Я как человек малообразованный, всегда нахожу чему удивиться. Например, читая интервью с Загмунтом Бауманом, из 6-го номера «Археологии русской смерти», узнал, что один и тот же человек стоит за: 1) появлением техногенного азота, изменившего сельское хозяйство, 2) открытием возможностей газообразного хлора, погубившем миллионы жизней на полях WWI и 3) разработкой Циклона-Б.
Выдержки из Баумана:
«Питание растущего числа населения стало тем камнем, о который могли споткнуться амбиции науки, а вместе с ними и надежды на бесконечное усиление власти человека. Вернее сказать, обязательно бы споткнулись, если бы не заслуги химика Фрица Габера и его коллеги-инженера Карла Боша, которые нашли способ синтезировать аммиак из азота и водорода, или, как тут же определили это изобретение, «создавать хлеб из воздуха» — решение, которое сама Природа, не готовая к росту населения, очевидным образом не могла породить сама, ведь растения, в той форме, в которой они были созданы Природой, не впитывали достаточно азота из воздуха самостоятельно. Для того, чтобы производить достаточно продуктов для питания рабочих и солдат, необходимо было повысить урожайность с помощью азотсодержащих удобрений, то есть искусственно, посредством новых технологий. Благодаря «процессу Габера-Боша» новые искусственные удобрения, как отметил Боулби, стали использовать очень широко, что способствовало резкому увеличению урожайности практически полному устранению страха голода в значительной части мира.
…
Вновь Фриц Габер, удивительный отпрыск современной науки, не признававший «других ограничений, кроме своих возможностей», обогнал всех остальных претендентов на лавры первооткрывателей, став одним из первых, кто протестировал невиданные возможности газообразного хлора... Азот давал жизнь, хлор ее уничтожал? Важно ли это различие, если оба вещества помогали хорошо справиться с поставленной задачей?! Конечно, это не имело значения для Фрица, хотя и казалось существенным для многих других. Например, для Клары Иммервар, жены Фрица и также химика, совершившей самоубийство сразу после присуждения Габеру ранга капитана в знак признания его решающей роли в смертоносной битве при Ипре 1915 года. Или тех миллионов, которые погибли два с половиной десятилетия спустя в газовых камерах нацистских лагерей, отравленные газом Циклон-215 — результатом беспрецедентного вклада Фрица Габера в науку.»