Имя и фамилия польского учёного Лешека Гарделы недавно всплыло в новостях в связи с сенсационными заголовками о "тысячелетней могиле славянской валькирии". Из пересказа журналистами трудно понять реальный смысл находки, нужно подождать нормальной научной статьи с выводами о том, что в могиле славянский топор мог делать.
Зато есть другие статьи. Гардела - блестящий специалист по девиантным захоронениям эпохи викингов. Большинство его доступных работ целиком посвящены анализу необычных могил и сравнению данных археологии с соответствующими фрагментами в доступных первоисточниках. Необычные предметы, включая оружие у женщин, закидывание трупов камнями, тела лежащие лицом вниз, отрубленные головы - буквально все возможные аномалии внимательно изучены и структуированы. В результате его статьи о "магических жезлах" оказались лучшим известным мне анализом феномена сейда, с ясным выводом о то, что его аналоги нужно искать не в шаманизме, а у ближайших соседей по Балтике, славян, балтов и финов. Очень жаль, что написанная им полноценная книга по теме,
(Magic) Staffs in the Viking Age, пока не доступна в сети.
Среди очень важного: убедительные аргументы за то, что в "Осебергской ладье" похоронена не просто аристократка, а ритуальный специалист и что часть предметов, включая жезл сделанный либо из берёзы, либо из бука, был жезлом для сейда.В принципе одно другому не мешало, пример Гунхильды Матери Конунгов показывает, что репутация колдуньи только помогала правительницам.
Немного странно что Гардела не обращает внимания на использованный для жезлов материал, хотя один из описанных им жезлов, тисовый, просто напрашивается на сравнение с фризскими образцами и с великой статьёй
Runes, Yews and Magic Ральфа Эллиота. Ещё интереснее момент семенами белены, найденными в одной из могил ритуальных специалистов. Если учесть что белена - паслёновое, то то этот факт подтверждает
выводы Аларика Халла о паслёне кисло-сладком из его статьи
Madness, Medication--and Self-Induced Hallucination? Elleborus (and Woody Nightshade) in Anglo-Saxon England, 700-900. Если вас интересует вопрос о изменяющих сознание веществах в северной традиции - копайте в сторону паслёновых, включая средиземноморскую мандрагору, германское имя которой явно указывает на общий семантический ряд.
Да, оружие в женских захоронениях он тоже считает признаком ритуального специалиста, что очень логично учитывая примеры женских предметов в мужских могилах, описанные у того же Аларика Халла.
Я не стал добавлять в подборку его статьи о славянских захоронениях, если кому нужно - спрашивайте в личку.
Leszek Gardeła
(Статьи)
A Biography of the Seiðr-Staffs. Towards an Archaeology of Emotions.
Buried with Honour and Stoned to Death? The Ambivalence of Viking Age Magic in the Light of Archaeology
Dead or alive? "Chamber graves" and their inhabitants in the Old Norse literature and Viking-Age archaeology
Death in the margin. The landscape context of Viking-Age 'deviant burials'
The Headless Norsemen. Decapitation in Viking Age Scandinavia
Into Viking Minds: Reinterpreting the Staffs of Sorcery and Unravelling Seiðr
The Dangerous Dead? Rethinking Viking-Age Deviant Burials
The Good, the Bad and the Undead. New Thoughts on the Ambivalence of Old Norse Sorcery.
Vikings in Poland. A critical overview
'Warrior-women' in Viking Age Scandinavia? A preliminary archaeological study
Worshipping the Dead. Viking Age Cemeteries as Cult Sites?