Вы наверняка часто сталкиваетесь с обвинениями философии в том, что она — не более чем идеологический дериват. Прикрытие политических амбиций, зачастую неявных и для самого философа, тогда как за спиной его, надувающего щеки и важно пыхтящего, развертываются стратегические силы, оправдывающие его речами свои претензии на господство.
Так или примерно так рассуждал Пьер Бурдье, когда столкнулся с сопротивлением своей теории социальных полей и габитусов не в теории, а на практике, где его атаковали академические философы. Впрочем своей мишенью он избрал наиболее отвратительных из философсоф ХХ века — а именно шайку так называемых новых философов, Бернар-Анри Леви, вот это вот все. По ходу дела Бурдье написал программную работу «Политическая онтология Мартина Хайдеггера», в которой на примере самой радикальной философской попытки самообоснования в ХХ веке постарался показать уровень политических инвестиций в подобное предприятие.
Наш друг и коллега Александр Бикбов в свое время замечательно перевел этот текст и продолжает работу по имплементации бурдьеанской разоблачающей стратегии на отечественную почву. Александр подготовил ряд проектов по истории отечественной философии (временами отвлекаясь на локальные проекты вроде пресловутого «НИИ митингов»), которые реализовывает вместе с группой своих учеников. Один из них, Егор Соколов, специализируется на уничтожении интеллектуальной репутации Мераба Мамардашвили и опубликовал об этом ряд статей, в том числе передовицей журнала «Логос»
Сам Александр в конце прошлого года выступил с программным докладом «Философское бессознательное и социология», в котором показывает, как именно нужно разоблачать философскую речь в ее претензиях на исключительность: никакой чистой мысли не существует. Недавно запись этого доклада оказалась в сети:
https://clck.ru/D7fL2Не то, чтобы мы не считали такое радикальное социологизаторство бесполезным, отнюдь. Некоторая работа, которую провел Егор Соколов, безусловно заслуживает внимания. К примеру, ему удалось показать, что Мамардашвили был соавтором целого ряда партийно-политических передовиц «Вопросов философии», что, как ему кажется, разрушает репутацию «одинокого мыслителя» и «диссидента». Статья об этом была опубликована в «Логосе» передовицей, к вящему ужасу половины редколлегии.
Нет, мы не отрицаем пользу социологии философского знания, в случае Бурдье или Коллинза («Социология философий») она нам кажется весьма забавным и интересным опытом. Однако радикальное социологизаторство, вместе с другими проектами, подрывающими право философской речи, вроде нового натурализма, набирает популярность. И им, как нам кажется, необходимо противостоять.
Здесь мы не готовы пока выкладывать «сумму против социологов», как мы это сделали в случае с борцами с плагиатом или Александром Эткиндом. И как, мы надеемся, в скором времени сделаем по поводу нового натурализма. Просто мы рекомендуем прочесть большую и содержательную рецензию на перевод книги Бурдье о Хайдеггере, где против радикально-социологизаторского подхода к философии приводятся достаточно убедительные аргументы. Вот эта статья по ссылке:
https://clck.ru/D7fZP