#Upheaval #кризис #государства #Diamond # Австралия #США
(6) Австралия пережила кризис, когда после окончания Второй мировой войны стало понятно, что Соединенное Королевство (СК) ослабло и само нуждается в помощи, поэтому рассчитывать на бывшую метрополию не приходится. До этого Австралия позиционировала себя в качестве СК на выезде: полными правами обладали только люди с британскими корнями, даже европейцам из других стран чинили препятствия в миграции в страну. Жители стран Азии вообще мыслились в качестве недолюдей, которых можно было ущемлять в правах. Однако отсутствие поддержки со стороны СК в итоге привело к осознанию необходимости налаживания экономических и культурных связей с соседями, в результате основным экономическим партнером страны стала Япония, за ней — другие страны Азиатско-тихоокеанского региона. Высока миграция со всех уголков мира, но преобладают страны Азии, которые теперь, к примеру, составляют до 70–80 % студентов вузов. Благодаря этому Австралия смогла стать развитой экономикой, либеральной демократией и обеспечить высокий уровень жизни своих граждан.
(7) Семерку рассматриваемых стран завершают США.
Даймонд описывает многочисленные преимущества, которые имеет эта страна для устойчивого развития (география, ресурсы, удаленность от большинства театров боевых действий, иммиграция высококвалифицированных кадров, сменяемость правительства, децентрализация и т. п.), однако основной посыл повествования: нация находится в кризисе, причем американское общество в большинстве своем отрицает его существование. Основными проблемами страны являются (1) неравенство в избирательных правах (что превращает страну в квазидемократию), (2) сильная поляризация общества, (3) выраженное социально-экономическое неравенство. Первое проявляется в ограничении возможностей для голосования национальным и этническим меньшинствам (различные препоны для регистрации на избирательных участках, джерримендеринг, перманентное лишение права голоса в случае уголовного преступления без права восстановления), недостаточный учет числа голосующих, голосование в рабочий день и т. п. Сильная поляризация общества, включая политические партии, началась в середины 90-х и достигла пика с избранием Д. Трампа, в результате практически невозможно достичь какого-либо консенсуса не только по важным, но даже второстепенным вопросам.
Выраженное социально-экономическое неравенство также ведет к неблагоприятным исходам, поскольку культивирует бедность и нищету, возможность разорения при простом заболевании; высока стоимость образования и т. д. На любые попытки внедрения социальных благ навешивается ярлык социализма/коммунизма, что вызывает у людей правых взглядов предельное раздражение и отвергается, хотя всеобщее здравоохранение и образование, гуманное обращение с заключенными показали благоприятные исходы в странах Западной Европы. На содержание тюрем страна тратит до 4 % ВВП. В них сидят не только «настоящие» преступники, но и ненавистные некоторым белым американцам ни в чем невиновные или виновные в легких правонарушениях этнические африканцы и латиноамериканцы.
Последняя глава книги посвящена проблемам мира, из которых Даймонд останавливается на проблемах неравенства, изменений климата (отвергаемых рядом политиков США, которые сейчас обличены властью) и ограниченности ресурсов, т. е. невозможности создать одинаковые для всех 7,5 млрд. человек, живущих на планете (число может достичь 9 млрд. в ближайшее время), таких же условий, в которых живут США или Западная Европа, а значит будут сохраняться условия для конфликтов, страданий, несчастья и неудовлетворенности. Изменения требуют достижения консенсуса и координированного подхода.