Size: a a a

Культурный

2020 February 21
Культурный
Фрагмент партитуры «Бридж (поликлавир и три оркестра), танцы восхождения» (2006–2007). Александр Кнайфель: «Тут кульминационный момент. Дирижер резко складывает „лучами“ над головой в полукруг три пальца левой и пять пальцев правой рук, образуя восходящее „солнышко“ строк двадцать первого полифона. Обе дирижерские палочки – большая и малая – невольно падают, теряясь в неодолимом свете. Графическое решение, по-моему, полностью резонирует. Каждый из двадцати пяти полифонов, образующих это сочинение, проистекает из антифона – древнейшей формы богослужебного пения».  ("Фермата" Мунипов)  Современная музыка тесно смыкается с акционизмом.
источник
Культурный
​​Знаменитый остракон из Дейр-эль-Медины (1250 год до н.э.). Неизвестный автор с завидной дотошностью зафиксировал причины, по которым не вышел на работу тот или иной рабочий, занятый на строительстве пирамид в Долине Царей. Большинство надписей сухо сообщают «болел». Некоторые выглядят вполне современно и даже вызывают сочувствие: «пьянствовал с Хонсу». Есть и экзотические: «укусил скорпион», «бальзамировал брата», «обертывал труп матери». Много записей «варил пиво». А что, так можно было?
источник
Культурный
"Голодной зимой 1919 года писатель Антон Сорокин пригласил к себе местных литераторов и объявил, что угощает их необыкновенным обедом" (дальше тут) www.facebook.com/photo.php?fbid=2879925438712291
источник
Культурный
В «Географии» Страбона находим упоминание Рино­колуры — города безносых: «После Газы следует Рафия, где произошла битва между Пто­ле­ме­ем IV и Антиохом Великим. Затем идет Рино­колура, названная так от населявших ее в древности людей с отрезанными носами. Действительно, какой-то эфиопский царь совершил нападение на Египет и, вместо того чтобы убить преступников, отрезал им носы и поселил здесь; он полагал, что они из стыда за свое безобразие больше не осмелятся совершать злодеяния» (География XVI, 2, 31).

Отсечение носа, или ринокопия, было распространенным наказанием в античном мире, а потому не удивительно, что безносых людей набрался целый город. Во времена Византийской империи ринокопия перестала быть массовой и применялась выборочно. Один из самых известных безносых — император Юстиниан II, последний представитель династии Ираклидов. В 695 году Юстиниан II потерял власть и был приговорен узурпатором Леонтием к ринокопии на константинопольском Ипподроме. Пока искалеченный Юстиниан II отбывал ссылку в Херсонесе, Леонтий сам успел потерять обретенную власть, был лишен носа и сослан в монастырь. В 705 году Юстиниан II вернул себе престол, а заодно раздобыл золотую накладку, которую носил поверх отсеченного носа. Накладка, впрочем, не спасла его ни от прозвища Ринотмит (ὁ ινότμητος — «с усеченным носом»), ни от последующей казни.

В XII веке, уже во времена Фридриха II, к ринокопии приговаривали блудниц, сутенеров и неверных жен. Такой выбор наказания был во многом вдохновлен фрагментом книги пророка Иезекииля, посвященным наказанию блудницы Оголивы: «и поступят с тобою яростно: отрежут у тебя нос и уши, а остальное твое от меча падет» (Иез. 23: 25). Неизвестно, насколько тщательно исполнялось предписание Фридриха II, но к XIV веку мы встречаем множество легенд, в которых наказанием за блуд и неверность выступает ринокопия, часто приобретающая довольно причудливые формы. Например, в одном из двенадцати лэ Марии Французской муж-оборотень, преданный женой-изменницей, отыскивает ее и откусывает ей нос: «Увидел красавицу зверь, задрожал / И кинулся — кто бы его удержал / Вблизи от зловещей находки? / И нос откусил у красотки <…> Той даме предательской стыд-стыдоба. / Ее уж и так наказала судьба, / Но дальше — детишки родятся / Без носа. Хоть маме — сгодятся» (перевод Вероники Долиной). Множество сказаний на тему женских носов и адюльтера можно найти в Motif-Index of Folk-Literature в рубриках Q451.5, Q451.5.1, K1512.

Грешницам носы отсекали мужья или палачи, а вот святые, стремясь сохранить девственность и избежать надругательства, отсекали себе носы самостоятельно. Святая аббатиса Евсевия и ее монахини подвергли себя ринокопии, когда сарацины пришли в Марсель (монахини были убиты, но не изнасилованы). Святая аббатиса Эбба и ее монахини лишили себя носов и губ, когда викинги пришли в Колдингэм (монахини были сожжены, но не изнасилованы). Чтобы избежать насильственного замужества и сохранить девственность, святая Ода из Геннегау в день запланированной свадьбы мечом отсекла себе нос. Святая Маргарита Венгерская угрожала отсечь себе нос дважды: сперва, когда Папа согласовал ее брак, а после — когда монголы завоевали Венгрию.

Безглазые лишались зрения, безъязыкие не могли говорить, но безносые не теряли нюха. Дело в том, что ринокопия делала человека предельно уродливым, «безобразным», нанося увечья, которые невозможно было скрыть или излечить. Монахини прибегали к отсечению носа, поскольку считали, что такое «безобразие» способно сделать их отталкивающими в глазах даже насильников-варваров. Отсеченный нос блудницы «гарантировал», что она более не впадет во грех — она попросту не сможет привлечь мужчину, даже если захочет того. Безносые престолонаследники и императоры не соответствовали требованию богоподобности и, следовательно, не могли претендовать на трон. Примечательно, впрочем, что в последнем случае дела были поправимы: на реверсе византийских золотых монет времен Юстиниана II император изображен в шлеме, скрывающем нос, а на аверсе можно видеть Иисуса, нос которого аккуратно отпилен.
источник
Культурный
Курс лекций Кириллиной о Бетховене на магистерии!
Первая лекция - о бетховенском культе и мифах вокруг композитора

«Во многих случаях (в письмах, названиях произведений) Бетховен пишет вместо слова «Бог» (Gott) слово Gottheit («божество»). В немецком языке оно женского рода, но для него это не имеет никакого гендерного значения, т.е. это нечто более обобщенное и подходящее ко всем временам, от Античности до христианской эпохи».

https://magisteria.ru
Курс: "Бетховен: похищение божественного огня"
Лекция: "Бетховен: легенды, мифы и реальность"
Материалы защищены авторскими правами, использование требует согласование с правообладателем

https://magisteria.ru/category/beethoven?utm_source=social&utm_medium=fb&utm_campaign=beethoven_fb
источник
Культурный
https://tinkersynth.com/
Разработчик или хз кто автор, обновил интерфейс своего арт-проекта, в котором вы можете создать свой собственный генеративный постер. Осторожно, можно немного залипнуть.
#пятничное
источник
Культурный
Как выглядит работа мозга

Сейчас я вам покажу две картинки того, чем занимается мозг в разных состояниях. Внизу - мозг мыши. Картинка - это самый простой raster plot, где по оси х время, а по y - разные нейроны. Точки на графике - это потенциалы действия каждого нейрона. Всего на картинке показана активность почти 700 нейронов из разных отделов мозга на протяжении 10 секунд. Все эти отделы так или иначе связаны со зрением (первичная и вторичная зрительная кора), кроме CA1 в гиппокампе (отделы показаны разными цветами). Это такой обширный снэпшот того, что делают нейроны, пока мышь ничем особым не занята. Она может спокойно себе сидеть, бегать, чистить мордочку или что-нибудь подобное, без активных визуальных стимулов.

В глаза сразу бросается, что активность нейронов сильно отличается. На первой картинке она более менее равномерная, а на второй можно видеть паттерны. Так вот разница только в том, что на первой картинке мыша бегает, а на второй отдыхает и сидит спокойно. То, что видно на второй картинке, называется UP and DOWN states - периоды активности и глобальной тишины. И в такой бимодальный режим мозг впадает либо во время медленного сна, либо в спокойном бодрствовании. Что это за паттерны мы не знаем. Как они генерируются - не знаем. Что собой представляют и зачем нужны - тоже не знаем. И обратите внимание что это всё отделы, связанные со зрением, при этом активность в них значительно разнится, даже если с самим зрением абсолютно ничего интересного не происходит. Мой проект вот как раз об этих паттернах.

Данные не мои, а Института Аллена, но картиночки сделала я. Смотреть на них - одно удовольствие, прям чувствуешь, что перед тобой что-то интересное и не особо понятное текущей нейробиологии. Я бы могла рассказать кучу деталей про то, что нейробиолог видит на этих картинках, но это и не нужно. Вся картинка целиком выглядит достаточно захватывающе. Ух, вот так вот и выглядит то, как работает мозг. 🔽
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
2020 February 22
Культурный
Танцы Русского Севера

Род занятий мужской части поморского населения (3/4 года они проводили вдали от дома) привел к тому, что хороводная традиция здесь стала преимущественно девичьей. В других регионах были распространены парные игры и пляски, когда как в Поморье  возобладали девичьи орнаментальные хороводы и хороводы-шествия, исполняемые под песенные напевы. Однако же эти игры и пляски составляют часть общекарельского фольклора.

"Шестерка" – самый любимый девичий орнаментальный хоровод в Поморье.  Представляет собой неспешное хождение трех пар по воображаемой восьмерке. В Заонежье тоже ходили «шестерку» на три пары, состоящие из парня и девушки; участники двигались по тому же рисунку (восьмерке), при этом парень в быстром темпе "выделывал коленца" перед девушкой .

"Заонежская "шестерка" – некая разновидность "русского", эротического ухаживания, облеченного в плясовую форму". (В.Н.Всеволодский-Гернгросс)

У карелов также широко распространены игры и пляски, имеющие в основе фигуру восьмерки (šina, šinka, kaheksunainen и др.) Но все они предполагают участие пар, состоящих из парня и девушки, исполняются чаще в быстром темпе, под пение песен или аккомпанемент музыкального инструмента. Поморская же версия "шестерки" утратила свой первоначальный игровой характер, став медленным девичьим хороводом, только рисунок движения остается неизменным.

В Поморье существовала еще одна игра – "паркамы".
"Девушки выстраиваются парками (парами) и делают несколько шагов, держась за руки; затем руки распускаются и одна идет налево, другая направо. Совершая полукруг, парка снова соединяется и опять делает несколько шагов".
Как и все хороводы, эту игру исполняют медленно, степенно. У карелов идентичная по рисунку игра называлась kävelykisa ("шаговая игра") и juoksentakisa ("беговая игра"); исполняется она юношами и девушками и в этой версии темп игры изменяется.

"Утушка" – самая любимая поморская игра, которая представляет собой парное хождение.
"Парень и приглашенная им девушка берут друг друга за руки, делают три шага вперед, разворачиваются, меняя руки, и идут обратно. По окончании песни парень берет левую руку девушки в свою правую, а правую в свою левую, и, потрясая их, благодарит девушку за "утушку". Одна пара ходит под одну песню, смена, другая пара под другую песню (Сумский Посад, Беломорский район, Республика Карелия).
У карелов такая игра называлась käsivetelys ("хождение рука об руку"). "Вперед выходила только одна пара, прохаживалась несколько раз и на этом игра заканчивалась". (с. Ругозеро, Муезерский район, Республика Карелия) (финский исследователь Элиас Лённрот)

В Вытегорском уезде Олонецкой губернии схожая игра называлась "совьюн".
В Заонежье "совьюн" исполняли сразу несколько пар.  
"Парни становятся в ряд и называют по имени отчеству девушек „по разуму“. Каждый свою пару берет за руку, и все пары вместе идут в одну сторону, затем в другую; после нескольких оборотов останавливаются лицом друг к другу, берут один другого за обе руки и слегка покачивают ими". (В.Д.Лысанов).
Игра эта состоит из двух частей, первая – это хождение, вторая – покачивание руками. У карелов такое движение бытует как самостоятельная игра käsikisa ("ручная игра").
#Русский_Север #этнография #танец
источник
Культурный
Беременная Дева Мария размышляет об аборте. Журнал «Крокодил», 1924 год
источник
Культурный
И еще по теме приватности самого популярного мессенджера в мире: поисковик Google позволяет находить приватные чаты WhatsApp и присоединяться к ним. Запрос «chat.whatsapp.com» в системе Google позволяет найти свыше полумиллиона ссылок-инвайтов в групповые чаты вотсапа.

Докопался журналист DW: https://twitter.com/jordanwildon/status/1230829082662842369

Что особенно интересно, о подобном еще в ноябре прошлого года писал юзер HackrzVijay (там же, в комментариях к твиту, он прикрепил скрин).

Повторяем, будьте внимательнее, аккуратнее будьте со своими секретными данными, когда речь о фейсбуковских сервисах.
источник
Культурный
ПОГОДА ШЕПЧЕТ

Оказывается, известное выражение «погода шепчет» придумал в 70-е годы прошлого века Эдуард Лимонов. И у него есть ещё и продолжение: «Займи, но выпей».

И я тут подумала, какие же мы с японцами в этом вопросе все-таки разные. Нас тянет выпить, когда погода плохая и депрессивная, а их — с точностью до наоборот.

Вот, к примеру, как переживает первое проявление весны известный апологет сакэ Танэда Сантока, гениальнейший поэт и мастер свободного хайку:

Ну как тут завязать?!
«Пей!», - шепчут набухшие почки
«Пей!», - вторит первый росток

酒がやめられない 木の芽 草の芽
сакэ-га ямэрарэнай/ ки-но мэ/ куса-но мэ

Здесь он не просто описывает, как просыпается природа, но и вводит игру слов.

«Ки-но мэ» и «куса-но мэ» - дословно «почки на дереве» и «ростки травы», но в этих фразах также зашифрован глагол «пить» ( по-японски «ному») в повелительной форме «номэ», который я и включила в перевод.

А вы когда готовы поднять бокал? Когда промозгло, неуютно и депрессивно? Или когда вокруг триумф зарождающейся новой жизни?



На фото: Китагава Утамаро. Чарочка сакэ (между 1801-1804 годами)
источник
Культурный
В "Понтипуле" некоторые английские слова превращают людей в зомби. В романе The Flame Alphabet детская речь убивает взрослых. У @yashernet был выпуск подкаста, посвященный лингвистическим вирусам в фантастике. Но реальность иногда смешнее, страшнее и безумнее. Прямиком из мира корпоративного хоррора - статья Vulture о том, как язык заражает офисных работников... тупостью. А еще апатией и элитизмом.

Это злой текст о корпоративном "антиязыке", который подрывает основную функцию языка - коммуникативную. Пластичность языка - это круто, но порой она превращается в пустую барочность. Убогие и избыточные неологизмы используются не для того, чтобы передать информацию, а для манипуляций. Там есть слитое письмо одной CEO, и это официально самый социопатический нехудожественный текст, который я видела за свою жизнь: на деле она лишает сотрудников части бонусов, а на словах открывает им "уникальную возможность". Этот ледяной сарказм и на английском звучит пугающе, но я прямо представляю, как он окончательно превратился бы в лавкрафтианский спич при переносе в родной, прости господи, энвайронмент ("я обучу вас карьерному скиллу эккаунтабилити, который транслируем в разные ворк-сеттинги"). Причем с таким мусорным языком я знакома не через третьи руки - его щупальца дотянулись до меня, когда я работала... в редакции, то есть там, где письменная речь - это вообще главное орудие, а потенциально - оружие. У нас его подчас использовали, чтобы стрелять себе в ногу. Не хочу даже перечислять примеры: истории о буклете WeWork толщиной с "Моби Дика" и о буллшит-менеджере Меган, чья работа - "топтаться вокруг концепции работы, не вникая в суть" и обсуждать "каденции и коннективность", используя "абстрактные метафоры как основную единицу информации", - с поправкой на сферу СМИ могли бы быть историями из моей жизни.

Ну и как диванный сектовед не могу упустить из виду, что этот ничего не выражающий язык чудовищно напоминает лексикон сайентологов. Вот тут есть хорошая статья о нем, откуда можно почерпнуть такие принципы формирования новояза Л. Рона Хаббарда:
- замена существующих слов более вычурными (у сайентологов "to upset" становится "to enturbulate", у медийщиков проекты, рассчитанные на заходы, а не продажи, становятся "eyeball-driven");
- существительные в муках перерождаются глаголами и наоборот (в сайентологии "to hat" - обучаться новой работе, в офисе "ask" становится запросом);
- суффиксы порождают ничего не означающие псевдослова (дианетическое "beingness" - бытиение? - vs менеджерская "дирекциональность");
- научные, военные, спортивные или производственные термины получают значение-пустышку ("валентность" в сайентологии - заполненность чужой личностью, а авиационная "зона ожидания" звучит лучше, чем "нашему всратому стартапу все еще не дают денег").
Это и отвратительно, и завораживающе.
источник
Культурный
Старообрядческое общежительство. Сохранение традиций и распространение грамотности

Церковный раскол XVII в. принято считать самым серьезным духовным и идейным кризисом средневековья, который ни раз еще откликнулся  в русской истории. Однако именно в этот период древнее религиозно-философское наследие получает возможность преображения.

Старообрядчество вынуждено сохранить существующие византийско-русские традиции, не забывая об адекватности своего вероучения.
Гонения вынудили старую книгу покинуть церкви и монастыри и "переселиться в частные дома приверженцев старины" эти меры привели к "сплошной народной стихийной грамотности старообрядческой массы".
Старообрядческие акты XVII в. свидетельствуют о том, что спустя всего 20-30 лет после Раскола в старообрядческих семьях скопилось множество книг и "грамоту они уразумели".
Начиная с 1653 г.формируется  старообрядческая литературная база из челобитных и прочих "записок", которые исправляли никонианские реформаторы – это стало основой для старообрядческой книги. Авторы писали истолковательные беседы, челобитные и полемические учительные послания к единомышленникам.

Постепенно с усилением гонений старообрядчество уходит в глубину крестьянства – так формируются первые старообрядческие общины, основанные на особой хозяйственной этике старообрядчества: синтез традиций и приспособление к внешним обстоятельствам (например, торговля не для личного обогащения, а для процветания общины).

Выговское общежительство (ныне Республика Карелия, река Выг) – сформировалось в конце XVII в. на северо-востоке от Онежского озера и, став укрытием для беглых старообрядцев, положило основу поморскому согласию.
Выговцы странствовали по всей России, собирая древние книги и иконы. Так выговская библиотека вобрала в себя все древнерусское книжное наследие. Помимо богослужебных книг библиотека полнилась, в том числе, учебными (грамматика, логика, риторика, диалектика, сочинения Аристотеля и французских мыслителей Просвещения и тд). Выговская община сохраняла и реставрировала древние рукописи, не забывая о преумножении наследия.
Выговская пустынь стала колыбелью собственной литературной, иконописной и книгописной школ, школ вышивки, медного литья, резьбы и росписи по дереву. Выговское искусство стало именоваться "поморским". Литературная школа Выговского общежительства сохранила памятники древнерусской культуры: сказания, былины, проповеди, поучения, торжественные слова и пр.
Здесь существовал принцип раздельного проживания мужчин и женщин, где все поселение делилось на мужскую и женскую части особой стеной.
Выг стал местом развития беспоповского учения, перенятого от соловецких иноков раскольного периода.
Выго-Лекское общежительство на реке Лексе –  родина лубка, который стал визуализацией старообрядческих текстов.

На фото: Выговское общежитие с родословным древом А. и С. Денисовых. Рисованный лубок (фрагмент). 1-я пол. XIX в.

#Русский_Север #этнография #старообрядцы
источник
Культурный
Не только коммунисты: к 70-летней годовщине начала «охоты на ведьм» в США рассказываем про не самую известную сторону маккартизма — как с помощью фейк-ньюс, шпионажа, шантажа и сенатских комиссий Америка боролась с «гомосексуальным подпольем» и комиксами
https://www.kommersant.ru/doc/4243424
источник
Культурный
#1960е
Стюардесса изучает предлагаемую новую униформу для Scandinavian Airlines. Знаете что? Она почему-то не была принята.
источник
Культурный
простой и изящный политический дизайн из нидерландов, рассказывающий про взгляд различных партий на климатический вопрос, глобальное потепление и загрязнение окружающей среды.

https://www.klimaatlabelpolitiek.nl/
источник
Культурный
источник
Культурный
Классный тред про Аугсбургскую книгу чудес - https://twitter.com/olya_tre/status/1230520986895863808  Ну а тут продолжение: http://iskusstvoed.ru/2019/01/26/augsburgskaja-kniga-chudes-1552-g/
источник