Size: a a a

Культурный

2019 July 26
Культурный
анонимных данных не существует 🙁 Исследователи разработали алгоритм, который позволяет по как минимум 15 анонимным аттрибутам идентифицировать определенного человека (американского человека, надо отметить, а их не жалко!).

https://www.nature.com/articles/s41467-019-10933-3/

и код проекта https://cpg.doc.ic.ac.uk/individual-risk/

не то, чтобы это новость — вот, например, похожее исследование по метаданным кредитных карт http://science.sciencemag.org/content/347/6221/536.full?ijkey=4rZ2eFPUrlLGw&keytype=ref&siteid=sci, или вот еще по данным местоположения смартфонов https://www.nature.com/articles/srep01376

В общем, только избушка в лесу, без интернета и электричества!
источник
Культурный
Вот если кому интересно архив истории Анонимных Алкоголиков. Много чего интересного можно найти. Плюс есть удобная навигация - основные события из жизни сообщества и судьбы людей расписаны по годам.

Например, летом 1944 Билл Уилсон - Отец Основатель сообщества Анонимные Алкоголики, имея на тот момент 9,5 лет трезвости, начал систематическое (два раза в неделю) лечение у психиатра Dr. Tiebout по поводу своей депрессии.

Некоторые члены АА были возмущены и начали осуждать Билла за это. Так как факт лечения от депрессии, которой он страдал с подросткового возраста, они воспринимали как то, что "программа не работает". Они нападали на Билла и обвиняли в том что он  "тайно пьет" и "употребляет таблетки."

В 1945 году Билл Уилсон (10,5 лет трезвости) начал свое психотерапевтическое лечение у юнгианского психоаналитика Dr. Frances Wickes. Сеттинг 1 раз в неделю продолжительность терапии почти 4 года

Кому интересно посмотрите: http://silkworth.net/pages/sitemap.php

#история
#алкоголь
#депрессия
#психотерапия
источник
Культурный
Джон Толан пишет о том, как сочинения об Исламе в Англии XVII столетия на самом деле были сочинениями об английской политике.

"Поскольку роялисты и парламентарии оскорбляли друг друга через сравнение с Мухаммадом, точно так же, как католики и протестанты начали это делать в XVI веке, полемическая грань таких сравнений притупилась. В ссорах из-за религиозных и политических систем Ислам стал одной из соперничающих конфессий среди многих, ни лучше, ни хуже многих христианских конфессий; религиозная терпимость Османской империи стала для некоторых англичан образцом. Тем не менее, никто из этих авторов не представил пророка Мухаммада как позитивную фигуру.

Никто, до тех пор, пока Генри Стаббе не написал свой Originall & progress of Mahometanism в 1671 году. Стаббе описывает пророка мусульман как великого реформатора, который боролся с суеверием и незаконной властью христианского духовенства и стремился вернуться к чистому, незапятнанному единобожию. Мухаммад у Стаббе - религиозный реформатор, любимый и восхищенный правитель и мудрый законодатель. Стаббе становится первым европейским немусульманином, представившим пророка в таких ярких выражениях. Но, как Александр и Томас Россы, когда Стаббе пишет о Мухаммаде, он прежде всего пишет об английской политике. Стаббе был другом и почитателем Томаса Гоббса, с которым он часто переписывался: в 1650-х годах Стаббе работал над латинским переводом "Левиафана" Гоббса. Его Мухаммад хорошо вписывается в модель доброжелательного монарха Левиафана, используя наставления простой, естественной религии, чтобы укрепить мораль и отстоять авторитет, не передавая власть касте жадных священников.

Гоббс предложил гражданскую, естественную религию, посвященную почитанию единого Бога, в которой бесполезные споры о его природе будут запрещены, поскольку "объемы споров о природе Бога… посвящены не Его почитанию, но почитанию наших собственных умов и учености; и есть ничто иное, как неосмотрительные и тщетные оскорбления Его священного имени". Мухаммад у Стаббе - это гоббсовский монарх, который возвращается к простой форме естественного монотеизма в соответствии с религией первобытных христиан. Работа Стаббе - не просто академическое упражнение в истории религии: это полемический труд, нацеленный на англиканскую церковь и монархию. Подобно Мухаммаду, король должен лишить священников их власти и запретить суеверное учение, вернувшись к простому, рациональному единобожию ранних христиан. Он также должен допускать практику различных культов, как это делают "магометане". Другими словами, Карл II должен стать новым "Мухаммедом".

В 17-м веке в Англии разговор об Исламе, в частности о Мухаммеде, был способом критики таких сил, как король, церковь или содружество, когда более прямая критика была невозможна. Одним из последствий этого риторического использования ислама было его "одомашнивание": Мухаммад больше не был отдаленной, чужой фигурой, он стал знакомым, республиканским реформатором, которым восхищались или которого презирали. В следующем столетии французские авторы будут аналогично использовать Пророка, изображая его героем-антиклерикалом, примером для просвещенных европейских монархов, которые должны отменить привилегии католического духовенства."

К слову, о том же писал некогда еще Тимоти Винтер (Абдуль-Хаким Мурад), который отмечал, что сочинения таких британских католических авторов как Гилберт Честертон и Хилэр Беллок ("Честербеллок"), для которых Ислам и протестантский пуританизм были явлениями одного порядка, внесли существенный вклад в индигенизацию Ислама в Британии.

https://www.historytoday.com/miscellanies/muhammad-republican-revolutionary
источник
Культурный
Все мы помним из Грибоедова о крепостном балете, который устроил один помещик в Москве, а потом Амуры и Зефиры все оказались «распроданы поодиночке!!!» А вот П. А. Вяземский о провинциальном ― пензенском ― крепостном театре В. Г. Гладкова, который он посетил в 1828 г. (и сохранил не только воспоминания о недурной Саше, но и программку спектакля).

Директор Гладков, провонявший чесноком и водкой. Артисты крепостные, к которым при случае присоединяются семинаристы и приказные. Театр, как тростник от ветра, колыхаясь, ветхий и холодный, род землянки. В ложи сходишь по лестнице крючковатой. Освещение сальными свечами, кажется, поголовное по числу зрителей. На каждого зрителя по свече. В моё время горело, или, лучше сказать, тускнело свеч 13. «Кто эта актриса?» — «Саша, любовница барина. Он на днях её так рассёк, что она долго не могла ни ходить, ни сидеть, ни лежать». По несчастию Гладков имеет три охоты, которые вредят себе взаимно: охоту Транжирина, пьянства и собачью. Собаки его не лучше актёров: после несчастной травли он вымещает на актёрах и бьёт их не на живот, а на смерть. После несчастного представления он вымещает на собаках и велит их убивать. Вторая охота его, постоянная, служит подкреплением каждой в особенности и совокупно. Впрочем, Саша не дурна собою и не многим, а, может быть, и ничем не хуже наших императорских.
(П. А. Вяземский. «Записные книжки»)

В. Г. Гладков унаследовал крепостной театр и методические указания по обращению с актёрами от отца. Но сам не смог долго управлять своими Амурами и Зефирами, так что уже 1829 г. его театр закрылся. Здание постепенно разрушалось и воспринималось «у пензенских простолюдинов за чёрный, заколдованный дом, населённый большим обществом злых духов и страшных привидений».
источник
Культурный
Прочитала текст, почему людям нравится находиться в лесу, - https://monocler.ru/pochemu-lesa-vyzyvayut-u-nas-blagogovenie/ . Краткая идея в том, что когда человек сталкивается с чем-то многократно его превосходящим по размеру, он на миг избавляется от болезни собственной значимости, на некоторое время осознает скромное место в мире - и это освобождает. Наступает облегчение. Как писал Хайдт: "«…трепет, вызванный природой, включает в себя ослабление своего «я», отказ от прежних концептуальных разграничений (например, между господином и слугой) и чувственное восприятие более высокой силы." Любые крупные природные объекты и просторы могут оказывать сходный эффект. Глядя с горы на огромную равнину внизу, испытываешь те же ощущения. То есть в лесу человек - это просто небольшое животное, затерянное среди могучих стволов, часть природы.

Я уже записывала подкаст о сходных вещах - https://soundcloud.com/heresyhub/heresy-hub-28-uedinenie-eto-svoboda-manifest-unabombera-toro-kharris , но подумала, что сейчас, в мире, где люди постоянно говорят "я,я,я", делают фото по сто раз на дню и требуют чего-то от всего вокруг, переживать это ощущение собственного растворения в чем-то большем еще важнее. Идти между огромных дубов или лиственниц, теряясь в полутьме леса и понимая, что твои слова тут неважны, приятно.
источник
Культурный
​​Исследование: какие животные пугают нас больше всего

Психологи из Национального института психического здоровья и Карлова университета в Чехии опросили большую группу добровольцев, чтобы оценить их реакцию на 24 существа, которые обычно служат источником специфических животных фобий.

Результаты, опубликованные в British Journal of Psychology, не только помогают понять боязнь животных. Один из ключевых выводов заключается в том, что пауки единственные вызывают и сильный страх, и сильное отвращение. Но есть и те, кого мы боимся даже больше, чем пауков.
Читать результаты исследования
источник
Культурный
Во время своей пятилетней экспедиции на корабле Бигль, Чарльз Дарвин пользовался корабельной библиотекой. Это были книги капитана и других офицеров корабля, около 400 томов, поэтому после плавания библиотека исчезла.
Реконструкция состава библиотеки велась с 1980-х, сейчас известно о 180 изданиях, в 404 томах. Крайне интересный и познавательный проект:
http://darwin-online.org.uk/BeagleLibrary/Beagle_Library_Introduction.htm
источник
Культурный
Согласно японскому фольклору, любая кошка, прожившая более тринадцати лет, либо весящая 1 кан (3,75 кг), или же обладающая длинным хвостом, может стать бакэнэко. Бакэнэко может создавать призрачные огненные шары, ходить на задних лапах; она может съесть своего хозяина и принять его облик. Также считалось, что если такая кошка перепрыгнет через свежий труп, то она оживит его.

— А. А. Накорчевский. Япония. Синто. Глава 8. О-бакэ: чудища, оборотни и привидения
источник
Культурный
"Все началось с того, что в 1984 г. Пелецис написал из Риги в Москву письмо своему другу Мартынову и приложил к письму фортепианную пьеску, написанную просто между делом, для себя. Ответное письмо Мартынова содержало продолжение пьесы и приписку: "Твой ход". В течение года композиторы обменивались музыкальными письмами. Они подхватывали мысль друг у друга, один развивал и цитировал другого. Энтузиазм нарастал, нот становилось все больше, послания - все длиннее. В очередном письме Пелецис вдруг закруглил форму, сделал репризу и написал коду - печальную, очень печальную, тихую и безнадежную. На этом переписка заглохла. Мартынов ответил только через 13 лет - но как! На грусть товарища он отвечает приятием жизни, ликованием и радостью - разумеется, радостью на двоих и даже на всех, на весь мир. После этого авторы написали еще несколько постскриптумов, и, очевидно, затею еще можно сколько угодно продолжать. Но в какой-то момент "Переписку" исполнили и записали этот диск. Играют сами авторы, каждый за себя. Что за музыку играют? Похоже и на Шумана, и на британский рок одновременно. Но сейчас это уже не так важно. Важен не материал, не темы, фактуры или гармонии, а внутренний сюжет переписки, ее развитие, диалог двух кардинально непохожих личностей. Мягкий и тонкий Пелецис, ни о чем не помышляя, как-то само собой придумал тему, совершенно не вписывающуюся в контекст той музыки, которую профессионалы пишут для концертных сцен, дают ей названия и подписывают своими гордыми именами. Мартынов же, пламенный, лидерского типа художник, тут же оформил бесцельную реплику друга в проект и его же в проект втянул. Можно видеть в "Переписке" отражение многих тенденций, носящих программно отрицательный характер, - отрицание индивидуального авторства, работы на заказ, отрицание произведения как законченного текста, отрицание ситуации публичного концерта. А можно видеть в ней и разговор двух душ - сильной и слабой, как Ноздрев и зять Межуев. Их "Переписка" - манифест музыкального поставангарда, но и символ человеческой культуры, характерной для ушедшего века."

"1. ПЕЛЕЦИС-МАРТЫНОВУ 0:49
2. МАРТЫНОВ-ПЕЛЕЦИСУ 1:53
3. ПЕЛЕЦИС-МАРТЫНОВУ 0:34
4. МАРТЫНОВ-ПЕЛЕЦИСУ 1:16
5. ПЕЛЕЦИС-МАРТЫНОВУ 0:33
6. МАРТЫНОВ-ПЕЛЕЦИСУ 1:10
7. ПЕЛЕЦИС-МАРТЫНОВУ 5:43
8. МАРТЫНОВ-ПЕЛЕЦИСУ 6:20
9. ПЕЛЕЦИС-МАРТЫНОВУ 11:06
10. МАРТЫНОВ-ПЕЛЕЦИСУ 16:52
11. POSTSCRIPTUM (МАРТЫНОВ) 1:58
12. POSTPOSTSCRIPTUM (МАРТЫНОВ) 1:29
13. POSTPOSTPOSTSCRIPTUM (ПЕЛЕЦИС) 1:33
14. POSTPOSTPOSTPOST-SCRIPTUM (МАРТЫНОВ) 7:47 "

(Времена даются по другой записи)

https://www.youtube.com/watch?v=Lyb7augbLSU
источник
Культурный
Я читала об исследованиях влияния крупных травоядных (например, бизонов) на растительный покров и климат в Европе. А вот специалисты изучили этот вопрос на другом континенте- и на слонах https://chrdk.ru/news/slony_protiv_parnikovogo_effekta
источник
2019 July 27
Культурный
Во многих культурах высота голоса связана с социальной иерархией и гендером. Скажем, в Японии вежливая речь всегда сопровождается высоким тембром, а в повседневной обстановке разница в тембре у мужчин и женщин намного больше, чем в англоязычных странах.

Связь высоты голоса и положения в иерархии было подтверждено в эксперименте, проведённом в США в 2016 году. Участников и участниц разделили на группы и попросили совместно выполнить задание на логику. Позже они в частной беседе с исследовательницей Джои Чен описали, как они видят иерархию в группе. Проанализировав тембр голоса во время обсуждения задания, Чен обнаружила, что, чем сильнее у человека опускался голос по сравнению с нормальным уровнем, тем более высокое положение она или он занимали в группе.

Связь высоты голоса и статуса давно известна: Маргарет Тэтчер пользовалась услугами специалистки по постановке голоса, чтобы говорить ниже и звучать более солидно.

В 1998 году в Австралии было проведено тщательно подготовленное исследование, сравнивающее записи женских голосов 1945 года и начала 1990-х, которое обнаружило, что основной тон голоса участниц упал на 23 Герца, то есть, с си-диез до соль-диез. При подготовке были учтены внешние факторы вроде возраста, социального положения и приёма гормональной контрацепции — они не повлияли на результат. Учёные предполагают, что это изменение может быть обусловлено упрочнением позиции женщин в обществе.

* https://t.me/lingulinks/275
* https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27019023
* https://books.google.com/books?id=lXMFs8427kQC&pg=PT321&dq=Margaret+Thatcher+voice+coach
* https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0892199798800404#!
* https://www.bbc.com/worklife/article/20180612-the-reasons-why-womens-voices-are-deeper-today
источник
Культурный
Волшебные коты

В популярной серии японских ролевых игр Final Fantasy, как и практически во всех японских произведениях фэнтези, царит прекрасная мешанина из различных мифов, литературных образов и просто обрывков культурного кода. В каждой игре серии действуют полностью новые персонажи и новый игровой мир, а игр с 1987 года вышло уже 15, поэтому таких изобретательных смешений очень много. Остановлюсь на одной занятной отсылке к мифологии, которая попалась мне при работе с фольклорным материалом.

Речь пойдет о самой знаменитой игре серии, Final Fantasy VII (1997 год). В ней есть очень изворотливый и трудный в управлении персонаж - кот-предсказатель по имени Cait Sith. Труден он именно потому, что занимается гаданиями: его боевые приемы основаны на случайных эффектах. Так вот, играя в эту игру подростком, я думал, что он  произносится как бы по-английски - "кэйт сит". Но на самом деле Cait Sith произносится "кат ши", так как имя взято из гэльского языка; это персонаж кельтских сказок и легенд.

Кат ши (Cait Sith на шотландском, Cat Sí на ирландском) означает "кот из племени ши". Ши (иногда приводят более древнюю форму этого слова: síde, сиды) — это жители волшебных холмов, "скрытый народ", владеющий чародейством и не всегда дружелюбный к людям. Отсюда же, кстати, название духа банши - bean sí значит "женщина ши". Вредный кат ши, если его не задобрить на праздник Самайн, может проклясть коров, и их молоко станет скисать сразу же. А когда человек умирает, кат ши может забрать его душу, поэтому, когда в доме покойник, кота надо отвлекать играми, музыкой или чем-то еще завлекательным в соседней комнате.

Свой волшебный кот есть в Уэльсе. Его зовут Кат Палуг (вероятно, "кот-царап"), и он попал в предания о короле Артуре; по одной из легенд, его побеждает сам король, по другой - один из рыцарей с помощью зеркального щита, как Персей победил Медузу.

А связь вредного кота с праздниками прослеживается еще и в исландском фольклоре, где есть Йольский - то есть рождественский - кот, который нападает на людей, не приодевшихся к празднику, а в более жестокой версии и просто съедает их. В этом мотиве есть влияние как язычества: новый годовой цикл требует обновления всей жизни, - так и христианства: люди должны чтить праздник и не работать, а проводить время с пользой для души.

Из этих разнообразных преданий черный кот, видимо, и попал в европейскую "ученую" магию Средних веков и Нового времени, а уже из магической и демонологической традиции его позаимствовал М. А. Булгаков. Кот Бегемот - дальний, но все же родственник всех этих котов.

#фэнтези #средневековье #артуриана #кот
источник
Культурный
На arxiv 28 мая вышла статья про определение преступников в порнографии (например в детской) по ареоле соска. Их никто не скрывает, в отличии от татуировок и других примет. Неожиданный анализ данных так сказать, nipple-recognition.
http://amp.gs/dJSh
источник
Культурный
Handmade Electronic Music: the Art of Hardware

Эта замечательная книга Николаса Коллинза - один из лучших гайдов для тех кто хочет начать создавать свои собственные экспериментальные инструменты из домашней техники и всего что есть под руками - от портативных старых радио и кассетных плееров до детских музыкальных инструментов. Как пишет сам автор, "никакие специальные познания в электронике от вас не требуются, и задача этой книги - дать вам возможность как можно скорее начать создавать звук".

Вас научат обращаться с паяльником, создавать контактные или акустические микрофоны, катушки индуктивности для считывания и записи электромагнитных волн, тут же можно почерпнуть азы circuit-bending, научиться создавать собственные схемы для синтезаторов, и, на десерт, создавать аудиовизуальные инструменты, позволяющие синхронизровать ваши шумы с видео или светом.

#hardware
#handbook
источник
Культурный
«Аристотель испытывал онтологические затруднения с губками. Не то чтобы они были необычными существами: их можно было увидеть в любом доме. В «Одиссее» губками чистят утварь. А Эсхил сравнивает беду с «влажной губкой», стирающей «рисунок» человеческого счастья. Но Аристотель не понимал, животные это или растения».

В издательстве Corpus вышла книга эволюционного биолога Армана Мари Леруа «Лагуна. Как Аристотель придумал науку» в переводе нашей давней подруги, научного журналиста Светланы Ястребовой. Вот отрывочек, пожалуйста:
http://batrachospermum.ru/2019/07/lagoon-aristotle/
источник
Культурный
Журнал Popular Science решил выяснить, как готовят космонавтов к внезапной смерти одного из членов экипажа в космосе. Очень познавательная статья, не хочу спойлерить. Способы похорон предлагаются не самые тривиальные.

https://www.popsci.com/what-happens-to-your-body-when-you-die-in-space/?
источник
Культурный
Не грози Совиному Централу.

(с) Adriaen Pietersz. van de Venne, с.1614-1662
#арт
источник
Культурный
источник
Культурный
Недавно в издательстве Ad Marginem вышла книга британского художника и режиссера Дерека Джармена – дневниковые записи из рыбацкой хижины на мысе Дангенесс, куда он перебрался вскоре после публичного заявления о ВИЧ-инфекции. Мы публикуем отрывок из этой книги:

«Мой сад — мемориал; каждая круглая клумба — узел истинной любви, украшенный лавандой, бессмертником и сантолиной. Сантолина находится под влиянием Меркурия, а потому сопротивляется ядам, очищает и излечивает укусы ядовитых тварей. Побег лаванды в руке или положенный под подушку дает вам шанс увидеть привидение, побывать в стране мертвых».

https://syg.ma/@liza-mozgunova/dieriek-dzharmien-granitsa-moiegho-sada-ghorizont
источник
Культурный
​​Оффтоп. Расцвет и крах путеводителей Бедекера.
Если делить периоды массового туризма по путеводителям, то в Европе с 1840 по 1940 это "эпоха Бедекеров", а 1950-20?? - "эпоха Lonely planet". Интересно, что путеводители в привычном нам виде - с историческим предисловием, пояснениями, практической информацией - были предназначены для среднего класса: деньги на путешествия есть, но на персональных гидов уже не хватает. 

Подробность изложения, точные карты и рейтинги достопримечательностей сыграли с путеводителями Бедекера дурную шутку во время Второй мировой войны и разрушили их репутацию. 

В 1940 генерал Фалькенхорст, разрабатывавший план вторжения в Норвегию, сделал его на основе издания Бедекера 1831 года, купленного в букинистической лавке в Берлине. 

Еще более известны "бомбежки по Бедекеру". После бомбардировок союзниками немецкого норода Любека Гитлер приказал в Англии "сровнять с землей все, чему Бедекер поставил больше двух звезд" (в рейтинге достопримечательностей Англии). Ковровые бомбардировки союзниками Кельна и других ганзейских городов были восприняты немцами как нарушение негласного правила сохранять культурные объекты мирового значения. В 1942-м самолеты люфтваффе разбомбили Эксетер, Бат, Йорк, Норвич и Кентербери. 

Последним ударом стал выпуск по поручению нацистского правительства путеводителя по Третьему рейху, включая захваченные районы Польши, Украины и французского Эльзаса - с немецкими их названиями.
источник