После прочтения коментов в постах про заработки таксистов хочу провести небольшой ликбез по экономике. Давайте на примере Максим Груздев, который сам производит и продает свои замечательные ножи. Итак, как сейчас это устроено. Максим приобретает комплектующие для ножа, лезвие, необработанную ручку, чехол и т.п., потом прикладывает труд к этому всему и на выходе у него получаются прекрасные ножи. Предположим, что себестоимость производства ножа 5000 рублей, а Максим продает его за 10000 рублей, то есть ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ в данном случае 5000 рублей.
Не будем вдаваться в дебри экономических расчетов и предположим, что добавленная стоимость в данном контексте равна прибыли Максима (что в общем случае не так). Итак, Максим произвел нож, продал его и получил пятерку. И таких ножей он делает 30 штук в месяц. В итоге его личный доход составил 150 тысяч в месяц. Далее Максим на часть из этих денег идет в парикмахерскую, покупает хорошие продукты, ездит на хорошем автомобиле (или пользуется услугами того же такси), в общем эти деньги тратит в свободное от ножеделания время. Другие экономические субъекты работают по аналогичной схеме и, таким образом, товарно-денежный обмен обогащает всех участников цепочки.
Теперь предположим, что появился сервис Яндекс.Нож, который пришел к Максиму и предложил ему условия, от которых он не может отказаться: покупать все его ножи не за 10 тысяч, а за 12 тысяч. А покупателям сделал предложение купить эти ножи за 5 тысяч. То есть при прямой покупке у Максима нож стоит 10 тысяч, а при покупке того же ножа в Яндекс.Нож он стоит 5 тысяч. Естественно, что покупатели перебегают в Яндекс.Нож, Максим загружен заказами первое время и очень этому рад, так как начал делать не 30 ножей в месяц, а целых 60. Теперь Максим стал передвигаться на такси бизнес-класса, поменял парикмахера и стал закупаться более качественной органической едой. Всем участникам экономической цепочки стало хорошо.
Но, наступает момент, когда "акция" Яндекс.Нож заканчивается и программисты говорят Максиму: "родной, теперь мы будем покупать у тебя ножи по 4000, ведь продаем мы их по 5000". Максим их посылает по первости, но, вдруг оказывается, что все клиенты перетекли в Яндекс.Нож за время безумного угара цифровой экономики и возвращаться к Максиму не хотят. Более того, там появились уже другие производители, которые готовы работать на таких условиях. После голодного месяца и попытки продать свои ножи за прежнюю цену на рынке, утоптанном сервисом Яндекс.Нож, Максим с понурой головой возвращается к программистам и просит его принять обратно.
Далее мы помним, что себестоимость ножа 5000, а платят Максиму за него 4000. В результате жесточайшей экономии на материалах, амортизации станков и самое главное БЕЗОПАСНОСТИ Максиму удается снизить стоимость производства ножа до 3800 рублей. Теперь его прибыль с ножа составляет 200 рублей. Все его клиенты - клиенты Яндекс.Нож, то есть он попал в полную зависимость от посредника. И теперь он производит 100 ножей в месяц, работая по 15 часов в сутки без выходных, чтобы заработать 20 тысяч рублей.
На попытки встретить понимание тяжелой ситуации у окружающих, все ему советуют заняться чем-то другим, выйти из зоны комфорта и прогнозируют, что через 5 лет все ножи будут производить роботы. В общем всем насрать.
На эти 20 тысяч в месяц Максим приобретает самую дешевую еду из пальмового масла и белка насекомых, пьет самую дешевую водку и передвигается на велосипеде, отобранном в тяжелой борьбе у курьера Яндекс.Еды. Все экономические цепочки разрушились и те, у кого Максим до появления агрегатора покупал товары и услуги тоже стали беднее.
Как вы понимаете, сам факт наличия агрегаторов в любых областях экономики, которые могут срезать ваш доход до отрицательных значений и вы с этим ничего не сможете сделать, так как все клиенты от вас уже ушли туда, где дешевле, толкает огромное количество людей на дно, в бедность и нищету. И по другому не может быть, так как в этом суть их бизнеса. Потому что завтра появится новый агрегатор, который уронит цены и туда перебегут люди, потом еще один и так до беск