Мало нам было ревизионистских «Благоволительниц», теперь вот еще один товарищ подоспел с фамилией села Житомирской области. Нет, Антонио Скурати известен отечественному литературоведу, и даже нам — в РЖ при нас как-то публиковали его
рецензию на одну мало кому здесь нужную книжку. Но чего-то про его прозу мы тут не слышали. А между тем мужчина написал толстенный документальный роман про Муссолини, который HBO собирается экранизировать, а издательство «Харпер-Коллинз» закупило права на английский перевод.
Итальянские интеллектуалы, короче, увлеклись дуче — Скурати первым дуче, Соррентино — вторым, если не считать за полтора дуче еще и Джулио Андреотти, про которого тот тоже снял ленту.
А между тем 800-страничный «М» держится в топах итальянских книжных всю осень. Как пишет «
Нью-Йорк Таймс», неожиданный успех романа повлек широкую общественную дискуссию о наследии Муссолини. «В сознании итальянцев Муссолини остается неким тотемом, фигурой с большой харизмой, что-то вроде отца нации-извращенца, которого мы репрессировали», — заявляет прессе автор книги.
Репрессировали-репрессировали, да не вырепрессировали. Здоровенные портреты дуче встречают вас на чентрале Генуи и затем, вместе с его фото провожают вас по всему туристическому маршруту от улицы исторических палаццо до порта. Но, к слову, это не такая уж частая картина для современной Италии.
Фанаты Скурати утверждают, что роман является живым напоминанием об ужасах фашизма, что так важно для молодежи. Оппоненты же говорят, что нельзя память о дуче кантовать и переупаковывать в современную тару, в особенности когда к власти везде в мире рвутся правые популисты. Кстати, похожий
аргумент против литтеловских «Благоволительниц» высказывал жутко ему завидовавший Бине, утверждая, что штурмбаннфюрер СС не мог иметь сознание героев Уэльбека. А, собственно, как еще оживить роман, в котором, как автор утверждает, он «ничего не придумал»?