путей России» https://clck.ru/D6Wpc

Но мы туда не пойдем, а вот куда мы бы лучше сходили сегодня, в субботу, 31 марта:

На ВДНХ празднуют день рождения Музея кино https://clck.ru/D6Wqg Дата некруглая — 29 лет, потому и празднуют не очень.

В Третьяковке показывают свердловские мультики https://clck.ru/D6×3i Название одного нам очень понравилось: «Девочка дура».

Борис Клюшников с Владимиром Дубоссарским говорят об образах https://clck.ru/D6×5B

В «Циолковском» состоится презентация книги Андрея Тесли «Русские беседы» https://clck.ru/D6×5i

Есть два имени, которых остро не хватает на конференции «Пути России». Первое — Виктор Вахштайн. А второе — Сергей Медведев. Но если с первым все непонятно, то второй уехал в живописную грузинскую деревню у подножия Казбека на весеннюю школу «Политика насилия на постсоветском пространстве» (до 6.04) https://clck.ru/D6Wrj мы тоже были в Грузии, нам там не понравилось.
источник
PhilosophyToday
Как надо лекции читать! Социолог Светлана Ерпылева на весенней школе "Гуманитариус" Тюменского госуниверситета.
источник
PhilosophyToday
Читатель пишет:
«Я не умею завязывать галстуки. От слова совсем. Ни бабочку, ни обычный. Да и рубашки ношу раз в сто лет, так что это не особая проблема.  
Но, когда я был в Париже и помогал одной знакомой писать её диссертацию, мы были приглашены на тусовку, где требовался костюм. У неё был костюм её бывшего любовника, который был габаритами чуть больше меня, но так, что смотрелось уместно (костюмы свои я не брал, так как был уверен в неформальном отдыхе). Но тут возникла проблема - галстук. Ни я, ни она завязывать их не умели.
После получасовых попыток научиться, мне пришло в голову просто выйти на улицу и начать спрашивать рандомных людей. В итоге, после того как дважды какие-то чуваки сознались в неумении, я понял, что поможет мне в этом пожилой француз. Когда пожилой француз был найден, то оказался несколько шокирован, что к нему подлетает парень и начинает на английском объяснять что-то про костюм и размахивать галстуком. В итоге подошла моя подруга и перевела ему уже на французский. Он улыбнулся и завязал мне галстук.»

Мораль: галстук нужно уметь завязывать, даже если ты континентальный, а не аналитический философ (у последних преимущество, но об этом в другой раз). Ведь никогда не знаешь, когда получишь от девушки костюм её бывшего любовника, а старичка-француза может рядом и не оказаться.
источник
PhilosophyToday
Добрый день
источник
PhilosophyToday
Как ведущие отечественные интеллектуалы реагируют на бытовые неурядицы? Вот вам небольшая подборка:

Профессор ВШЭ Сергей Медведев об очередях в аэропорту: «В итоге главный продукт, который мы производим, это коммуникация, эмоциональная и бестолковая, гигабайты лишних слов и эмоций при уяснении и обосновании собственных прав, чистая транзакционная издержка, пар в свисток. И главный вопрос: является это коллективное творчество масс, непрерывное создание исключений — размыванием норм, распадом институтов, социальной аномией — или новым, специфически местным, институтом?»

Доцент МВШСН Оксана Мороз о том же самом: «Логика борьбы за права любого другого приводит к размытости этого другого. И тогда исключение как дискриминация разного рода (в том числе, и позитивная дискриминация) перестает быть индульгенцией для борьбы за права. Сама романтика и прагматика этой борьбы превращается в нулевую точку социальной коммуникации. С одной стороны, личное это политическое — уже для всех. А, с другой стороны, все публичное настолько пропитывается аффектами личного, что с трудом настраиваются какие-то механизмы коллективных решений, конечно же, предполагающие разворачивание микрофизики власти».

Профессор РГГУ Валерий Подорога о пробках: «Пробка — это явление законченно антиобщественное, она не только стирает различия между людьми, но и подавляет, репрессирует, утомляет, уродует, извращает, обманывает, ставит ловушки и т. п. Пробка забирает у нас бесценное время позитивной человеческой энергии. Помнится когда-то заметное место в экономике социалистического дефицита занимала очередь (очередь-за-чем-угодно). В чем же отличие пробки от очереди на эволюционной шкале постсоветского развития? На первый взгляд отличий нет. Пробка — это та же очередь, но дефицитом выступает теперь свободное пространство; вместе с машиной надо покупать и время поездки, и дорогу, и место назначения. Иномарка — знак благосостояния, престижа, потребительского нарциссизма, но и верный способ заманить вас в пробку, и оставить там навсегда. Такова плата. Человек в пробке — это антиобщественное животное, и вытаскивать его из этой нравственной бездны, конечно, не возможно случайной нормой политкорректности».

Ровно в 16 часов 40 минут Васисуалий Лоханкин объявил голодовку. Он лежал на клеенчатом диване, отвернувшись от всего мира, лицом к выпуклой диванной спинке. Лежал он в подтяжках и зеленых носках, которые в Черноморске называются также карпетками. … Упиваясь своим горем, Лоханкин даже не замечал, что говорит пятистопным ямбом, хотя никогда стихов не писал и не любил их читать.
источник
PhilosophyToday
Добрый вечер
источник
PhilosophyToday
«Почему исследования счастья и благоденствия так интересуют спецслужбы и военных? Подобная связь наук о поведении не объясняется только лишь внешним интересом „плохих“ политиков-манипуляторов, но объясняется их внутренними задачами: их цель состоит в том, чтобы найти „средства, с помощью которых нас можно „подтолкнуть“ в направлении нашего подлинного счастья, как его понимают позитивные психологи“. Это „подталкивание“ не предполагает, что индивиды будут преодолевать свою „иррациональность“. Наоборот, современные науки о поведении „ставят целью использовать нашу иррациональность“, поскольку они рассматривают нас „скорее как объекты манипуляции, нежели рациональных агентов“.»

Скомпилировав примерно из трех источников, включая «Куклу и карлик», Жижек набросал для The Independent свежую колонку про то, как связаны скандал с утечкой больших данных из фейсбука в «Кембридж Аналитика», новая поведенческая психология, экономическая теория счастья и интересы спецслужб https://clck.ru/D6bqM
источник
2018 April 01
PhilosophyToday
Доброе утро
источник
PhilosophyToday
Вы уже посмотрели первую серию нового сериала Дэнни Бойла «Траст»? Тогда вам точно сюда.

Итак, куда в день дурака податься?

1 апреля, воскресенье

В библиотеке Некрасова соберется ридинг-группа по истории хип-хопа. Наша замечательная знакомая и ученица Саши Бикбова Татьяна Пырова проявляет новые грани таланта https://clck.ru/D6dQq

Там же Боря Клюшников зачем-то читает странную книжку «Носорог Витгенштейна» https://clck.ru/D6dYs Мы не знаем, зачем он это делает, ведь мы уже ее прочли https://goo.gl/rYDCXt

В Сахарнице можно вслепую погулять https://goo.gl/H8YVYm

А в театре Ермоловой философ Сергей Шнуров и некоторые народные артисты читают вслух сценарий «Неуловимых мстителей» http://www.ermolova.ru/afisha/view/96/

В небогоугодном Гоголь-Центре Хабенский, Гармаш и Дапкунайте тоже читают вслух какие-то рассказы https://goo.gl/TcRGX9

Все, о чем невозможно сказать, нужно сыграть: на новой сцене Александринского театра будут играть музыку, которая типа иллюстрирует ЛФТ Витгенштейна https://clck.ru/D6dUh

А можно дома, сложив закуски пирамидкой, отметить 110 лет со дня рождения психолога Абрахама Маслоу.
источник
PhilosophyToday
Скандал дня: студент ВШЭ украл статью у доцента ВШЭ. Если точнее, то некто Сергей Алумов расшифровал лекцию Александра Марея с «Постнауки» о том, как Аристотель изобрел Европу, и опубликовал ее на сайте журнала «Дилетант», выпускаемого либеральной тусовкой. Вот пара ссылок https://clck.ru/D6eZh и https://clck.ru/D6ea4.

Скандал кипит уже полсуток, за это время редактор сайта извинилась перед профессором, извинился и сам Алумов. К побоищу подключились многочисленные «просветители», побежавшие искать на «Дилетанте» плагиат своих выступлений. А сам доц. Марей угрожает доносом в ректорат ВШЭ с требованием отчисления незадачливого студента.

Надо отдать должное студенту, он не зассав пришел в каменты и, собравшись духом после первоначального посыпания головы пеплом, довольно успешно отбивается. Звучат и вменяемые голоса, как например Кирилл Осповат призывает успокоиться и понять, как работает система, производящая «плагиат» даже там, где он или не нужен или необоснованно опознается.

С нашей стороны можем только отметить проблемы, которые возникают в связи с транзитом контента из различных медиаполей, в том числе в связи с википедизацией архива, которые зачастую производят эффект плагиата.

Когда у нас будет посвободнее со временем, обязательно составим сумму против борцов с «плагиатом». Даром что ли много лет занимались тематикой scientific fraud.

UPD: Однако страсти не утихают. Подтянулись стратегические  резервы: профессор ВШЭ Александр Филиппов обвинил несчастного студента не просто в краже у какого-то там преподавателя, а в ограблении выдающегося ученого, который, цитата, работает с источниками. Так что студенту, чуем, непоздоровится.

Кроме прочего, логика скандала рискует затянуть в него еще одну сторону. Филиппов с возмущением отметил, что обнесенная студентом "Постнаука" никак не реагирует на поведение ограбившего его "Дилетанта". Интересно, среагируют ли Ивар Максутов и Андрей Бабицкий на провокацию старшего коллеги, которого они так уважают?
источник
PhilosophyToday
Что такое двойственные чувства? Когда теща летит в пропасть на твоем «Мерседесе». Наверняка нечто подобное переживает сейчас социолог Виктор Вахштайн после того, как его в позитивном ключе процитировал враг российского государства блогер Алексей Навальный https://clck.ru/D6ebx
источник
PhilosophyToday
Истина, как известно, в вине. Но тем боле странно, что вин с философскими брендами так мало. Мы, к примеру, продегустировав за последние пару лет порядка полутысячи бутылок, так ни разу и не встретили подобных вин.

Тем не менее, поиск по винным справочникам дает кое-какие результаты.

Разумеется, на первом месте по упоминанию философии идут вина греческие. Сами по себе греческие вина ужасны, страна с древнейшим виноделием оказалась в заложниках собственной гордости и вовремя не встретила винную революцию. К тому же, спасибо османам, традиция виноделия в Греции прерывалась на многие сотни лет.

Ну, так вот греки.

Начнем с Domaine Mitroulis Philosophia Dry Red 2007, бленд на основе каберне, есть и другие винтажи этой молодой винокурни, злоупотребляющей органическим замледелием и расположенной в греческой Македонии. Кроме того ребята выпускают белое вино с оригинальным названием Philoxenia. Вероятно, так намекая на главного врага виноградников – филлоксеру, уничтожившую европейский рынок вина в 19 веке. Ну, или просто они считают себя гостеприимными хозяевами, в противоположность ксенофобам.

Да, в Бразилии тоже делают вино! В том числе и "философское". Вот винокурня Tempos из-под Сан-Пауло, она в 2014 году выпустила каберне фран Philosophia Reserva. Как нам рассказывали бразильские друзья, местное вино полностью потребляется бразильцами и не идет никуда на экспорт, в отличие от Аргентины и Чили. Пока местная винодельческая индустрия недостаточно развита, хотя Бразилия потенциально считается не только крупнейшим рынком сбыта вина, но и производителем.

Но наш выбор - калифорнийский бленд каберне совиньон, мерло и пти сира Aquinas Philosopher's Reserve из долины Напы. Винокурня так и называется "Аквинат". Вот как о нем отзываются народные сомелье: "Темно-рубиновое на цвет, с выделяющимся запахом ягод и шоколада. Среднетелое вино, покоряет вас смесью оттенков вкуса малины, сливы и какао на небе, долгим послевкусием и мягкими танинами". Рейтинг вин чуть выше средних.

А вот еще немного калифорнийского вина: Danny Seo Philosophy Prosecco Extra Dry для вашего аристократического (или дегенеративного) утра. Интересно, что философия здесь не на стороне имени вина, а часть названия винодельни: "Философия Дани Сео".

Философское вино в США делают еще и в Вирджинии. Винодельня Greenhill вообще выпускает целую лиейку вин с "умными" названиями: красное Greenhill Ontology – бленд каберне совиньон, каберне фран и птивердо; Greenhill Virginia Philosophy; Greenhill Virginia Eternity; Greenhill Mythology и как Жижек говорит, so on, so on, so on…

Что бы мы, конечно, при случае обязательно не упустили, так это вино "Философский камень" винокурни Кемберли из Стеленбоша, ЮАР: Camberley Philosophers' Stone. У этого бленда каберне совиньон, каберне фран и мерло довольно высокий для Vivino рейтинг – около четверки. Вообще, мы не верим в достойные лучшего попытки южноафриканских виноделов сварганить бордо, да и вообще на наш вкус их чистые сира, пинотажи и особенно каберне получаются куда лучше. Но жаль, что это вино нам не попалось во время прошлогодней поездки в эту страну побежденного апартеида.

В Австралии тоже ценят философию, мы даже видели в Мельбурне самые настоящие "Школы жизни", где хипстерам предлагают курсы по Жижеку. Винодельня McGuigan из долины Хантер, что севернее Сиднея, выпустила в 2010-м бленд шираза с каберне совиньон под названием The Philosophy. Стоит вино кучу денег – более ста австралийских долларов, но и рейтинг у него ого-го!

Чем длиннее титул, тем меньше надел. Особенно это касается вин французских. Вот вино из долины Луары: Musset-Roullier Loire Valley Petit Clos La Philosophie Du Bel Ouvrage Anjou Villages – это каберне фран звучит как маленькое стихотворение. Или белое вино той же винарни Musset-Roullier La Philosophie du Bel Ouvrage Raisins Confits – шенин блан.

Впрочем, можно остановиться на белом вине из редкого пти-корбу с незамысловатым названием "Философский сад". Вино Le Jardin Philosophique производит Alain Brumont в Кот-де-Гасконь, известном арманьячными сортами. Хотя потребители его скорее ругают.
источник
2018 April 02
PhilosophyToday
Тема гомосексуализм и Хайдеггер так же неисчерпаема как электрон. Литературно-художественные геи сплошь и рядом от Макса фон Ауэ из «Благоволительниц» Литтела до еврея Оливера из «Зови меня своим именем» Андре Асимана тащатся от Хайдеггера что ваша винишко-тян от Кафки. Да и где бы был современный феминизм без бесконечных перечитываний Хайдеггера Иригарей и Батлер? Жижек шутил, что гомосексуализм — это скрытая истина самой власти, но что если обернуть его высказывание: что если гомосексуализм есть власть истины, истины изначальной, алетейи, как и говорят в одноименном фильме Луки Гуаданьино, снятом по вышеупомянутому роману?

Есть, вероятно, два гомосексуализма: культурный, который ставит фильму о Хайдеггере и геях сверхрейтинг на «гнилых помидорах» и провожает премьеру на Сандансе десятиминутными овациями, и собственно гомосексуализм, который остался в бешенстве от вырезанных из фильма постельных сцен. И не видим ли мы прямо сейчас форму культурного присвоения гомосексуализма в многочисленных гей-френдли заведениях (в Берлине других и не найти, что обессмысливает саму надпись на их дверях), кинопроизводстве, литературе и гендерных исследованиях, целью которого является ни что иное как деактивация протестного потенциала гомосексуалистов? Впрочем, истинным из сегодняшнего дня было бы, пожалуй, именно оборачивание этого тезиса: именно в той степени, в которой гомосексуализм оказался апроприирован современной западной культурой, ему и приписывается подрывной и протестный потенциал. Сегодня мы ничего толком не знаем о борьбе геев за вои права в странах, победивших гомофобию, разве что не по фильмам вроде «Харви Милк». И главная проблема этой культурной апроприации состоит как раз в том, что старой борьбе локальной сексуальной группы за свои права задним числом приписываются универсалистские претензии. Нет ли в этой ложной универсализации как раз ключа к деактивации того протестного потенциала против капитализма, который возможно когда-то и был спрятан в ранних движениях гомосексуалистов за права гражданской и политической репрезентации и общественного признания в качестве новой нормы или терпимой девиации? Одно ясно точно: как и со всеми победившими революционерами, переписавшими историю под себя — о борьбе геев за свои права сегодня мы знаем точно больше, чем это знали боровшиеся за свои права геи.

Возвращаясь к Хайдеггеру: то, что истина онтологического различия давно уже присвоена в форме различия сексуального, отнюдь не новость. Но что, если непристойные, фашистские коннотации мысли Хайдеггера точно так же касаются того, что затем повлияло на гендеризованную философию — в форме ли отказа от такого наследия, в форме ли принятия, неважно: каков грязный, гомосексуальный и некультурный остаток мысли Хайдеггера?

Впрочем, мы отвлеклись. Сегодня, 2 апреля, понедельник. Вас ждут следующие интеллектуальные события:

Беседа с нашим другом поэтом Данилой Давыдовым «Антропология пространств культурного изъятия» https://clck.ru/D6mkp

Презентация книги Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России» https://clck.ru/D6mpj

Лекция Федерико Кампаньи «Космогонии: Техника и Магия» https://clck.ru/D6mgB

Лекция Владимира Гельмана «Исключения и правила: „истории успеха“ и „недостойное правление“ в России» https://clck.ru/D6mnm
источник
PhilosophyToday
Дэнни Бойл приходит в нашу жизнь теперь и так.
источник
PhilosophyToday
Мы думали, когда же эскалация скандала между доцентом Мареем, представляющим ВШЭ, и студентом ВШЭ, представляющим журнал «Дилетант», то есть радиостанцию «Эхо Москвы» дойдет до Путина? Не прошло и суток. Крайне нелюбимый в родном Волгограде за грантожорство когда все остальные голодали, а ныне иностранный агент и профессор питерского ВШЭ политолог Иван Курилла возвысил свой голос и призвал президента к ответу. Пост подзамочный, поэтому без ссылок. Но пост выдающийся, Илья Файбисович не прав не бывает.

Кукиши в кармане, подзамочные посты с призывом к общественности, взаимная любовь в комментариях, что может быть лучше?

Заодно выяснилось, благодаря Курилле, что хуже плагиата в науке ничего нет (да ну!), что в просветительской и научно-популярной деятельности нельзя без прибавочного продукта: типа фарцевать найн, а вот если приклеите — как советские кооперативы — какую-нибудь хуету на джинсы, то вот и можно.

Ощущение, что публика рехнулась. Вот уже и студент РАНХиГС пошла на студента ВШЭ с требованием отчислить гадину. А у доцента Марея наступил звездный час. Осталось дать комментарий зарубежным СМИ и Путин в отставку уйдет.

В чем причина истерики Марея? Неуважение СМИ, причем своих же? Не Первого канала там, не малафеевских или громовских приспешников. Или «наших бьют»? Зачем заставлять себя уважать такими отнюдь не респектабельными способами, да еще и по столь ничтожному поводу?

PS: В комментарии к Курилле явился неординарный мыслитель Эткинд и посоветовал читать Гиббона про упадок и гибель одной империи. Ты слышишь нас, студент ВШЭ Сергей Алумов? Гибель путинской России начинается с тебя.
источник
PhilosophyToday
Нормальная реакция нормального учащегося. Но если вы боитесь плагиата, просто попробуйте хотя бы раз в жизни спичрайт.
источник
PhilosophyToday
Ого, история доцента Марея всколыхнула аж Пархомбюро! Где-то в далеких комментариях забытого фейсбука журналист Сергей Бунтман («Эхо Москвы») принес некие извинения. Получавется, что известные борцы с плагиатом (см «Диссернет» — сам Бунтман, Дымарский, Пархоменко и прочие честные люди) другой рукой продюсировали издание, состоящее сплошь из плагиата. И отличать электронный «Дилетант» от бумажного «Дилетанта» не спасет.

Сегодня к скандалу подключились запасные части, маршевые батальоны и на передовую наконец-то приехала кухня: Кукулин, Ямпольская и прочие. Кстати, последняя ответила на вопрос, который мы вчера ставили: что же такого случилось, что они все встали на дыбы? Как один студент мог обидеть целое профессорское сословие?

А вот как.

Оказалось, что все они скопом производят контент, который может быть запросто произведен мусорным инфосайтом.
источник
PhilosophyToday
Добрый день
источник
PhilosophyToday
Если у тебя не воровали контент, то ты не был доцентом, если ты не воровал контент, то ты не был студентом.
источник