Профессор МГУ Головко: «карманные» адвокаты ценны не своей лояльностью, а оперативностью
Почитал большое интервью профессора МГУ, завкафедрой уголовного процесса МГУ Леонида Витальевича Головко. Среди прочих важных тем, профессор озвучил свою позицию о «карманных адвокатах», которых следователь вызывает по «первой необходимости». Озвучивая доводы против введения электронной выборки адвокатов по назначению, профессор ставит нужды следователя допросить подозреваемого в течение 24 часов выше права на выбор защитника: «с одной стороны, следователю нужно немедленно или очень быстро, в течение 24 часов, допросить задержанное лицо. У задержанного есть право на выбор защитника. С другой стороны, защитник — это живой человек, он вполне может нам сказать: а я не могу сейчас прибыть, я занят, у меня другой процесс, я не здоров и т. п. Следователь это прекрасно понимает и потому вынужден иметь записную книжку, где есть 10 надежных адвокатов, которые подстрахуют его в этот момент». При этом профессор говорит, что «карманные» адвокаты ценны не своей лояльностью, которую «все равно сломает выздоровевший или освободившийся от дел избранный подозреваемым адвокат», а своей оперативностью.
Подстрахуют. Ценны оперативностью. Как красиво звучит.
1. В подавляющем большинстве случаев следователи вызывают «своих» адвокатов именно из-за лояльности. И если «карманный» адвокат проявит принципиальность при допросе или в выборе позиции, он больше не будет вызван этим следователем. Более того, может быть тут же отведен следователем.
2. По поводу лояльности, которую может «сломать» адвокат по соглашению… Как это происходит на практике. Когда показания уже даны при «карманном» адвокате, ходатайство о повторном допросе и последующее изменение позиции всегда вызывает у суда улыбку с вытянутым в одну сторону уголком губ.
Так что, при всем уважении у профессору, считаю важнее право человека на защиту, нежели процессуальные заботы о следователе.