Писать о Сергее Курехине сложно. Это человек с непростой судьбой, который мог стать серьезным и знаменитым академическим музыкантом, но выбрал стезю панка и авангарда. И правильно сделал. Ведь рассказывать об этом художники, актере и, упаси Господь, политике следует не с сухих автобиографических фактов, а с перфомансов коллектива "Поп-механика", шокировавших жителей постсоветских пространств.
1995 год. Хельсинки. «Мы, финны, в этой жизни видели всё! И Дэвида Боуи видели, и King Crimson видели… Вряд ли вам удастся нас удивить!», - говорит радиоведущий Курехину. Вызов принят. Дальше позволю себе цитату:
"Курехин в костюме Ихтиандра наигрывает менуэты «под венских классиков», панки-рокеры в монашеских рясах и сутанах палачей играют диковатый фри-джаз. Курехин начинает дирижировать, в привычном ему стиле катаясь по сцене, размахивая ногами и выкрикивая что попало. Далее по нарастающей: возникает тевтонский рыцарь с замашками Оззи Осборна в доспехах из эйзенштейновской киногримерки, за раздвигающимся занавесом показываются крутящиеся горящие кресты с распятыми на них полуголыми людьми.
По залу блуждает фейковый запах паленого мяса. За следующим занавесом оказываются клыкастые длинноволосые старухи на гигантских качелях. В воздух взмывает корова в натуральную величину, два трехметровых финских хоккеиста разыгрывают сцену по мотивам гей-порно под стихающие патриотические крики финнов, только-только выигравших у шведов чемпионат мира по хоккею.
Александр Баширов, находящийся в запое и в статусе изгнанного из штата, материализуется на сцене и читает Рильке в оригинале. Гигантский циркуль пытается утащить его за кулисы, оба падают со сцены. С потолка опускается гигантский полиэтиленовый мешок, накрывая зал, Курехин командует: «Ахтунг! Ахтунг!», под мешок запускают [ненастоящий] газ, Баширов разносит ВИП-зону, Курехин проникновенно тянет «Только миг между прошлым и будущим», по холлу носятся некрореалисты, разбрасывая бомбочки с кетчупом и рисом, перед сценой носятся животные. Падает картонная корова. Финская богема с ужасом несется к выходам".
Понимаете градус акционизма? Однако "Поп-механика" - это не только сотворение безумия ради безумия. Эта группа смогла расширить понимание музыки до (не)возможных пределов. Здесь лютни скрещивались с жестью, барабаны с водопроводными трубами, гитары с бензопилами, духовые с работающими двигателями. Джаз переходил в панк-рок, индастриал превращался в бибоп, нойз в академический авангард Шнитке. Середина 80-ых, у комсюков рвутся шаблоны и задние проходы. Что говорить, если с "Поп-механикой" успели поиграть: Цой, Каспарян, Тихомиров, Федоров, Гаркуша, Сергей Летов, Вишня и другие.
Одним словом, бесконечная провокация, перешедшая со временем и в политику. Курехин придумывал безумные теории, о которых вещал по телевизору и радио, изувечивая серьезный дискурс программ. И совершенно глубокомысленно говорил о мистицизме, магии, астрологии и теориях заговора. Пропагандировал фашизм, коммунизм, анархизм и не видел противоречий. Он уничтожал идолов своим авторитетом, называя любимых многими личностей безмозглыми тупицами.
Сергей Курехин снимался в абсурдных фильмах, например, в знаменитом "Комплексе невменяемости", который упоминался на канале. Также был замечен в фильмах некрореалистов (и их упоминали).
В целом о Курехине можно долго говорить, но лучше послушать его композицию "Трагедия в стиле минимализм". Шедевральная вещь.
https://www.youtube.com/watch?v=ZJL6f6XlFmA