Старообрядческое общежительство. Сохранение традиций и распространение грамотностиЦерковный раскол XVII в. принято считать самым серьезным духовным и идейным кризисом средневековья, который ни раз еще откликнулся в русской истории. Однако именно в этот период древнее религиозно-философское наследие получает возможность преображения.
Старообрядчество вынуждено сохранить существующие
византийско-русские традиции, не забывая об адекватности своего вероучения.
Гонения вынудили
старую книгу покинуть церкви и монастыри и
"переселиться в частные дома приверженцев старины" – эти меры привели к
"сплошной народной стихийной грамотности старообрядческой массы". Старообрядческие акты XVII в. свидетельствуют о том, что спустя всего
20-30 лет после Раскола в старообрядческих семьях
скопилось множество книг и
"грамоту они уразумели".
Начиная с 1653 г.формируется старообрядческая литературная база из челобитных и прочих "записок", которые исправляли никонианские реформаторы – это стало основой для старообрядческой книги. Авторы писали истолковательные беседы, челобитные и полемические учительные послания к единомышленникам.
Постепенно с усилением гонений старообрядчество уходит в глубину крестьянства – так формируются первые старообрядческие общины, основанные на особой хозяйственной этике старообрядчества:
синтез традиций и приспособление к внешним обстоятельствам (например, торговля не для личного обогащения, а для процветания общины).
Выговское общежительство (ныне Республика Карелия, река Выг) – сформировалось
в конце XVII в. на северо-востоке от Онежского озера и, став укрытием для беглых старообрядцев, положило основу поморскому согласию.
Выговцы странствовали по всей России, собирая древние книги и иконы. Так выговская библиотека вобрала в себя все древнерусское книжное наследие. Помимо богослужебных книг библиотека полнилась, в том числе, учебными (грамматика, логика, риторика, диалектика, сочинения Аристотеля и французских мыслителей Просвещения и тд). Выговская община сохраняла и реставрировала древние рукописи, не забывая о преумножении наследия.
Выговская пустынь стала колыбелью собственной литературной,
иконописной и книгописной школ, школ вышивки, медного литья, резьбы и
росписи по дереву. Выговское искусство стало именоваться "поморским". Литературная школа Выговского общежительства сохранила памятники древнерусской культуры:
сказания, былины, проповеди, поучения, торжественные слова и пр. Здесь существовал принцип
раздельного проживания мужчин и женщин, где все поселение делилось на мужскую и женскую части особой стеной.
Выг стал местом развития беспоповского учения, перенятого от соловецких иноков раскольного периода.
Выго-Лекское общежительство на реке Лексе – родина
лубка, который стал визуализацией старообрядческих текстов.
На фото: Выговское общежитие с родословным древом А. и С. Денисовых. Рисованный лубок (фрагмент). 1-я пол. XIX в.
#Русский_Север #этнография #старообрядцы