Do Androids Dream of Electric Sheep?, Phillip K. Dick
(«Мечтают ли андроиды об электроовцах?», Филип К. Дик)В свете недавнего выхода на экраны
«Бегущего по лезвию 2049» многие бросились пересматривать фильм
Ридли Скотта и читать/перечитывать лёгший в основу роман
Филипа Дика. Я немножко птица тупик, подтягиваю хвосты крайне медленно, но лучше ведь поздно, чем никогда, правда?
Начнём с того, что посмотрела я пока только первого «Блейдраннера», причём до того, как взялась за первоисточник. Сделаю сейчас кощунственную вещь, выражу общие впечатления от фильма цитатой из интервью Райана Гослинга:
«Впервые я посмотрел «Бегущего по лезвию», когда мне было 14, то есть спустя 12 лет после премьеры. И не нашел ничего особенного: я был подростком, который любил фильмы со спецэффектами».Мне, конечно, уже далеко не четырнадцать, и фильмы я люблю не только за спецэффекты, но сильного впечатления картина не произвела. Главным образом, из-за Рика Декарда, который показался персонажем сильно out of place: до сих пор считаю, что от смерти детектива спасло чудо, и охотника за головами из него вообще не вышло — не хватило сноровки и смекалки. Тот случай, когда в главные герои выбивается С-генерат, и всё действо поддерживается декорациями и второстепенными персонажами (пламенный привет читателям Ффорде).
«Мечтают ли андроиды об электроовцах?» понравилась мне гораздо больше. Во-первых, Рик Декард оказался в разы фактурнее: в книге он гораздо более осмысленно подходит к своей работе, и хотя детектив по-прежнему действует согласно очень простым установкам — "нужны деньги, чтобы купить овцу, следовательно я обязан поймать всех сбежавших андроидов", — это уже не безнадёжное "вижу цель, препятствий не замечаю" Ридли Скотта. Во-вторых, в книге поднимается ворох морально-этических проблем. Взять, к примеру, тест на эмпатию, прохождение которого является веским аргументом в пользу того, что ты всё-таки человек, а не андроид. И тут вообще становится всё очень интересно. Оставшиеся на планете люди заводят себе домашних животных, потому что верят, что это поможет развивать/поддерживать способность к эмпатии, и тут вылезает первая крайность: если у человека нет питомца, значит с ним что-то не так. Мысль о том, что можно заботиться друг о друге, почему-то в голову ни к кому не приходит — действительно, зачем переживать за жену, если у тебя есть котик? С самим тестом тоже всё не так просто — в книге упоминается, что были случаи, когда бравые сотрудники полиции могли по результатам проведённого анализа поторопиться с выводами и уничтожить не андроида, а человека с психическими отклонениями, при которых отсутствует эмоциональный отклик. Из этого сразу вырастает целый букет занимательных вопросов: а считать ли таких людей полноценными членами общества? почему нет? и кто теперь чудовище?
При небольшом объёме роман вышел очень масштабным, потому что Филип К. Дик действительно задаёт читателям огромное количество вопросов, оставив большую их часть без ответов, и самое потом классное — обсуждать и разбираться, что к чему. Я к роману наверняка скоро вернусь, потому что мне ещё предстоит посмотреть новый фильм Дени Вильнёва, а пока что отправляю вас читать обзорную статью
@polyarinov о различиях книги и экранизации 1982 года:
https://daily.afisha.ru/brain/7875-ridli-skott-protiv-filipa-dika-chem-beguschiy-po-lezviyu-otlichaetsya-ot-romana/