Продолжим наш сериал Максим Груздев и Яндекс.Нож. На место агрегатора можете подставить любого другого :) Это ничего не меняет. Итак, давайте перенесемся уже в середину нашего повествования, в тот момент, когда программисты говорят Максиму, что акция закончилась и ножи у него будут покупать по 4000 рублей. Напомню, что до появления агрегатора, Максим продавал свои ножи по 10000 рублей при себестоимости производства 5000 рублей. Агрегатор пришел и предложил покупать ножи по 12000 рублей, а клиентам стал продавать по 5000 рублей. В результате Максим растерял своих клиентов и попал в полную и бесповоротную зависимость от агрегатора.
Максим, не будь дураком, посылает агрегатора с его суперпредложением на три веселых буквы и пытается начать жизнь с нуля. Он объявляет скидки на свои ножи, продавая их напрямую по 6500 рублей с учетом доставки, таким образом временно снизив свою маржу. Однако, клиенты не торопятся возвращаться к Максиму, потому что на Яндекс.Нож очень похожие ножи начинают продаваться по 3000 рублей. Как так, спросите вы?
И тут в наш сериал врывается такое явление, как современное штрейкбрекерство, которое мы знаем как массовую миграцию. Что делает Яндекс.Нож? Точнее, его "партнеры". Они завозят сюда мигрантов, которые за еду и койко-место в подвале на окраине Московской области начинают производить нечто внешне похожее на ножи Максима. Визуально они выглядят почти так же, но вот качество хромает. Они тупятся, ломаются, металл не тот, а в рукоятке не настоящая порубленная на кусочки пятитысячная купюра, а билет банка приколов. Но люди, которым показывают в мобильном приложении Яндекс.Нож два внешне одинаковых ножа, один за 3000 рублей, а другой за 6500 рублей, однозначно делают выбор в пользу ножа, произведенного в подвале мигрантами в условиях рабского труда.
В какой-то момент времени Максим ломается, звонит пьяный в Яндекс.Нож и высказывает им всё, что он о них думает. После чего его "отключают от заказов" навсегда. Через месяц Максим не продает ни одного ножа, на водку денег не остается, поэтому приходится начинать распродавать средства производства. Разумеется, в условиях утоптанного до самого нижнего ценового предела рынка, продавать оборудование приходится долго и с большой скидкой. В результате торга все станки уезжают на рабовладельню на окраину Московской области, где живут в подвалах привезенные рабы (зачеркнуто) нелегальные мигранты из Средней Азии.
Таким образом, сочетание миграции и цифровых агрегаторов может вынести с рынка ЛЮБОГО участника рынка, производителя ЛЮБЫХ товаров и услуг. Абсолютно любых. Схема, как вы видите, очень простая. Сначала ваши клиенты становятся клиентами агрегатора, а потом вас выкидывают с рынка, если вы слишком строптивы, просто "отключив от заказов" под выдуманным предлогом. На ваше место тут же приходят товары, сделанные мигрантами (легальными, нелегальными), которые не платят налоги, которые работают за еду и спят в подвале. Конечно их нож будет серьезно хуже по качеству, но двукратная разница в цене и монопольный доступ к покупателю не оставят вам шансов.
Если экстраполировать эту ситуацию на будущее, то в результате развития цифровых агрегаторов будет складываться ситуация, когда производители всего постепенно будут утаптываться до себестоимости и даже ниже себестоимости (разумеется, этот процесс сначала затронет услуги и продукты с низким вкладом интеллекта, но потом доберется и до высокомаржинальных), средний класс будет вымываться, а работа за еду перестанет быть чем то необычным. Про социалку в такой парадигме просто забудьте. Она будет уделом избранных.