Джон Толан пишет о том, как сочинения об Исламе в Англии XVII столетия на самом деле были сочинениями об английской политике.
"Поскольку роялисты и парламентарии оскорбляли друг друга через сравнение с Мухаммадом, точно так же, как католики и протестанты начали это делать в XVI веке, полемическая грань таких сравнений притупилась. В ссорах из-за религиозных и политических систем Ислам стал одной из соперничающих конфессий среди многих, ни лучше, ни хуже многих христианских конфессий; религиозная терпимость Османской империи стала для некоторых англичан образцом. Тем не менее, никто из этих авторов не представил пророка Мухаммада как позитивную фигуру.
Никто, до тех пор, пока Генри Стаббе не написал свой Originall & progress of Mahometanism в 1671 году. Стаббе описывает пророка мусульман как великого реформатора, который боролся с суеверием и незаконной властью христианского духовенства и стремился вернуться к чистому, незапятнанному единобожию. Мухаммад у Стаббе - религиозный реформатор, любимый и восхищенный правитель и мудрый законодатель. Стаббе становится первым европейским немусульманином, представившим пророка в таких ярких выражениях. Но, как Александр и Томас Россы, когда Стаббе пишет о Мухаммаде, он прежде всего пишет об английской политике. Стаббе был другом и почитателем Томаса Гоббса, с которым он часто переписывался: в 1650-х годах Стаббе работал над латинским переводом "Левиафана" Гоббса. Его Мухаммад хорошо вписывается в модель доброжелательного монарха Левиафана, используя наставления простой, естественной религии, чтобы укрепить мораль и отстоять авторитет, не передавая власть касте жадных священников.
Гоббс предложил гражданскую, естественную религию, посвященную почитанию единого Бога, в которой бесполезные споры о его природе будут запрещены, поскольку "объемы споров о природе Бога… посвящены не Его почитанию, но почитанию наших собственных умов и учености; и есть ничто иное, как неосмотрительные и тщетные оскорбления Его священного имени". Мухаммад у Стаббе - это гоббсовский монарх, который возвращается к простой форме естественного монотеизма в соответствии с религией первобытных христиан. Работа Стаббе - не просто академическое упражнение в истории религии: это полемический труд, нацеленный на англиканскую церковь и монархию. Подобно Мухаммаду, король должен лишить священников их власти и запретить суеверное учение, вернувшись к простому, рациональному единобожию ранних христиан. Он также должен допускать практику различных культов, как это делают "магометане". Другими словами, Карл II должен стать новым "Мухаммедом".
В 17-м веке в Англии разговор об Исламе, в частности о Мухаммеде, был способом критики таких сил, как король, церковь или содружество, когда более прямая критика была невозможна. Одним из последствий этого риторического использования ислама было его "одомашнивание": Мухаммад больше не был отдаленной, чужой фигурой, он стал знакомым, республиканским реформатором, которым восхищались или которого презирали. В следующем столетии французские авторы будут аналогично использовать Пророка, изображая его героем-антиклерикалом, примером для просвещенных европейских монархов, которые должны отменить привилегии католического духовенства."
К слову, о том же писал некогда еще Тимоти Винтер (Абдуль-Хаким Мурад), который отмечал, что сочинения таких британских католических авторов как Гилберт Честертон и Хилэр Беллок ("Честербеллок"), для которых Ислам и протестантский пуританизм были явлениями одного порядка, внесли существенный вклад в индигенизацию Ислама в Британии.
https://www.historytoday.com/miscellanies/muhammad-republican-revolutionary