Size: a a a

2019 February 11
PhilosophyToday
Между тем утренняя статья Суркова вызвала целую бурю комментариев. (Как нам всем вас, Владислав Юрьевич, не хватало все эти годы!)

Алексей Чадаев, автор книги «Путин. Его идеология»: «Мысль о том, что у нас, в отличие от „у них“, deep state торчит ребрами и кишками наружу — я не согласен. Шоу с Арашуковым — лучший пример. То, что мы принимаем за торчащие наружу ребра и кишки deep state, на самом деле такие же точно декорации — есть забор, но в заборе есть дырка, куда постоянно смотрят миллионы заинтересованных глаз трудящихся; и именно для этих глаз делается спектакль, изображающий внезапно некое „на самом деле“ — естественно, ритуально-показное ничуть не в меньшей степени. Нет-нет, своё deep state у нас очень даже имеется, и называется оно „мужики в бане“, и представляет собой энигму столь же сложно заkhuеверченную, как и „глубинный народ“, который ровно те же самые мужики в бане и есть, ибо народ и партия едины».

Андрей Ашкеров, автор книги «Сурковская пропаганда»: «Существование народа окончательно превращается в религиозную проблему, обсуждаемую на языке теодицеи. Одни отвлеченные доказательства сменяют другие, третьи и т. д. Однако это теодицея без всякого обожествления. После 1991-го года народ как был, так и остается развенчанным, низложенным богом. Этот бог мертв, и интерес к тому, был ли он когда-то живым, остается сугубо архивным. При этом верно и обратное: нет доверия к суверену, и ничего нет. Даже религиозных доказательств существования народа. Сурков, по сути, переворачивает теодицею: народ существует, пока суверен в это верит. Других доказательств не требуется. Другими словами, своим доверием народ никак не доказывает свое существование. Он всего лишь превращает разговор о себе в инфоповод. Нет повода — нет и проблемы».

На самом деле статья Суркова (если, конечно, писал ее он, хотя как можно не доверять подписи?) вообще не про народ. Ее месседж упакован в первом абзаце в двух словах — Putin State, государство Путина. Дурачок Венедиктов уже обозвал Суркова мыслителем, равным идеологам Третьего Рейха, но тут он изрядно промазал. Фюрерштадт различает фигуру лидера, фюрера, и фигуру собственно Гитлера в своего рода фрактально-матрешечных структурах власти, где у каждого дела на каждом месте есть свой фюрер. В случае же с государством Путина речь идет примерно о том, что апокрифический Сталин кричал политбюро в 1941 году: «Ленин оставил нам великое государство, а мы его просрали».

Суть новой идеологемы в том, что не стоит ни Западу, ни вам всем ждать, что российское государство развалится после того, как Путин уйдет. Другое дело, что какой-нибудь Венедиктов мог бы Суркову возразить: «Ельцин оставил нам свободную страну, а вы ее просрали!» И был бы в таком случае прав.
источник
PhilosophyToday
Уральский философ, идеолог и издатель, а также профессор ВШЭ Олег Матвейчев обвинил Суркова в плагиате: «Дело в том, что я сейчас сам пишу книгу под условным названием „Путинизм“. Как раз там пытаюсь выделить определённые вещи. Могу согласиться, что такое явление — путинизм — есть. Совершенно верно, [это идеология XXI века]. Но у меня такое ощущение, что то, что я сейчас пишу, у меня просто кто-то украл. Кто-то из моих коллег, с кем я это обсуждал, сделал утечку Суркову, и он решил меня опередить и сделать эту статью. Я удивлён и буду сейчас с коллегами разбираться, кто мог разболтать мою идею».

Трудно понять , как можно украсть идею колеса, например. Тогда как тем, кто постояно следит за зарубежной кремленологией. выражение Putin State, перегруженное негативными коннотациями, довольно хорошо известно.
источник
PhilosophyToday
Валерий Анашвили в интервью «Афише» (что само по себе уже событие) рассказал леденящую душу историю о том, как его друг, философ Михаил Маяцкий по драматической случайности не стал европейской звездой. Хороший кейс для социологии академического поля, как от какой-то полной ерунды зависят целые карьеры.

— В мае 2007 года Михаил Маяцкий (профессор отделения культурологии НИУ ВШЭ. — Прим. ред) выпустил по-французски книгу «Курорт Европа». В России она была издана Ad Marginem, это был дико интересный проект. Книга появилась как раз когда только-только возникла идея (и Жижек это говорил, и другие интеллектуалы), что меняется сама структура труда в Европе: она все больше поворачивается в сторону туризма, уменьшения производства и увеличения относительной доли сферы обслуживания, дигитализации труда. И вот в престижном издательстве, в замечательном французском переводе, выходит эта книжка, она должна была появиться во всех магазинах страны, получить блестящую прессу. Если книга имеет прессу, то продавцы делают выкладку у кассы… Книга моего друга вышла в издательстве, которое всегда имело хорошую прессу, в том числе и в массовых, и в серьезных профессиональных изданиях. У меня было полное ощущение, что автор должен был проснуться знаменитым, ведь это прекрасно написанная и актуальная книга. Но она вышла — и никакой реакции, ни одной рецензии, месяц молчания, два. Книгу задвинули на дальние полки в магазинах.

— Почему так произошло?

— За несколько дней до выхода книги издатель моего друга допустил ошибку, немного похвалив Саркози, который как раз стал президентом. И все левое сообщество, не задумываясь, подвергло его обструкции: они просто решили игнорировать книги этого издательства. И не было ни одной рецензии, все книги, выпущенные им в то время, провалились…
источник
PhilosophyToday
Много было людей, работавших на Суркова, много было людей, работавших против Суркова, а Борис Межуев был тем, кто умудрился поработать и против него и на него. По поступившей к нам информации, политолог Борис Межуев, сын философа Вадима Межуева, покидает Философский факультет в связи с переходом на работу в некую госструктуру (как будто МГУ — общественная организация). Мы искренне желаем Борису удачи и много денег. И очень жаль, что он оставляет факультет.

А пока вы размышляете о том, короток ли век политолога, мы предлагаем вам анонс некоторых мероприятий, запланированных на вторник, 12 февраля:

— Москва: Лекция Фуада Алескерова «Моделирование развития территорий» (ШуховЛаб).
— Москва: Что-то непонятное под названием Phenomenology of Darkness (до 14.02).
— Москва: Доклад Анастасии Топоровой «Переосмысление понятия тела: от образа к потоку» (ИФ РАН).
— Москва: Презентация никому не нужных людоедских книг Школы гражданского просвещения (Сахаровский центр). Только незаконченная книга Бунина хорошая.
— Москва: Презентация книги Александры Селивановой «Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР» (Музей Москвы).
— Москва: Дискуссия по книге «Гарвардский проект: рассекреченные свидетельства о Великой Отечественной войне» (У кентавра).
— Москва: Лекция Алены Агапиевой «Стыдливый маркетинг в музее» (МВШСН). Спросите у пиарщицы Третьяковки насчет штрафов за экскурсии для своих детей.
— Москва: Разговор Юрия Сапрыкина с каким-то мужиком о его новой книге про кино (Кинотеатр Пионер).
— Москва: Дискуссия в рамках школы DOXA «Что такое воображение?» (МВШСН).
— Москва: Лекция Алексея Масляева «Перформанс сегодня» (ММОМА).
— Москва: Доклад В. Кантора «‟Подпольный человек» против ‟новых людей», или О торжестве зла в мироустройстве» (ИФ РАН).
— Петербург: VII биеннале современной архитектуры (до 18.02).
— Пермь: Семинар «CITY & CULTURE» (до 13.02).
источник
PhilosophyToday
источник
2019 February 12
PhilosophyToday
У предшественницы Джудит Батлер, американского культурного антрополога Эстер Ньютон, которой та обязана рассуждениями про drag queen, а все остальные — первым антропологическим исследованием мира нью-йоркских гомосексуалистов, вышла автобиография под названием My Butch Career. Пишут, что в книжке очень живо и интересно описан мир лесбиянок среднего возраста второй волны феминизма из Парижа и Нью-Йорка, то есть в самом соку их карьеры. И также то, как на фоне их взросления гендерные исследования, ранее никого не волновавшие, в 80-х вдруг начинают набирать популярность. Вот было бы круто почитать, но пока книжку, к сожалению еще не украли, а 19 долларов за электронную версию жалко. Кстати, на поздних фотках Ньютон выглядит также здорово, как похудевший старик Деррида.

А пока вы думаете над тем, чью бы автобиографию вам хотелось бы прочесть, предлагаем ознакомиться с небольшим списком мероприятий, намеченных на завтра, среду, 13 февраля:

— Москва: Межвузовский научный круглый стол «Модное тело: одежда — поза — перформанс» (РГГУ).
— Москва: Доклад Виталия Куренного «Структура туристической индустрии в современной России» (ВШЭ).
— Москва: Презентация книги Дмитрия Кончаловского «Пути России» (Дом русского зарубежья).
— Москва: Лекция Бермет Борубаевой «Совместные практики фудшеринга и альтернативного питания» (Библиотека Некрасова).
— Москва: Лекция Якова Уринсона «25 лет российских реформ» (ПАРНАС).
— Москва: Лекция Алексея Старобинского «Современные проблемы космологии» (ВШЭ).
— Москва: Лекция Дениса Янченко «Русско-японская война: причины и последствия» (МСИР).
— Москва: Лекция Марии Нестеренко «1917. Женский взгляд» (Дворец пионеров).
— Москва: Дискуссия «Город как пространство воображаемого» (Музей Москвы).
— Москва: Лекция Софии Парамоновой «Криминал в искусстве: художники-преступники» (библиотека Достоевского).
— Москва: Лекция Павла Лебедева «Социальные сети глазами пользователя, маркетолога и исследователя» (к/ц ЗиЛ).
— Москва: Лекция Андрея Головина «Нужны ли генпланы российским городам?» (МВШСЭН).
— Подмосковье: VIII Социологическая школа ВЦИОМ и РАНХиГС (до 17.02).
— Тула: Лекция Людмилы Фрейверт «Хаосдолойпорядок!» (ТИАМ).
— Петербург: Лекция Мари-Пьер Бушоди «Франция: Новые культурные пространства и новые художественные практики» (Новая Голландия).
— Петербург: День рождения Оксаны Тимофеевой.
— Екатеринбург: Лекция Симона Кордонского «Экономика и социальная структура современной России» (Ельцин-центр).
источник
PhilosophyToday
Добрый вечер
источник
2019 February 13
PhilosophyToday
Марков Daily
источник
PhilosophyToday
ВВЕДЕНИЕ В ЧТЕНИЕ ПЬЕРА БУРДЬЕ

Почитай скорее муть
Пьера блядского Бурдье
Он писал такую жуть
Словно твой шоколатье

Габитус придумал, поле
И вагон другой хуйни
"Смысл практический" привольно
На досуге наебни

Влюбишься в него мгновенно
Бросишь тиндер, полный дур
И ты станешь ахуенным
Словно Путин или Кьюр
источник
PhilosophyToday
Пока отечественное арт-сообщество с восторгом открывает для себя тексты Тимоти Мортона пятилетней давности и устраивает ридинг-группы по штудированию постгуманизма, англоязычная аудитория продолжает знакомство с русским космизмом. В частности не так давно сайт Los Angeles Review of Books выпустил рецензию на антологию «Переосмысление человека: постгуманизм в России» (Academic Studies Press, 2018) под редакцией Коллин МакКиллен и Джулии Вайнгурт. Книгу мы сами не видели и затрудняемся дать ей однозначную оценку (на первый взгляд, разброс имен уж больно эклектичен). Но любопытен скорее сам факт постепенной легитимации космистской оптики в качестве одной из возможных интеллектуальных позиций за пределами России. Кто знает, может года через 3-4 и по-русски начнут читать:

«Для МакКюиллена и Вайнгерта радикальный постгуманизм в России исторически укоренен. Он предполагает, «кризис не столько доктрины гуманизма, сколько самой концепции человеческого существования в его центре. Ставя под сомнение ценности как таковые и релевантность человеческой жизни, постгуманизм радикален в своем негативном давлении». И кризис в российском контексте, конечно,  обусловлен возникновением и последующем распадом Советского Союза. История СССР дала россиянам то, чего американцы и западноевропейцы (пока) не имеют: противоядие от полного цикла революции, распада империи и общественного коллапса. Это означает, что российское понимание постгуманизма более разнообразно и в целом более развито. В свете текстов, собранных в книге «Переосмысления человека», ускоренная, техно-фетишистская версия постгуманизма в Силиконовой долине представляется наивной и циничной, в то время как версия постгуманизма в американской и западной европейской критической теории чувствует себя чрезмерно демонастративной, идеалистической и не соответствующей материальной реальности.

Как показывают МакКюиллен и Вайнгурт, российская культура сталкивалась с постгуманизмом на протяжении большей части 19-го и 20-го веков, часто в качестве важнейшего компонента массовой и популярной культуры. Генеалогия антигуманистической мысли восходит к резко антииндивидуалистическому видению коллективного спасения Достоевского. Но по-настоящему история постгуманизма в России начинается с Николая Федорова, учителя, библиотекаря и друга Толстого. Идеи Федорова нашли свою широкую аудиторию уже после смерти мыслителя, когда «Философия общего дела» (1906) была впервые опубликована. В этой книге Федоров формулирует агрессивно амбициозный план для человечества, который включает в себя вечную жизнь, воскрешение мертвых и межгалактическую космическую колонизацию. Конечной целью этой «общей задачи», как Федоров назвал свой проект, была самостоятельная эволюция человечества к полной автономии от природы. Хотя сам Федоров был консервативным православным христианином, стремление освободить человечество от оков необходимости перекликается с другими радикальными парадигмами XIX века, в том числе с марксистскими.

Экзистенциально освободительная направленность идей Федорова может объяснить, почему они стали столь влиятельными в дореволюционный и постреволюционный периоды, особенно в философско-политической тенденции, известной как космизм. Приветствуя революционную политику, космизм взял на вооружение концепцию Федорова о технологически обусловленном общественном разрыве с устаревшими формами человечества и применил эти принципы к коммунизму и анархизму. Космистская мысль оказала непосредственное влияние на таких знаменитостей, как ученый, писатель и лидер большевиков Александр Богданов, поэт-анархист Святогор, ракетостроитель Константин Циолковский и поэт-футурист Велимир Хлебников».

Помимо «отцов-основателей» космизма в книге присутствует большой список советских писателей-фантастов, Андрей Платонов, а также Сорокин с Пелевиным. В качестве вишенки на торте — беседа с Кети Чухров о её пьесе «Love-machines».
источник
PhilosophyToday
Издание Vox.com предлагает нам уловить тонкое различие между леволиберальными реформистами и демократическими социалистами, обитающими в США. К первым относится автор бестселлера «Сможет ли выжить американский капитализм?» Стив Перльштейн, ко вторым — редактор журнала «Якобинецъ» Башкар Шанкара. Их искрометную дискуссию о том, будет ли Америка социалистической или капиталистической и опубликовало издание.

А пока вы заинтригованы тем, что кто-то все-таки собирается строить социализм в отдельной стране, пусть даже и мировом гегемоне, мы готовы вас познакомить с наиболее неинтересными событиями, запланированными на завтра, четверг, 14 февраля:

— Москва: Спиддейтинг InLiberty. Все билеты давно проданы, но почему бы не устроить спиддейтинг с участниками на выходе? Кстати, в Ельцин-Центре тоже устраивают спиддейтинг и тоже все билеты проданы.
— Москва: Встреча с фотографом Альбертом Уотсоном. Он фотографировал Дэвида Бауи (МАММ).
— Moskovia: Webinar 'Future of Self-Sufficient Cities' with Vicente Guallart (ШуховЛаб).
— Москва: Дискуссия любимцев публики Липман, Солдатова, Верховского, Рогова и К «Общество, медиа и идеология» (Мемориал).
— Москва: Лекция Андрея Медведева «Мечты об Украине: гордиев узел» (КультБригада).
— Москва: Лекция проффэсора Андрея Зубова «Позитивизм и утилитаризм: Конт, Милль и Спэнсер». Он там еще и про Венский кружок вам расскажет («Прямая речь»).
— Москва: Лекция Илектры Канестри «Современные гуманисты. Школа архитектуры и дизайна Австрии» (ММОМА).
— Москва: Доклад Александры Московской «Проблема зла в фильме „Дом, который построил Джек“ Ларса фон Триера» (ИФ РАН).
— Москва: Лекция Виктора Дембовского «Женщины Баухауса» (Solo Office Interiors).
— Москва: Лекция Олега Шапиро «Мнимая простота общественных пространств» (МАРШ).
— Петербург: Лекция Григория Юдина «Диктатор на поле предвыборной борьбы: Основания теории плебисцитарной демократии (к столетию доклада Макса Вебера „Политика как призвание и профессия“)» (ЕУ).
источник
2019 February 14
PhilosophyToday
На случай, если вы пропустили: новости коротко

Декану Философского факультета МГУ Владимиру Миронову был торжествено вручен диплом профессора года. Не обошлось без комичных обстоятельств, о которых мы не будем сообщать, благо недоразумение, к которому все философы привыкли, было оперативно устранено. Мы присоединяемся к поздравлениям и вот вам ссылка на эфир передачи "Что делать" канала "Культура" "Человек или цифра" с его участием. А также Вадим Васильев, Александр Антоновский и Павел Тищенко.

В целях расширения жанрового репертуара «Докса» опубликовала новую статью Дмитрия Кралечкина. Осторожно: #лонгрид, #Азимов, #образование, #теология.

Культовый философ-олигарх Дмитрий Волков опубликовал новую книгу. О свободе воли. Хорошо, что автор столь плодовит, было бы здорово, если бы он так же много читал, как много пишет.

«Сигма» опубликовала скандальный текст Ирины Жеребкиной об одном из кандидатов на пост президента Уркаины. Г-жа Тимошено в нем обзывается киборгом (аналог андроида в отечественной политической культуре). Волнуемся за Ирину, гендерного исследователя в стране распоясавшегося правого террора.

Материалистическая диалектика совпадений: ресурс Colta.ru, мы его не любим, в день вручения его главреду и владельцу Степановой М. премии НОС снес со своего сайта предсмертное интервью художника и куратора Александры Новоженовой о том, как ей откусили нос.
источник
PhilosophyToday
Был у меня парень с философского факультета. Я вот утром приходил на работу, а он сидит в месте для курения. Курит и смотрит отрешенно в никуда. Я понимал, что задействованы какие-то высшие сферы. Я говорил:

— Здравствуйте. Как дела?

Он мне отвечал:

— Какие дела? Никак.

— Над чем работаете?

— Ни над чем, — говорил он с явным отвращением к бытию.

— Скажите, а может, вы над сюжетом думаете? Вы какой-то информацией, может быть, располагаете?

Он с сожалением взглянул на меня:

— А где же ее брать-то, информацию?!

Я испугался и ушел, понимая, что вторгся в сферу, которая выше моего понимания.
источник
PhilosophyToday
Добрый день
источник
PhilosophyToday
Десять лет назад в Россию уже должен был приехать Ален Бадью. Но троцкисты своим глупейшим открытым письмом сорвали его визит. Надеемся, что запланированное на май этого года выступление Бадью в Москве никакие нашисты срывать не будут.

А пока вы ждете Бадью, разрешите представить несколько событий из завтрашней, пятницы 15 февраля, интеллектуальной повестки:

— Москва: Официальное открытие книжного клуба «Депо» на месте завода «Макет», там где Ленин на колесиках стоит.
— Mskw: Michael Stuart: What is Epistemology of Imagination? (HSE).
— Москва: Дискуссия «Что нам делать с Коммунаркой?» (МАРШ).
— Москва: Лекция Владислава Стафа «Отношение к прошлому: политика памяти в XX — XXI веках» (б-ка Некрасова).
— Москва: Лекция Полины Безруковой «Левые периодические издания в 1968 году» (ММОМА).
— Москва: Лекция Аллы Морозовой «Что читать о Пролеткульте?» (б-ка Федорова).
— Москва: Лекция Анны Паклиной «Исполнитель в классической музыке: выбрать, услышать и оценить» (Республика).
— Москва: Презентация книги Константина Крылова «Золотой ключ, или Похождения Буратины» (Циолковский).
— Москва: Встреча с Александром Прохановым («Библио-Глобус»).
— Москва: Дискуссия «Этика уличной фотографии» (Музей Москвы).
— Москва: Введение в чтение Лакана. Встреча 5: Случай Шребера (У Кентавра).
— Петербург: Дискуссия «Реновация: парижский стиль» (MLA+)
— Свердловск: Лекция Александра Архангельского «От Обломова и Штольца до Базарова и Фенечки» (Ельцин-Центр).
источник
PhilosophyToday
Кто ты в отделе «Общество»?
источник
2019 February 15
PhilosophyToday
А может она начинается с той песни, что пела нам мать в маршрутке... "Черные глаза, умираю, вспоминаю, черные глаза, я просто о тебе мечтаю..."
источник
PhilosophyToday
А Трамп - ето Гитрел!
источник
PhilosophyToday
На случай, если вы пропустили: новости коротко

Философ из МГУ и специалист по философии видеоигр Александр Ветушинский дал интервью изданию «Горький» и проиллюстрировал его своими страшными картинками.

Философ из МГУ Елена Брызгалина на глазах изумленной публики съела с потрохами трансгуманиста Данилу Медведева прямо на православном канале «Спас».

Культовый философ из ВШЭ и сын великого логика Иван Карпенко, конкурировавший за уровень сексуальной привлекательности с самим Виталием Куренным, опубликовал в «Литературной России» пасквиль на Льва Николаевича нашего Толстого.

Социолог из РАНХиГС Виктор Вахштайн рассуждал о различии образования и просвещения в педараче Архангельского «Тем временем», вышедшей 12 февраля, в прошлый вторник. Вместе с ним женщина из Еврейского музея Вера Маслова, Шломо Вебер из РЭШ и логик из Питера Иван Микиртумов. Но ссылки не дадим, потому что «Культура» до сих пор видео не выложила.

И, продолжая еврейскую тему: американцы восстановили документальный фильм бельгийской феминистки Шанталь Акерман «Histoires d’Amérique: Food, Family and Philosophy» (1989), рассказывающий о судьбе еврейских эмигрантов в Нью-Йорке. Фильм представляет собой монологи переселенцев, прочитанные в Бруклине у Уильямсбургского моста. Фильм был показан широкой публике 29 января в МОМА. Шанталь Акерман — известный кинорежиссер-документалист и поклонница философии Делеза&Гваттари. Свой пол она определяла как «дочь». Покончила с собой в Париже в возрасте 65 лет.
источник
PhilosophyToday
Добрый день
источник