Size: a a a

2019 June 17
angry bonds
Объем мирового долга с отрицательными процентными ставками приблизился к $12 трлн, отражая ожидания возвращения Центральных банков к смягчению денежной политики.

Облигации с отрицательной доходностью покупают банки, для которых альтернативой является держать резервы в Центральном банке, где они будут вынуждены платить ещё большую ставку. Например, в ЕЦБ ставка по таким депозитам  коммерческих банков составляет -0,4%.

Кроме того, мотивация может быть у трейдеров, которые рассчитывают, что ставки будут двигаться дальше в отрицательную зону, а значит, стоимость облигаций будет расти.
источник
2019 June 18
angry bonds
#транспорт
Ну вот и свершилось: условия по рестракту облигаций ЮТейр оказались даже хуже чем я ожидал: была надежда что купон оставят хотя бы 0,01%, но нет - ЮТейр выбрал вариант Пересвета, правда обещал заплатить в конце срока побольше. Но при этом растянул ближайшие выплаты (20% и 6% соответственно) на три года. А за остальным можно прийти в 2054 году, те кто доживёт))
Что сказать? Сколько я не отговаривал коллег и здесь, и на МФД брать Финавиа, всё равно народ не внял и многие попали. Что печально - силы убеждения и аргументации не хватило. Не теряю надежды что всё же кому-то данный случай послужит уроком. Хотя, ещё сюжет не исчерпан - будет ОСВО, условия рестракта могут в теории и не пройти. Но шансов, прямо скажем, на это очень мало.
Покупать Финавиа при этом можно, но я бы подождал распродажи - цены пока высоковаты.
источник
2019 June 19
angry bonds
Переслано от Alex
источник
angry bonds
Немного позанудствую: сегодняшние "шарахания" на рынке в ряде бумаг лишний раз подтверждают две основные истины: 1) денег новых в ВДО нет, в стаканах бьётся старая гвардия. Которая не сдается, но бабло у неё при этом периодически заканчивается. 2) критически многое зависит от маркет мейкера. Собственно в любой бумаге он может сделать вам кукан, но в ВДО это легче чем где бы то ни было.
Но несмотря на мелкие неприятности "облако дефолтов" (термин услышал от сэра Гарри) ещё далеко, можно сильно не паниковать пока.
источник
angry bonds
#Краудлендинг становится все популярнее – частные инвесторы вкладываются в займы растущим компаниям и получают доход до 30%. Специальные финтех-площадки делают инвестиции удобнее, тщательно подбирая заемщиков и предоставляя юридическую прозрачность.

Сегодня у нас в чате сооснователи платформы "Карма": Юрий Гугнин (@goognin) и Артем Лаптев (@Artlaptev), у которых более 12 лет опыта в финансах и IT.
Им можно задавать любые  вопросы по платформе, краудлендингу в России и мире и по инвестициям в целом. Ответы на наиболее типичные вопросы для удобства представлены в прикреплённом файле. А так с 17 до 19 часов welcome в чат 👉 @chat_angrybonds
источник
angry bonds
источник
angry bonds
#транспорт
Новость о том, что American Airlines заказала Airbus вынудила меня обратиться за разъяснениями к Ихъ Сиятельству. Ну ладно у нас тут не понос так SuperJet. А там то у них что происходит?  
И вот что ответил Ихъ Сиятельство. Цитато:
————————————————
Боинг отчаянно пытается вернуть самолеты 737MAX в эксплуатацию и даже подумывает о ребрендинге всего семейства. Тем временем Airbus наносит новый удар по конкуренту, объявляя о запуске в производство самого дальнобойного самолета серии 321neo – 321XLR, способного перевезти до 220 пассажиров на дальность до 8700 км. Первым заказчиком стала American Airlines, что сразу вызвало вопрос не обвинят американские власти крупнейшую мировую авиакомпанию в непатриотичности. В связи с этим мы решили полюбопытствовать, насколько авиакомпании США и Европы привержены своей – «отечественной» - авиатехнике.
Флот четырех крупнейших американских авиакомпаний имеет значительный, но не решающий перевес в сторону самолетов производства Boeing, за исключением крупнейшего дискаунтера Southwest Airlines:
- American Airlines - 964 машин (424 Airbus и 540 Boeing)
- Delta - 911 (272 Airbus и 639 Boeing)
- United Airlines – 775 (166 Airbus и 609 Boeing)
- Southwest Airlines - 753 (все - Boeing)
Флот четырех крупнейших европейских авиакомпаний ещё более толерантен, за исключением опять же крупнейшего европейского дискаунтера Ryanair:
- Lufthansa – 311 машин (258 Airbus и 53 Boeing)
- Airfrance-KLM – 327 (142 Airbus и 185 Boeing)
- British Airways – 277 (155 Airbus и 122 Boeing)
- Ryanair – 430 (все - Boeing).
В общем сто цветов (Мс-21 и С919) на рынке конечно не распускаются, но до сих пор оба производителя вполне уверенно чувствовали себя на каноничной территории своих конкурентов. Посмотрим, что будет дальше.
————————-
От себя могу добавить - многие долгое время не верили, что Мессершмитты победят Америку. А вот похоже и побеждают (Airbas - это же бывший Мессершмитт, усиленный французами)
источник
2019 June 20
angry bonds
Создали чат для краудлендинга и прочих внебиржевых форм инвестирования. @angry_p2p
Присоединяйтесь!
источник
angry bonds
#вестисполейАрмагеддонщины
Интересное совпадение: пока старина Донни буянит по поводу Ирана, внутри самих США полным ходом работает ликвидационная комиссия, всерьез обсужающая что спасать в случае чего а что не жалко. Это всё само по себе крайне интересно, но выходит за рамки тематики канала. Мы же обратим внимание на доллар. Если раньше любое непонятное решение воспринималось рынками как сигнал к его укреплению, то теперь ситуация ровно наоборот: ФРС ставку не поднял - значит скоро снизит. Хотя прямо об этом сказано как обычно не было. Но сила толпы как раз в том, что переубедить её бывает крайне сложно. И сейчас толпа в доллар не верит. Так что я бы и поход ниже 60 рублей не исключал. Хотя тут нужны помощники, ибо первым кто будет активно сопротивляться этому будет ЦБ.
источник
2019 June 21
angry bonds
#вестисполейАрмагеддонщины
Полностью солидарен с коллегами - инфляцией все и закончится, но перед этим ФРС сгоняет ставку ещё раз почти до нуля. это в целом логично - засадить как можно больше народа перед началом "веселья".
Цитато:
---------
мне нравится метафора Талеба, который сравнивает инфляцию с кетчупом: вроде центробанки стучат по стекляшке с кетчупом, а ничего не выходит, а потом "бац!" и все штаны в кетчупе, не говоря уже о столе и тарелке
-----------
Жаль только никто точно не скажет когда именно "кетчуп" выскочит из бутылки.
Telegram
Кримсон Дайджест
Посмотрите на самый важный график текущего момента - https://pbs.twimg.com/media/D9dfD02XYAAGkfu.png

Это ставка Fed Funds Федрезерва и доходность по двухлетним американским государственным облигациям. Легко заметить, что налицо нисходящий тренд, который вот-вот пойдет на следующее движение вниз после небольшой коррекции.

Картина идеально подходит под фреймворк долгосрочного долгового цикла (в котором как в матрешке несколько маленьких циклов), о котором как заведенный последнее время говорит миллиардер-финансист Рэй Далио (основатель Bridgewater Associates). Почитать его монументальное исследование на тему долговых циклов и кризисов можно тут - https://www.principles.com/big-debt-crises/ , послушать тут - https://www.valuewalk.com/2019/05/ray-dalio-late-long-term-debt-cycle/.

Если Далио прав, то его основной тезис почти готов к полноценной реализации: "Так что исторический опыт говорит нам, когда мы подходим к этому сходящемуся концу краткосрочного долгового цикла внутри долгосрочного цикла. Я имею в виду…
источник
2019 June 22
angry bonds
В чате вновь всплыла дискуссия про дефолты. Их все ждут и боятся. В принципе правильно делают, но вопрос собственно не в том, что дефолты будут (конечно будут), вопрос - где именно будет бушевать.

Традиционный взгляд на проблему состоит в том, что больше и чаще всего это будет в ВДО.

И наверное, для развитого, сложившегося рынка это верно. Ибо при эффективном перетоке капитала финансировать под более высокий процент будет наименее надёжных заемщиков.

Однако, штука в том, что наш финансовый рынок далек от эффективного состояния. Более того, он к нему даже не стремится. Банки превратились в ломбарды, процентная ставка в большинстве случаев определяется чем угодно (политикой, близостью к ЦБ, Минфину и т.д.) но не как таковыми индивидуальными рисками заёмщика. Поэтому казусы возникают постоянно. Самое очевидное - это история дефолтов 2014-2017 годов, когда в мир иной отчалили по большей части совершенно не предприятия МСБ (хотя был и Гостинец, и Вторресурс, и Мир мягкой игрушки) , а самые что ни на есть олигархические бизнес-единицы: одно "Московское кольцо" чего стоит. А был ещё Бернштам с "Домашними деньгами", Трансаэро с ЮТейром, чудом не приказавший долго жить Мечел и пр.

Мне ближе другая концепция - дефолты будут прежде всего там, где до этого был перегрев: вызванный ли подъемом конъюнктуры, избыточным ли оптимизмом частного сектора или массовыми вливаниями гос. средств (которые, несмотря на распространенное заблуждение, имеют также свойство заканчиваться).
Кризис 2014 года это кстати хорошо подтвердил: пострадали больше всего фин. сектор, транспорт и отчасти ритейл (хотя там до дефолтов и не дошло).

Если посмотреть на те сектора которые сейчас переживают относительный бум, то это прежде всего:
1) стройкомплекс 2) лизинг 3) пассажирские перевозки и вообще транспорт. Вот компании из этих секторов, скорее всего, и будут главными героями будущих дефолтных историй, году так в 2021-2022. Ниже рассмотрим каждый из секторов: где у кого какие болевые точки.
источник
angry bonds
№1 - стройка.

Новые правила долевого строительства, которые вообще-то вступают в силу с 1 июля, но которые для большинства крупных игроков де факто отменили, собственно говоря, и показывают нам болевые точки.

Правительство как обычно исходило из благих побуждений, но выяснилось, что отрасль просто к новым правилам не готова. Однако, нашлись компании, которые либо уже перешли на эскроу-счета, либо выразили такую готовность (то есть не испугались). И как выяснилось это были как раз не крупные, а вполне себе мелкие и средние девелоперы. Собственно вот вам и критерий: если девелопер не боится эскроу - скорее всего у него все будет более или менее хорошо. Совсем не обязательно, но с высокой вероятностью. Второй критерий - сегмент. Низкокачественное массовое жилье ("говнострой") уже продается плохо, и найдет номальный сбыт при низких ставках по ипотеке, господдержке (та же реновация, программы расселения аварийного и ветхого жилья и т.д.). стоит засбоить чему-то одному (вырасти ставкам, снизиться лимитам, задержаться господдержке и пр.) - тут может быть обвал.

"Элитка" и коттеджи - тоже чувствуют себя очень по разному, но лучше всего на какой-то локальной продуктивной идее (напрмер, как у Ноймарка в Домодедово или АПРИ в Челябинске). Так что для вложений надо тщательно выбирать историю. А "гавностроя" я бы избегал, хотя сейчас почти все многоэтаэжки так строят. Так что в данном сегменте я жду проблем как раз у крупных застройщиков, которым дали послабления по эскроу, но не от хорошей жизни. То есть начиная от ПИКа и далее по списку топ 10. Так что наших подопечных ВДО старые выпуски я держу, и пока они не планируют захват мира как Талан, я особо не нервничаю. А вот в крупняк считаю лезть опасным особенно в бумаги с погашением со второй половины 2021 года
источник
angry bonds
№2 - Лизинг
Лизинг сам по себе сфера специфичная и для того чтобы лизинговая компания обанкротилась совершенно не обязательно ждать крупного кризиса. Достаточно пары-тройки неудачных крупных сделок, или например SSJ купить)))

Наши ВДО-эмитенты, слава богу, к этому всему отношения почти никогда не имеют, поэтому их риски анализировать попроще

Если же говорить о высших сферах, то неприятности там, кроме уже упоминавшегося SSJ, подстерегают в сфере ж/д транспорта. А именно - вагонов. Которых произвели столько, что эффективно эксплуатировать их на существующей инфраструктуре невозможно. Но которые надо эксплуатировать, потому что "это нога чья надо нога"(с). Соответственно убытки скорее всего падут на крупные лизинговые компании, то есть ГТЛК, Сбер, ВТБ-лизинги и иже с ними. Которых если что докапитализуют. Так что если наш ВДО эмитент не лезет в лизинг вагонов (за исключением рефрижераторов, которых есть явный дефицит), то каких-то дополнительных ужасов тут ждать не стоит.

Я в числе ВДО-лизингов полностью солидарен с оценками Ихъ Сиятельства (см. наше лизинговое исследование), и не только потому, что он давит авторитетом))
Отчетность позволяет довольно оперативно оценить финансовое положение эмитентов и перетрясти портфель (либо же не лезть в новые выпуски) если что. Так что принципиально нового тут ничего нет - бдим и не расслабляемся. А исследования мы теперь будем делать раз в год. То есть, следующее выйдет в мае 2020 года.
источник
2019 June 23
angry bonds
№3 - транспорт.

с одной стороны у нас с 2007 года активно реализуются инфраструктурные проекты и транспортная система пусть и не без проблем развивается, но с другой - транспортный бизнес (особенно пассажирские перевозки) сам по себе низкомаржинален и чувствителен к любым изменениям конъюнктуры. И завершение нынешнего (довольно, к слову, слабого и невыразительного) циклического подъема к 2021-2022 годам вполне может негативно сказаться на транспортной отрасли.

Потенциальных опасности я вижу тут две:

а) это не слишком хорошо продуманные в свое время инфраструктурные проекты типа платных скоростных автомагистралей, а также не до конца консолидированный московский авиационный узел. Домодедово сейчас очевидно поддушивают, а концессионеры по М-1 другим платным дорогам страстно хотят увеличить плату за проезд. Сектор этот непрозрачный, но как мне представляется, на горизонте 2021-2022 гг. дефолты и Домодедово и той же "Главной дороги", у которой есть облигации вполне вероятны. Хотя на сегодняшний день стоит признать, что вероятность эта пока довольна мала.

б) Игры в UBER. Агрегаторы в транспортном секторе пока что "единороги", прибыли не показывающие, но у нас уже тем не менее есть куча агрегаторов, а некоторые: ТаксовичкоФФ и Грузовичкофф - так уже и наши подопечные ВДО-эмитенты. Я уже писал о том, чем именно мне не нравятся (https://t.me/angrybonds/1618) эмитенты транспортного сектора. Неприятности конечно тут могут случиться в любой момент, но вероятнее всего риски реализуются в период спада конъюнктуры, то есть начиная с 2021-2022 годов.
источник
2019 June 24
angry bonds
Собственно история со "СЛОН-финанс (см 1 и 2) отлично иллюстрирует непрочность и фин. сектора в целом и риски стартаперского подхода к организации дел. И если из бумаг фин. сектора можно заблаговременно выйти, то понять  сколько таких "пионеров" ещё ждёт своего дефолта в других отраслях - дистанционно практически невозможно. Именно поэтому важно лично встречаться с эмитентами. Под любым предлогом)
Telegram
Финсайд
Лопнула МФО СлонФинанс. Набрали 400 млн рублей. Прибежал один из 80 инвесторов. Вопрос: «что делать?» Поговорили. Выяснил детали, дал четкую инструкцию. Единственную рабочую в этой ситуации.
Но кинутые инвесторы – это коллективный разум. Т.е, тупой. Они решают делать, что угодно, только не действовать эффективно.
Вводные такие: прошлый год Слон привлекал бабки под 36% годовых. Этот – под 30%. Это в два раза выше рыночной ставки. Что совершенно не смущало наших инвесторов. Хотя, это первостепенный признак чистейшего пирамидоса. Вот уже лет пять МФОшки и КПК не вытягивают ставки около 17% и лопаются.
Никто из инвесторов вообще не задумывался об аудите Слона перед вложениями. Ситуевина ничем не отличается от каких-нибудь криптанских проектов. Есть очень известное и авторитетное лицо, под его честное слово приходят инвесторы. В данном случае - целый Журба. Журба по умолчанию крутой. Журбе можно верить. И пофиг, что в МФО Журба не шарит вообще.
Слон самоубился, Журба пишет километровые водянистые тексты, почему…
источник
angry bonds
С прискорбием вынужден сообщить, что коллеги из Цериха таки стырили контент у коллег из Септема
(https://t.me/zerich_pro/1336).  Это та самая наша волшебная таблица, которая висит в келье каждого облигационера.
Я её кстати у себя на сайте тоже держу, но мне и в голову не приходило затирать название автора, таблицу подготовившего (и кстати бесплатно выложившего для общего пользования). В общем нехорошо это.
К слову сказать, я на заре своей телеграм деятельности один раз взял картинку на канале (экономиксгуру, кажется) и не дал на неё ссылку. Брани в свой адрес получил целый мешок, хотя та спорная картинка оппонентам не принадлежала и была ими взята с третьего ресурса. Не знаю, кто был прав  в том случае, но больше я так не делаю и считаю, что данный поступок Церих точно не красит.
источник
angry bonds
#вестисполейАрмагеддонщины
коллеги приводят любопытную информацию которую можно назвать "песнь о девальвации". Такие дискуссии начинаются загодя - уж точно если что-то и будет, то после выборов президента. Кроме того, "за время пути собачка могла подрасти" (с) в том смысле, что комбинацию могут отложить или вовсе отменить (как это было например в 2000-е с идеей заменой доллара на амеро). Но прислушаться к данному инфошуму надо. И длинных бумаг в долларах много не набирать)
Telegram
Кримсон Дайджест
Призрак бродит по американскому инфополю, призрак перестройки. Ибо только так можно объяснить повальное увлечение идеей необходимости радикальных реформ основополагающих принципов американской экономики и политики. Причем этим повальным увлечением страдают все стороны внутриамериканского политического конфликта, то есть и сторонники Трампа, и сторонники Демократической партии.
Более того, судя по последним информационным вбросам в самых авторитетных американских СМИ, обе стороны даже предлагают похожие радикальные решения, и вся разница между ними зачастую сводится к разнице в цвете и шуршании той идеологической упаковки, в которую их заворачивают лихие медийные пропагандисты. Эту похожесть замечают не только за рубежом, но и в самих США. И вот уже The New York Times — главное политическое издание страны — пишет о том, что предложения по спасению американской экономики, которые выдвигает президент Дональд Трамп и одна из его главных оппоненток из Демократической партии, кандидатка в президенты США сенатор Элизабет…
источник
2019 June 25
angry bonds
Похоже облигационерам, держащим бумаги ПКБ, стоит начать беспокоиться. Активы тактично выводят, пассивы остаются в гордом одиночестве.
источник
angry bonds
#лизинг
Давно ожидавшийся спад на авторынке похоже наступил, затронув как потребительский, так и деловой сегменты. По данным Автостата, в мае 2019 г. объемы авторынка РФ существенно сократились: по новым легковым машинам – минус 18%, по б/у легковым – минус 12%, по новым грузовикам – минус 18%, по новым легким коммерческим автомобилям – минус 21%. У нас нет информации по сегменту строительной и дорожной спецтехники, но подозреваем, что дела там вряд ли лучше.
Наше апрельское лизинговое исследование отметило существенную долю автотехники у большинства лизингодателей – эмитентов ВДО. Доля легковых и грузовых автомобилей в лизинговом портфеле составила:
Роял Капитал - 100%,
Техно-лизинг - 76%,
ДиректЛизинг - 66%,
Бэлти Гранд - 57%,
МСБ-Лизинг – 46%,
ПР-Лизинг – 43%,
Солид-Лизинг – 38%.
По доле строительной техники лидируют ПР-Лизинг (30% портфеля) и Техно-Лизинг (23%).
В связи с этим интересно мнение уважаемых лизинговых  эмитентов ВДО относительно того, какое влияние окажет спад авторынка на их бизнес и финансовое состояние.
Вопросы:
1) Можно ли ожидать сокращения качества их лизинговых портфелей в связи с ухудшением финансового состояния лизингополучателей, снижением остаточной стоимости находящейся в лизинге автотехники и усложнением её ремаркетинга?
2) Как лизингодатели собираются реагировать на складывающуюся ситуацию?
Мнения лизингодателей будут обобщены и опубликованы.
источник
angry bonds
#ГОЭЛРО_2
Коллеги сообщают, что по топы Газпрома и Фортума встерчались, и скорее всего обсуждали ТГК-1. Так что обмен активов, в результате которого Фортум выйдет из ТГК-1, весьма вероятен. Насколько это хорошо для прочих акционеров ТГК-1 не знаю (вспоминаются фокусы Вексельберга в Т+ и болото в в ТГК-2),  но есть надежда что в данном случае мы подобных "чудес" не увидим: цена сделки будет рыночной, и котировкам еще есть куда расти. Кстати ТГК-1 более или менее оторвали от плинтуса за последние полгода, что как бы косвенно шлёт нам благоприятный сигнал))
источник