За что публика ненавидит перекрасившегося экс-маоиста Алена Финкелькраута, или Что означает «убирайся в Израиль»
Вчерашний
пост о том, что слова «убирайся в Израиль», сказанные желтыми жилетами в адрес известного местного философа Финкелькраута, не являются антисемитским высказыванием, нуждаются в дополнительном пояснении.
Все, собственно, началось с футбола: Финкелькраут, воспользовавшись моментом, повторил давно известную байку о том, что во французской сборной остались одни «черные», поэтому над ней смеется вся Европа, и с этим надо что-то делать. Все бы хорошо, но сделал он свое заявление очень не к месту — как раз во время осенних 2005-го года событий во Франции, Бельгии и Голландии.
Но этого ему показалось мало. Объясняя причины «бунта окраин» 2005 года, Финкелькраут отрицал социальную их природу, указывая на то, что основной костяк бунтующей молодежи — арабы, дети мигрантов, негры и к тому же мусульмане.
«
Финкелькраут одним из первых понял, что в навязчивой оппозиции социальных/национальных объяснений французских беспорядков ставку надо делать на национальность, то есть в данном случае на ту „природную компоненту“, которая избавляет от мучительной необходимости заниматься исследованием и делать выводы. В интервью израильскому изданию Haaretz Финкелькраут высказал ряд соображений относительно событий во Франции, за которые, по его собственным словам, во Франции „сажают в тюрьму“. При этом главный концептуальный вклад Финкелькраута в анализ проблемы весьма прост — исключение социальных причин: „Во Франции бунт хотели бы свести к социальному уровню. Видеть в нем восстание молодежи пригородов против своего положения, дискриминации. Проблема состоит в том, что большая часть этой молодежи — черные или арабы, которые идентифицируют себя с исламом. На самом деле во Франции есть и другие иммигранты в тяжелом положении — китайцы, вьетнамцы, португальцы, но они не участвуют в бунтах. Следовательно, ясно, что речь идет об этнически-религиозном конфликте“.
Последующие события (в том числе „разбор полетов“ в Le Monde и привлечение крупнейших медиа-агентов, среди которых France-Culture, где Финкелькраут ведет передачу Repliques) доказывают, что, конечно, нельзя было не рассчитывать на то, что крамольные высказывания в Израиле не дойдут до Франции.
Де-факто Финкелькраут создает интересный политический и теоретический прецедент — формирование неких дискурсивных оффшоров, в которых можно высказывать то, что невозможно высказать „на материке“, но только с непременным условием, что высказанное вернется обратно. Точно так же, как американцы предпочитают держать не совсем легальные структуры вроде Абу-Грейб вдали от собственного правительства и журналистов, Финкелькраут создает „инстанцию истины“ вдалеке от того места, где она может стать публичной — одновременно играя на самом различии публичности и цензуры.
Истина теперь создается тем, что она не может появиться там, где она является истиной. Истина того, что здесь, должна быть „где-то рядом“.»
Так что "убирайся в Израиль" означает ровно одно - вали в свой "офшор", где твои слова будут превращаться в истину, а нас оставь в покое.
А футбольная сборная Франции, состоящая из одних «черных», в 2006 году выйдет в финал, а в 2018 году станет чемпионом мира.