Size: a a a

Культурный

2019 October 04
Культурный
Феминитивы в русском языке много кому не нравятся. Поэтому, кажется, интересно посмотреть, как феминитивы появлялись и работали в других славянских языках. Например, в польском.

Сделаю плохо и вырву из контекста, но в послевоенной коммунистической Польше с феминитивами как раз начали бороться, видя в них буржуазный пережиток: «Именно маскулинизация, как утверждала пропаганда, должна была стать синонимом прогресса, общественным признанием женщин, в то время как "грамматически женское наименование словно ставит клеймо неполноценности"».
источник
Культурный
В "Эпосе о Гильгамеше" есть эпизод, в котором персонаж Энкиду, умирая, проклинает храмовую проститутку Шамхат за то, что она отвратила его от дикой природы и сделала смертным человеком. Среди пожеланий нищеты, болезней и социальной неустроенности и обструкции звучит и совсем уж страшное:

Пусть пьяный заблюет твое платье в праздник,
Пусть он отберет твои красивые бусы


Потом, конечно, он отыгрывает всё назад и, наоборот, благословляет её за приобщение к цивилизации - но изначальный общий ряд перечисленных проклятий всё равно забавный.
источник
Культурный
Psychedelic Fauna for Psychonaut Hunters: A Mini-Review
by: agggile

https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyt.2018.00153/full

💬comments
источник
Культурный
Сегодня дослушал пятую часть серии про Йоркширского потрошителя и не могу не поделиться одной деталью.

Лингвистов привлекли к этому расследованию после того, как полиция получила 3 письма и одну магнитофонную запись от человека, убедительно выдававшего себя за того самого маньяка. По крайней мере, убедительно для полиции, которая обратилась к Стэнли Эллису, диалектологу и фонетисту из университета Лидса, чтобы тот проанализировал акцент и речевые особенности автора, составил его социолингвистический портрет и главным образом определил, где тот живёт.

Эллис — вообще довольно важная фигура: он был пионером лингвокриминалистики; консультантом MI5; первым специалистом, который давал экспертные показания в английском суде об идентификации говорящего по голосу; основным автором исследования региональных диалектов Великобритании, которое по-прежнему остаётся одной из главных работ в этой сфере.

Прослушав запись, Эллис сразу определил, что говорящий откуда-то из Сандерленда, главного города Уирсайда. Только после этого полиция показала ему марки, которые  свидетельствовали, что письма действительно были отправлены из Сандерленда.

Но это не самое впечатляющее. Эллис едет в Сандерленд, где посещает пять населённых пунктов в округе, все более или менее рядом с рекой Уир. Общается с местными жителями в пабах, даёт им послушать запись и сам записывает их речь. Приезжает домой, тщательно всё изучает, сравнивает и приходит к следующим выводам:
— Первое слово в аудиозаписи, I (я), сразу говорит, что говорящий не из Тайнсайда или Северного Йоркшира, потому что там говорят а, то есть это монофтонг; а чувак на записи говорит ай, то есть дифтонг (или, как говорит Хардейкер, banana vowel, потому что этот звук «‎изгибается»).
— Судя по другим признакам, говорящий из Сандерленда, но его акцент специфичен не для всех частей Сандерленда. Эллис привлекает массу данных о том, как и где меняются варианты произнесения одинаковых звуков, и на их основании проводит на карте линии, вдоль которых проходят эти фонетические изменения.

В результате он говорит, что автор аудиозаписи вырос в одной из двух деревушек, расположенных на северном берегу реки Уир: Кастлтаун или Саутуик.

В 2006 году — через 25 лет после суда над настоящим маньяком — обнаруживается личность человека, присылавшего письма в полицию. Им оказывается чувак, который в конце 1970-х годов жил на юге Сандерленда, в двух милях и от Кастлтауна, и от Саутуика.
источник
Культурный
В АДУ НЕ БУДЕТ НИЧЕГО КРОМЕ ЗАКОНА.
Всегда ли исключение из права = нарушение права?

Рассуждения о помиловании профессора Йельской школы права, специалиста в области прав человека, конституционалиста Пола В. Кана.

Сегодня, нам гораздо труднее [чем в Средние века] распознать в исключении из права нечто иное, чем нарушение какой-либо нормы. […] Смирить справедливость любовью – это добродетель, которая с трудом может быть связана с публичными институтами. [...] К примеру, если бы судья действовал подобным образом, мы бы скорее сказали о несостоятельности права и правосудия, чем о справедливости, смягченной милосердием.
Нормальное восприятие определенной предвзятости в вопросах исключений не было столь серьезной проблемой в досовременную эпоху, поскольку существовал сакральный монарх, обладающей двумя природами, универсальной и исключительной. Именно эта двойственность делала его подобным Христу. Сакральный монарх свидетельствовал о чуде, как о присутствии бесконечного в конечном, по крайней мере в трех отношениях: фактом обладания двумя "телами", исцелением наложением рук и обеспечением справедливости и правосудия. Все эти три отношения тесно взаимосвязаны. Король, который мог вылечить тело без оглядки на законы природы, мог тем же образом вылечить социальную болезнь без учета позитивного права. […].

Такое исключение стоит выше справедливости, но само не является несправедливым. Занимая место Христа, государь должен был иметь возможность сделать стоящее вне закона исключение свидетельством чудесного присутствия. При это такое исключение не является чем-то партикулярным или произвольным. […]

В наш светский век эхо сакрального присутствия до сих пор звучит во власти миловать. Это остаток суверенной власти принимать решение об исключении из закона. Подобное решение всегда граничит с беззаконием, особенно когда мы пытаемся найти такое основание для милости, которое было бы чем-то отличным от простой пристрастности. Почвой для милосердия может быть только забота, которая всегда является личной и не связана правилами. […] без опоры на заботу, любовь, на сакральное, мы не сможем найти [для помилования] никакого достойного оправдания, которое согласовалось бы с иными нашими убеждениями, такими как господство права.
Ввиду этого, обычно мы склонны к тому, чтобы заменить прощение исправительной системой, управляемой бюрократическим аппаратом. Мы стремимся нормализовать исключение. Передавая полномочия миловать главному исполнительному органу, мы беспокоимся, что тем самым ставим его выше закона: где справедливость вне закона? Тем не менее, когда Г. Гилмор пишет «В аду не будет ничего, кроме закона», мы понимаем его точку зрения. Власть миловать до сих пор имеет нечто общее с исцелением наложением руки и благословением […]. Прощение всегда незаслуженно. Оно неизбежно отсылает за пределы закона. Это дар, приходящий будто бы из ниоткуда.

(Paul W. Kahn. Political Theology. Four new chapters on the concept of sovereignty)
источник
Культурный
Почему не бывает трехногих животных? 🤔 Этим непраздным вопросом задался аспирант Трейси Томсон, после того как профессор Герат Вермей дал своим ученикам задание придумать «запретный фенотип» – животное или растение, которое не существует и не может или не хочет существовать в природе. Подробности в нашей статье 👉
https://zen.yandex.ru/media/batrachospermum/pochemu-ne-byvaet-trehnogih-jivotnyh-5d94f2d0b477bf00ae02e853
источник
Культурный
ֳֳ#нейроисследования

Учёным впервые удалось создать  искусственное воспоминание.

Фантастические романы и фильмы давно и настойчиво описывают сюжеты, в которых стирается или перезаписывается память человека. И вот ученым удалось записать новое воспоминание искусственным путем!

Обычно мы учимся на основе опыта: воспоминания о том, что с нами было, помогают нам решать, как вести себя в будущем. Другими словами, память неразрывно связана с опытом и поведением. Именно поэтому возможность записи «искусственного» не личного воспоминания может иметь непредсказуемые последствия.

В ходе эксперимента ученым удалось создать у мышей искусственное воспоминание о запахе цветущей вишни. Для этого они сначала создали у ряда мышей яркое естественное воспоминание, а затем задокументировали его нейронные контуры. Затем они записали это воспоминание в память другой мыши, стимулируя клетки головного мозга в соответствии со схемой естественной памяти. Результатом этого стала сохранённая и воспроизведённая в неотличимой от естественной форме искусственная память. По крайней мере, в тех проявлениях, которые может зафиксировать сторонний наблюдатель, в т. ч. с помощью приборов.  

С одной стороны это открытие позволит приблизиться к изучению новых методик лечения  тяжёлых расстройств, например  болезнь Альцгеймера, с другой стороны воспоминания пронизывают саму суть нашей человечности, и поэтому любые манипуляции с памятью надо рассматривать в первую очередь с точки зрения этики.

Подробнее чиатйте здесь: http://smbx.me/OqDRU
источник
Культурный
Как собаки влияют на людей, и как люди влияют на собак

Сходила на лекцию Эвана Маклина (Evan MacLean), директора the Arizona Canine Cognition Center (то есть центра по изучению сознания псовых). И судя по видео экспериментов, которые он показывал, работа в центре полна удовольствий: с утра до вечера ученые возятся с щенками, чтобы узнать побольше о взаимном влиянии человека и собаки.
Я уже писала о том, что благодаря человеку на морде собаки появились  две мышцы, которые позволяют питомцам в отличие от диких предков делать большие и милые глаза. И их большие глаза провоцируют людей на заботу о них, вызывают умиление. Но как выяснилось, это далеко не все. Мы изменили собакам анатомию, но и собаки меняют нас. Например, когда собаки смотрят людям в глаза, у людей вырабатывается гормон привязанности окситоцин, с его благотворным влиянием связывают тот факт, что люди, перенесшие инфаркт в 5 раз чаще остаются в живых через год, если у них есть собака. У собак, кстати, тоже от нас окситоцин вырабатывается, а еще понижается уровень вазопрессина (антидиуретический гормон, отвечающий за сохранение жидкости в организме), участвующего в реакции на стресс и который связывают с тревогой и депрессией. Снижается ли уровень вазопрессина у людей пока не установили. Впрочем, ничто не мешает погладить собаку, не дожидаясь, когда ученые исследуют все преимущества общения с животными, особенно, если вы одиноки.
источник
Культурный
источник
2019 October 05
Культурный
Сегодня я узнал новое понятие — Сад победы (Victory Garden). Во время Второй Мировой войны Британцы создавали такие небольшие сады в кратерах, образовавшихся в местах падения бомб.
источник
Культурный
Архитектор, руководитель Центра всемирного наследия ЮНЕСКО (2000–2010), заместитель генерального директора ЮНЕСКО по культуре (2010–2018) Франческо Бандарин поделился последними данными о реставрации собора Норт-Дам де Пари и рассказал о том, что ждет его в будущем.

Еще о Норт-Дам 👉🏿 #архитектура

http://www.theartnewspaper.ru/posts/7360/
источник
Культурный
This is the repo for the Ulysses Project, which is a project that will attempt to examine the relationships between Dublin locations and other references/themes present in James Joyce's Ulysses. Through this project, we hope to gain a greater understanding of how Joyce recreated the city of Dublin in his novel. In particular, we are hoping to map the locations references in Ulysses so that we can then map those locations to other references.

https://github.com/frabbitry/Ulysses
источник
Культурный
39. John Hersey. Hiroshima

New York Times от 31 августа 1946 года вышел с типичной для журнала рисованной обложкой. Эти обложки согласуются задолго до публикации, и потому отдыхающие в парке летние человечки,  ничем не выдавали содержание номера, в котором не было ни одной из обычных рубрик, ни литературного приложения, ни комиксов, ни даже редакторской колонки. Все полосы выпуска были отданы журналисту Джону Херси и его статье "Хиросима".

Херси съездил в Японию, нашёл пятерых людей, переживших бомбардировку в Хиросиме, и записал их истории - день бомбардировки, дни после, и их судьбы год спустя. В статье отсутствует голос автора, нет оценки, мнения, комментария. Херси предлагает вам воспоминания других людей, и если в статье есть какие-то попытки этической оценки или осмысления произошедшего - то это только прямая речь интервьюируемых.

Номер раскупили, статью перепечатали другие журналы, Джон получил Пулитцеровскую премию. Сейчас мне сложно в это поверить, но за год между бомбардировкой и публикацией Херси, среди океана вышедших в СМИ материалов не было таких, которые обратились бы к опыту жителей Хиросимы и Нагасаки. Писали о политическом влиянии нового оружия, о будущем человечества, обладающего такой силой, о физике, об этике. Кажется, люди были в таком благоговении перед атомом и его божественной силой, взятой под контроль учёными, что перевести взгляд с произошедшего на небесах (бомба весом 4,4 тонны взорвалась в 600 метрах над землёй) на происходящее на земле не могли. Впрочем, сложно представить себе мышление людей, переживших мировую войну. Легко ли проявлять заботу о чувствах людей, объявивших тебе тотальную войну без правил чести и милосердия?

Читать "Хиросиму" рекомендую всем, кому интересно увидеть атомный взрыв глазами его переживших, и тем, кому интересна журналистика (материал написан любопытно). Херси пишет спокойно, matter of factly, про любые ужасы и от этого правда проще. Он не углубляется в кошмары.

📖 Houses nearby were burning, and when huge drops of water the size of marbles began to fall, he half thought that they must be coming from the hoses of firemen fighting the blazes. (They were actually drops of condensed moisture falling from the turbulent tower of dust, heat, and fission fragments that had already risen miles into the sky above Hiroshima.)

📖 Dr. Machii said, “It must have been a Molotoffano hanakago”—a Molotov flower basket, the delicate Japanese name for the “bread basket,” or self-scattering cluster of bombs.

📖 Of a hundred and fifty doctors in the city, sixty-five were already dead and most of the rest were wounded. Of 1,780 nurses, 1,654 were dead or too badly hurt to work. In the biggest hospital, that of the Red Cross, only six doctors out of thirty were able to function, and only ten nurses out of more than two hundred.

📖 When Mr. Tanimoto, with his basin still in his hand, reached the park, it was very crowded, and to distinguish the living from the dead was not easy, for most of the people lay still, with their eyes open. To Father Kleinsorge, an Occidental, the silence in the grove by the river, where hundreds of gruesomely wounded suffered together, was one of the most dreadful and awesome phenomena of his whole experience. The hurt ones were quiet; no one wept, much less screamed in pain; no one complained; none of the many who died did so noisily; not even the children cried; very few people even spoke. And when Father Kleinsorge gave water to some whose faces had been almost blotted out by flash burns, they took their share and then raised themselves a little and bowed to him, in thanks.


#нехудожка #мужчина_автор
источник
Культурный
«Магистерия» продолжает радовать — на этот раз курсом о серебряном веке римской словесности от старшего научного сотрудника отдела античной литературы ИМЛИ Татьяны Александровой https://magisteria.ru/category/roman-literature-silver-age
источник
Культурный
Компания Endel, выпустившая приложение, которое создаёт звуковой фон с помощью искусственного интеллекта запустила канал в Twitch, где  сгенерированный звуковой фон модулирует колебания мозговых волн во время глубокого сна, тем самым помогая вам заснуть.

Это довольно новая область исследований и уже есть некоторые свидетельства того, что прослушивание расслабляющих звуков может уменьшить беспокойство и помочь людям проводить больше времени в глубоких стадиях сна.

Если хотите, то можете сегодня стать частью эксперимента, пройдя по этой ссылке ;)

Источник новости https://engt.co/2It2fJo
источник
Культурный
Хмммм. Попов хоть и не климатолог, но не пересел на иглу "всегда так было".

1. Понимает верно
2. Критикует лучшего друга

Никогда в нем не сомневались

https://www.facebook.com/1035850135/posts/10217088143809170/
источник
2019 October 06
Культурный
Кажется мы начали забывать как выглядит настоящий журналистский хардкор. Когда я учился в ПТУ №666. (1991-93 гг.) в электричках Киевского направления любил покупать эту газету, издававшуюся русским писателем Юрием Петуховым. Да, были времена!!! Тогда мы пили с мастерами-производственниками технический спирт за дезомбирование и самооздоровление постсоветских людей. Петухов склеил ласты в 2009 году, постсоветские люди совсем додезомбировались, а кривая русской идеи привела нас в краеведение. Чудны дела Твои, Господи!

Залесец.

https://t.me/iamaliveandyouaredead/383
Telegram
Смерть на рейве
​Не берёмся на сто процентов утверждать, но похоже, после 1991 года многие люди в нашей стране живут в перманентном постапокалиптическом бэд-трипе. Те же условно патриотические секты и движения (граждане СССР, родноверы, КОБовцы и тп) основаны людьми, заставшими разрушение СССР в сознательном возрасте. Их перепахало незавидным сюжетом: знакомый мир рухнул, ценности стремительно поменялись, планета стала слишком большой. Когда сошла на нет идеологическая монополия КПСС, образовалась пустота, заполнить которую было практически нечем. За какой-то совершенно незначительный период пришлось придумывать новую картину мира на чистом листе. Открылось множество возможностей как для политических идей, так и для параноидальных фантастических теорий. Фолк-хистори, теории о колониальном управлении Россией, бредовые тексты о психотронном оружии - всё это расцвело тысячью кислотных цветов на красном флаге. Сейчас-то понятно, что это по большей части шиза, но представьте, что единственная идеология, которую вы знали, сдалась…
источник
Культурный
Однажды немецкий химик Антон Кёлиш поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Он выиграл спор:
источник
Культурный
Исследование одной строкой. Те молодые люди, у которых доход снизился на 25% и более, обнаруживает более низкие когнитивные способности при нейропсихологическом тестировании и имеют меньший объем мозга при визуализации, по сравнению со своими коллегами со стабильным годовым доходом.

Источник: https://n.neurology.org/content/early/2019/10/02/WNL.0000000000008463

#исследование
#нейробиология
источник
Культурный
#нейробиология #Метцингер #эго #себя #иллюзия #свобода_воли #самоорганизация #туннель #психиатрия #психология

Благодаря подкасту Сэма Харриса познакомился с творчеством Томаса Метцингера (Thomas Metzinger) — немецкого философа и нейроученого, занимающегося вопросами сознания. В своей книге The Ego Tunnel: the Science of the Mind and the Myth of the Self («Туннель эго: наука о разуме и миф существования себя»), написанной еще в 2009 г., он обобщил более 1500 работ в этой сфере, чтобы заключить, что сознание генерируется головным мозгом, является продуктом сложной самопроизвольной организации биологических систем и что «я» (эго) не существует. Его выводы, приведенные в книге, находят все более детальное подтверждение по мере развития нейробиологии, включая когнитивную нейробиологию.

Наука следующим образом объясняет сознание и восприятие нами самих себя в качестве независимых агентов, являющихся авторами собственных действий. Во-первых, наше сознание — это видимость мира (часто используется аллегория «свет включен» и «свет включен и кто-то присутствует»). Однако мы видим не настоящий мир, а сгенерированный головным мозгом мир, созданный с помощью сигналов, поступающих от органов чувств, ибо мы трансформируем все поступающие сигналы и интегрируем их для создания собственной картины внешнего и внутреннего мира (например, мы не видим и не слышим длин волн). Головной мозг создает «туннель» в настоящий мир, никогда с ним напрямую не взаимодействуя, поскольку взаимодействие идет через симуляцию. Генерация мира происходит для наиболее удобного действия в нем для достижения эволюционных целей.

Кроме того, головной мозг непрерывно (во время бодрствования) создает феномен «сейчас», то есть эффект присутствия в мире. Наличие памяти позволяет создать связь с прошлым и прогнозировать будущее. Вместе с тем мы постоянно живем в симулированном мире, который всегда находится в прошлом, поскольку головному мозгу требуется время (пусть и небольшое), чтобы сгенерировать внутренний и внешний мир на основании данных от органов чувств. Другими словами, «сейчас» не существует, это иллюзия: чувство присутствия является внутренним феноменом, порождаемым головным мозгом человека.

Более того, сгенерированная головным мозгом модель мира является «прозрачной», т. е. головной мозг не способен осознать, что он (организм, имеющий этот головной мозг) находится в сгенерированной модели, то есть мы не можем обнаружить, что наше восприятие мира — результат обработки информации (Сэм Харрис использует другую аллегорию: наше сознание — это одновременно экран кинотеатра с показываемым фильмом, зритель, смотрящий кино, и вообще весь кинотеатр. Но в реальности этого ничего нет: ни фильма, ни зрителя, ни кинотеатра). Выбраться из тоннеля невозможно, мир кажется естественным, более того, с эволюционной точки зрения из него и не надо было выбираться, поскольку такой подход позволил получить колоссальное эволюционное преимущество.

Феномен ощущения себя, т. е. существование агента, принимающего решения, возникает благодаря глобальной доступности информации для обработки.

Продолжение следует…
источник