Size: a a a

Культурный

2019 November 23
Культурный
СВИНЦОВЫЕ БЕЛИЛА
Химикам будет интересен небольшой экскурс в средневековье.

Голландский способ получения:

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2530313030398877
источник
Культурный
Глава 7. Измененные состояния сознания

Что происходит в нашем мозгу при гипнозе, эпилептических припадках и оргазме? На какие отделы мозга действуют наркотики и как объяснить «внетелесный опыт» с нейробиологической точки зрения? Об этих интересных вопросах, связанных с измененным состоянием сознания, а также о таких феноменах, как синдром чужой руки, галлюцинации и самосознание у роботов, читайте в опубликованной главе.
elementy.ru/link/t/alteredstates

Избранные главы из лучших научно-популярных книг в «Книжном клубе».
источник
Культурный
Редакция "Голоса Ислама" предлагает вниманию читателей перевод на русский язык работы современного исламского мыслителя Овамира Анжума, выполненный командой молодежного проекта "Исламский Союз". В русскоязычной исламской среде, где взгляды на Халифат сформированы группами, представляющими его в качестве всемирного централизованного государства, в котором должны раствориться все мусульманские страны и народы, работа профессора Анжума может произвести настоящий переворот. В ней он исследует этот вопрос с разных точек зрения, как богословской, так и политической, и предлагает совершенно другое в...
https://golosislama.com/news.php?id=37591
источник
Культурный
Все книги Ультра.Культуры
источник
Культурный
Берингов пролив предлагает много контрастов: коммунизм vs капитализм / местное население vs внутренние колонизаторы / Запад vs Восток. Но есть и еще один: национальное vs международное право.

Мы уже рассказывали, что на территории в 200 морских миль от своей суши государство имеет исключительное право вести разработку природных ресурсов в водах и на дне. Юридические казусы возникают, когда зоны нескольких государств начинают пересекаться или не граничить друг с другом. Тогда между зон нескольких государств появляются международные воды, добычу в которых может вести кто угодно. В морском праве они называются «дырками от бублика». Один из нас даже изображал все дырки от бублика: http://donutholes.ch/

Одна из заметных дырок находилась как раз в Беринговом проливе. Из-за этого рыболовные суда всех стран мира стали вылавливать там минтай. В итоге к концу 1980-х произошло почти полное исчезновение популяции рыбы. У Берингова пролива, оказывается, есть что сказать и по столь актуальному сегодня контрасту глобализма и национализма.
источник
Культурный
Очень хорошая новость. На ФБ открылась группа ЗАКРЫТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ https://www.facebook.com/groups/436400967021951/ и музыканты развернули там некоторую активность. Среди прочего они впервые выложили редчайшую запись с гига памяти Баркова Андрея. 27.06.1995 г. Вот что Головин в своё время говорил об этом событии в интервью: "Были ещё любительские съёмки. Например, с концерта, посвящённого смерти Андрея Баркова в 1995. Интересный был концерт. Я пел. На барабанах играл “Роник”. На басу играл друг детства Иван Юферов, занимавшийся в то время сольной вокальной карьерой. На гитаре металлист Лёня Мельников (Город ДИТ), ну и на клавишах, конечно Сергей Эксузьян. К сожалению, видеозаписей у меня нет…" Возможно, именно это можно считать последним концертом ЗАКРЫТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ -- о более поздних мне ничего не известно. Сверх того! В этом же видео есть запись ЧЁРНОГО ЛУКИЧА (не припомню других его съёмок первой половины 90-х) и половинка песни ДЯДИ ГО (вроде бы). В общем, настоящий артефакт!
источник
Культурный
Сколько раз я уже кидала сюда ссылки на Кванту, а они все продолжают писать офигенные тексты

https://www.quantamagazine.org/noise-in-the-brains-vision-areas-encodes-body-movements-20191107/

Эта статья - о том, что все, что традиционно в мозге считалось шумом, на самом деле таковым далеко не является. Тут конкретно рассматривается известная статья из Janelia, показывающая, что "шум" в зрительной коре отлично коррелирует с движениями животного, хотя казалось бы, зачем зрительной коре кодировать движения?! А на самом деле это может помогать восприятию и в целом ориентировать животное в окружающем мире, потому что восприятие в основном осуществляется через движение.

Другая важная штука, которая затрагивается, это то, что в прошлом вообще все эксперименты делались на животных под наркозом, как будто восприятие - это просто такая куча проводов в мозге, которая делает свое дело no matter what. А теперь все надо переделывать в бодрствующих животных, в том числе - в добровольно движущихся и добровольно неподвижных, и сравнивать эти состояния между собой, потому что и спонтанная активность, и активность вызванная какими-то стимулами в этих состояниях кардинально отличается.
источник
Культурный
Чтение на вечер – роман о безумиии «Музей иллюзий», написанный японским писателем Накаи Хидэо и переведенный Анной Слащевой.  Читать нужно с первой главы – «Июль. Марсианский ботанический сад»:

«Конечно, когда он умрет, и его похоронят, его разложившийся труп смешается с землей, и сверху, может, посадят огромную розу. Ее жадно растущий корень проберется сквозь тьму в поисках неожиданной добычи и, выпустив множество ответвлений, приблизится к нему».

https://syg.ma/gensou
источник
2019 November 24
Культурный
Почему цивилизационный коллапс, который приближается к нам сегодня, гораздо страшнее тех, что пережили Древние Египет, Римская Империя и Шумерское Царство? Читаем перевод материала из Aeon.

«...Некоторые ученые предполагают, что коллапс является частью «адаптивного цикла» роста и упадка систем. Как и лесной пожар, творческое разрушение коллапса обеспечивает ресурсы и пространство для эволюции и реорганизации».

https://monocler.ru/czivilizaczionnyj-kollaps/
https://monocler.ru/czivilizaczionnyj-kollaps/
источник
Культурный
Коллеги показали: приложение Stoic, помогающее learn stoicism philosophy and how to cope with stress. Я слишком дремуч, чтобы пользоваться этим — да и не очень понимаю зачем, если можно раз в неделю читать Марка Аврелия с Андреем Валентиновичем Лебедвым в «Лаборатории ненужных вещей» — но учитывая стремительно растущий интерес к стоицизму в нефилософских кругах, появление чего-то такого было определенно предначертано стоическим провидением. Книжки наподобие пильюччивской A Handbook for New Stoics: How to Thrive in a World Out of Your Control ― 52 Week-by-Week Lessons уже были организованы как приложение, просто в допотопной оффлайновой форме, так что подписка на стоицизм в эппсторе была вопросом времени.
источник
Культурный
Нойз трёхсотлетней давности, или претендент на самый необычный релиз 2019.

Литовский саунд-артист и композитор Артурас Бумштейнас записал альбом при помощи барочных шумовых машин. Подобные механические девайсы размещались за сценой театров эпохи барокко (чаще оперных) для имитации звуков ветра, дождя, шторма, грозы и прочих атмосферных, которые возникали по ходу сюжета. Аппараты нехитрые, но изящно придуманные: например, для имитации ветра использовался вращающийся деревянный цилиндр (он на обложке), на который натягивался холст (крутишь за ручку и фьььььюююююююхххх); чтобы воспроизвести дождь, внутрь круглого деревянный барабана насыпали  рис или сухой горох; а аппарат для имитации грозы - огромный деревянный короб с камнями внутри. Крепится он к стойке с осью по центру и качается влево вправо аля детская качеля. Булыжники громко перекатываются и вот уже небеса содрогаются.
Фото девайсов.

В 2017 году, проект Bad Weather представлял собой театральный саунд перфоманс, в котором шесть исполнителей "играли" на этих механизмах, используя в качестве партитуры метеорологические карты.
А в 2019 из фрагментов и репетиций Bad Weather появился полноценный LP. Круто, что это не просто филд рекординг in vitro, а оформленное концептуальное нечто. Кроме шумовых девайсов, на диске используются препарированная ария Вивальди и какая-то неведомая мне придворная музыка шведского композитора XVIII века. Сэмплы искажаются, наслаиваются друг на друга, как бы многкратно отражаясь, раздваиваясь. Звучит весьма крипово.

Надо сказать, что Бумштейнас в принципе чудной дядька. Среди его овер многочисленных проектов есть, например, продолжающееся по сей день "Органное сафари", где он путешествует по городам Литвы и записывает местные церковные органы в их естественном состоянии; или альбом, в котором довоенные записи еврейских песнопений звучат на фоне абстрактной электроники, записанной на советском Поливоксе; интерес к шумовой машинерии тоже не просто так: релиз "Эпилоги" (2014) посвящен столетию манифеста музыкального футуризма Руссоло, в качестве инструмента здесь также используются барочные шумовые аппараты, семплы голоса Маринетти и клавесин. Сам перфоманс при этом мыслится как эпилог к утеряной опере Якопо Пери "Дафна", которая вроде как самая первая опера ever (1598г.).

Партитура для Bad Weather Long Play сделана как раз на манер нотации для Интонарумори - рупорных нойз машин, которые создавал Руссоло для своего шумового оркестра. Такая 300-летняя рифма между шумовыми инструментами разных эпох. Получается, что барочные композиторы были вполне нормальными пацанами, которым нравились пыщь-пыщь эффекты, и они точно не пытались передать шторм "одной лишь силой музыки" и прочая херня, о которой мне вещали на истории музыки.
Нужен шторм? Винченсо! Заводи свою шарманку!

Bad Weather LP - дико захватывающий опыт даже на уровне текстуры. Просто потому, что этих звуков нет в моём слуховом багаже. Этот мерцающий электрический треск рисовых зёрен; шквалистый рёв холщевой бумаги; камни, перекатывающиеся внутри короба, и грохочущие будто со всех сторон разом. Всё какое-то странное, текучее, иллюзорное. По отдельности каждый аппарат звучит вполне правдоподобно. Ветер дует, гром гремит. Но вместе и без сюжетной основы они превращаются в какую-то самостийную машину иллюзий и тембральных перевоплощений, чем и был Барочный театр по своей сути. В этом смысле логика интереса Бумштейнаса вполне понятна: ему просто в кайф, что все эти технические фокусы, на которых держится "иррациональная" репутация барочного искусства, по-прежнему работают.

[ниже выкладываю flac]
источник
Культурный
источник
2019 November 25
Культурный
Atmotube — портативные устройства для измерения качества воздуха (в базовом комплекте это летучие органические вещества, в модификации PRO — загрязняющие частицы PM1 / PM2.5 / PM10). Устройство маленькое и может использоваться как брелок, синхронизируется с телефоном и сервис хранит историю измерений. Кажется, данных стало достаточно и ребята выпустили публичную карту качества воздуха. Разработчики говорят, что пока проект в тестовом режиме, но планируют разивать его дальше.

https://map.atmotube.com/
источник
Культурный
Оказывается, для амишей и других людей, выбравших для себя low-tech lifestyle, делают специальные модели лаптопов со слоганом "no Internet, no video, no music".


https://www.npr.org/sections/money/2013/02/25/172886170/a-computer-fit-for-the-amish?t=1574627519874
источник
Культурный
Читать про постмодернизм полезно всегда - от этого взгляд игривее становится, румянец прибавляется, да и вообще сразу как-то получше становится.
Поэтому вот, например не к "Нонфикшену", что очень странно, но тем не менее выходит новая книжка обаятельного молодого препода Вышки Александра Павлова, благодаря которому мы более-менее знаем, что такое кэмп.

Тема будет подниматься о том, что  "все концепции, которые говорят, что теперь вместо постмодерна они - метамодерн, гипермодерн, альтермодерн, автомодерн и еще миллион модернов". Тем, кому хочется подробнее - сюда.
Книжка от Александра логичная. До этого он писал про кино: самая крутая - "Постыдное удовольствие", но есть и другие, например, про Тарантино. Александр к слову пишет хорошо, читабельно, а не как его прочие околофилософские коллеги.
источник
Культурный
О мистическом исчезновении исполнительницы Goodbye Horses – одной из самых знаковых песен 90-х годов:

В 1991 году режиссер Джонатан Демми (Jonathan Demme) выпустил фильм «Молчание ягнят», снятый по одноименному роману о Ганнибале Лекторе. Среди музыки, выбранной для его озвучки, одной композиции суждено было оказать немалое влияние на мировую поп-культуру. Речь идет о песне Goodbye Horses. Для тех, кто забыл – она играет в знаменитой сцене, где серийный убийца Буффало Бил красится перед зеркалом. Судьба ее исполнительницы – американской певицы Кью Лаззарус (Q Lazzarus) – по сей день остается загадкой, над которой бьются журналисты.

Релиз Goodbye Horses состоялся в 1988 году. Как позже писал автор текста – Уилльям Гарви (William Garvey) – песня рассказывает о трансцендентных возможностях тех, кто не верит в конечность этого мира. Согласно автору, лошади символизируют пять чувств, с которыми следует попрощаться, чтобы заглянуть за границы бытия. Впрочем, ни для кого не секрет, что словом «horse» в английском часто обозначают героин, поэтому трактовки у песни существуют самые разные.

Так или иначе, история ее успеха началась с поездки в такси. В 80-х молодая Лаззарус подрабатывала водителем. Однажды она подобрала на улицах Нью-Йорка режиссера Джонатана Демми и включила ему запись своего нового трека. Тот произвел на кинематографиста сильное впечатление. В том же году он использовал песню Лаззарус в фильме «Замужем за мафией», а еще через три года – в картине «Молчание ягнят». С тех пор мелодия Goodbye Horses звучала везде от мультфильма Family Guy до игры GTA IV и показов Gucci. Однако сама Лаззарус с начала 90-х просто испарилась. Земля полнилась всевозможными слухами.

В 2017 году Dazed пытался найти певицу, однако не добился значительных результатов. Прекратив расследование, издание опубликовало небольшой текст и закрыло тему. И тут началось самое интересное. Через пару месяцев на другом конце Атлантики журналист американского Revolver написал в фейсбуке о том, что Лаззарус (настоящее имя – Диана Лаки) вышла с ним на связь. Выдававшая себя за Лаззарус девушка утверждала, что работает водителем автобуса на Статен-Айленд (Нью-Йорк), не собирается возвращаться в музыку и просто хотела рассказать миру, что жива. Незнакомка дала свой адрес, телефон и обещала также связаться с Dazed.

То, что происходило дальше, можно без преувеличения назвать мистикой масштабов Netflix. По номеру, который дала Лаззарус, трубку брала женщина, утверждавшая, что не знает никакой Дианы Лаки и вообще живет в Куинс. При этом сам номер был зарегистрирован на имя Дианы Лаки. В то же время журналисты откапали заметку NYP, в которой говорилось как некая Д. Лаки из Стетен-Айленд в 2015 году подавала в суд на автобусную компанию, отказывавшуюся нанимать девушек-водителей. То есть отчасти легенда подтверждалась.

Репортеры несколько раз ездили к незнакомке домой. Первый раз хозяйки там не оказалось, но юноша, стоявший у входа, сказал, что здесь действительно живет дама, похожая Лаззарус. Когда репортеры вернулись еще раз – дверь открыл пожилой мужчина. Он заявил, что никогда не слышал о Диане Лаки. Поиски продолжились, добраться до истины не получалось. Но тут в расследование включились фанаты: один из них отправил журналисту Revolver ссылку на фейсбук-профайл, который, по его словам, принадлежал родственнику Лаззарус. Репортер к собственному удивлению опознал в хозяине страницы юношу, который повстречался ему у дома певицы во время первого приезда. На странице нашлись фото с женщиной похожей на Лаззарус. Dazed и Revolver отправили снимки в ученым, которые прогнали их через Facial Recognition и пришли к выводу, что женщина с фотографий это Лаззарус, пропавшая 30 лет назад. Недавно Dazed выпустил новый текст, в котором рассказал о случившемся. Вопросов осталось много, но по крайней мере певица скорее всего жива. Остается надеяться, что она захочет рассказать свою историю, прежде чем сказать последнее Goodbye.
источник
Культурный
Минсельхоз рассказал об эксперименте, в рамках которого на коров надевали VR-очки, чтобы они думали, что вокруг них не стойло, а приятное летнее поле. Потому что исследования говорят, что от хорошего настроения у коров повышаются надои.

Первые данные эксперимента показали, что у коров действительно снизилась тревожность. Кто бы мог подумать, что «Матрица» начнётся с коров.

https://msh.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/25-11-2019-10-07-55-na-podmoskovnoy-ferme-testirovali-vr-ochki-dlya-ko
источник
Культурный
Двоеперстие VS Троеперстие

Миниатюра из старообрядческого сочинения обличает пореформенное крестное знамение: кто крестится тремя перстами, а не двумя, держит в руке "страшного бесовского змея".

Троеперстие вошло в употребление в Константинополе в период между 1172 и 1274 годом (точно когда, — неизвестно); о причинах перемены обычая сведений нет. Первое упоминание о троеперстии содержится в полемическом художественном произведении неизвестного автора «Прение Панагиота с Азимитом», написанном между 1274 годом и 1282 годом.

Распространённое ранее двуперстие отражало христологическую символику: два перста символизируют две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую; троеперстное символизирует также и исповедание Св. Троицы.

В Московии троеперстие было официально введено в ходе реформ Патриарха Никона в 1650-х; но и прежде — вплоть до патриаршества Патриарха Московского Иосифа — троеперстие имело распространение на землях коренной Северо-Восточной Руси, хотя и было осуждаемо.
источник
Культурный
​​В марте этого года экономический антрополог и автор книги «The Divide» Джейсон Хикель опубликовал очень важные статистические исследования относительно роста неравенства в мире, которые в пух и прах развенчивают старый добрый неолиберальной миф о том, что глобализация обогатила в разы не только самых богатых, но и самых бедных. Миф, в который на данный момент вкладывают огромные деньги «филантропы» и благотворители типа Билла Гейтса, исследователи типа Пинкера и Кристоффа, а также основные спикеры Давоса. Миф, который называют также неолиберальной индустрией оптизма, по мнению Хикеля, является основным инструментом мягкой силы по обеспечению «статуса-кво и убаюкивания людей до состояния соглашательства и политической импотенции».

Хикель разоблачает знаменитый напоминающий слона график роста доходов Бранко Милановича и Кристофа Лакнера, созданного на основе данных Мирового банка. Согласно «слоновьему» графику, основной рост доходов за годы глобализации пришелся именно на беднейшие 60% мирового населения. Относительно их положения с начала 1980-х их доходы выросли в 2-3 раза более, чем у остальных 40% населения земли.

Хикель показывает, что график на самом деле вводит в заблуждение, так как показывает лишь относительный рост доходов по отношению к базовому уровню в начале 1980-х. Учитывая же, что базовый уровень в случае с бедными был крайне низким, зачастую составляя несколько долларов дохода в день при росте до 4-5 долларов в день к 2010-м годам, Хикель использовал новый метод подсчета «distributive national accounts», который показывает рост в абсолютных, а не относительных значениях.

Исследование Хикеля при помощи нового метода показало, что именно 1% самых богатых оказались реальными бенефициарами глобализации. График в итоге выглядит не как слон, но как бумеранг или коса, которой богатые стригут доходы за счет бедных.

По результатам исследования, годовые доходы 60% населения выросли лишь до уровня в 1200$ за 36 лет. Доходы из 80-90 процентилей выросли в 4 раза, а доходы 1% в сто раз. Если же говорить о сливках, то их доходы выросли в 14,000 раз более, чем у представителей 60%.

https://www.jasonhickel.org/blog/2019/3/1/global-inequality-from-1980-to-2016
источник
Культурный
Один из первых немецких защитников геев Карл-Генрих Ульрихс прикинул, что в каждом городе с населением более 100 000 человек есть не менее 50 взрослых гомосексуалов, а во всей Германской империи их должно быть около 35 тысяч. Так он пытался объяснить самим геям, что их много и нужно объединяться и бороться за свои права. В 1869 Карл Маркс отправил Фридриху Энгельсу одну из брошюр Ульрихса с таким комментарием:

Педерасты начинают считать свои ряды и полагают, что они составляют силу в государстве. Им не хватает только организации, но она, по-видимому, уже тайно существует… Счастье ещё, что мы лично слишком стары, чтобы опасаться, что при победе этой партии нас заставят своим телом платить дань победителям.
источник