Size: a a a

Культурный

2020 March 01
Культурный
Большой онлайн-курс про магию

В цифровом университете Neon University скоро начнется большой онлайн-курс про магию, в котором админ паблика Сергей Зотова и его соавтор по книге "Страдающее Средневековье" Дильшат Харман будут подробно рассказывать об астрологии, алхимии, ведьмовстве, гримуарах и т.д.

3 марта в качестве преддверия состоится онлайн-лекция "А была ли алхимия? Свидетельства археологии и тайных канцелярий".

Записывайтесь по ссылке: https://neon.university/ru/seminarDetail/1783

В XVI-XVII веках на территории от Лиссабона до Санкт-Петербурга возникает множество алхимических центров. Короли и герцоги, принцы и придворные дамы, римские папы, епископы и священники беспрецедентно активно спонсировали лаборатории, или даже сами пытались добыть заветный эликсир. Вкладывая большие деньги в эксперименты, они надеялись получить легкий доход и избавиться от финансовых затруднений, продлить жизнь или исцелиться от болезней. В поисках легких денег в эти центры съезжались ученые, алхимики и проходимцы со всей Европы.

Все это описано в исторических документах, однако многие исследователи XX в. задавались вопросом: а правда ли существовала лабораторная алхимия? Или же таинственные рецепты с «зелеными львами» и «философскими андрогинами» были только умозрительными аллегориями? На занятии мы узнаем о последних археологических и музейных открытиях, показывающих, какой на самом деле была алхимия в Новое время.

Мы рассмотрим различные объекты, связанные с алхимией. Если с древних времен известны десятки тысяч рукописей, описывающих и зарисовывающих различные лабораторные процессы, в XVII в. возникают предметы декоративного искусства, связанные с темой златоделия. В первую очередь это памятные золотые монеты и медали, посвященные знаменательной трансмутации, как правило, произошедшей при дворе. Чаще всего эти объекты украшались профессиональными медальерами различными оккультными символами и аллегориями, призванными прославить королевское искусство. Благодаря этим предметам роскоши и лабораторной посуде, недавно найденной в нескольких городах Европы, сегодня можно реконструировать настоящий облик средневековой алхимии.
источник
Культурный
Неизвестный автор. Вадим Сидур с кошкой. Дата съемки: 1980-е. Источник: ГБУК г. Москвы «МВО «Манеж»
источник
2020 March 02
Культурный
Красивый гайд по видам и причинам головной боли.

https://artibiotics.com/blog/causes-of-headache
источник
Культурный
В рубрике #библиоблоги сегодня не о книгах. Но о картах. И очень интересно.

Отдел картографии Библиотеки Гарварда. Карты любых типов и периодов… Ну вы понимаете.
https://instagram.com/harvardmaps

Картографический Центр Левенталя в Публичной Библиотеке Бостона. Коллекция насчитывает 200000 карт и 5000 атласов.
https://instagram.com/bplmaps

Мартин Стормс – куратор коллекции карт и атласов Библиотеки Лейденского Университета.
https://instagram.com/mapstorms

«Altea Gallery» - лондонская компания, специализирующаяся на торговле антикварными картами. «Altea» была в числе первых британских букинистических магазинов, выложивших свои каталоги в интернет в середине 1990-х.
https://instagram.com/antiquemaps

Магазин антикварных карт в итальянской Генуе. Воистину картографическая сокровищница.
https://instagram.com/thetreasuremaps
источник
Культурный
В книге четырнадцатой сочинения Джамбаттисты делла Порта «Magia naturalis»  речь идет о многочисленных телесных удовольствиях, преимущественно о вине и о приготовлении пищи. Склонный к этим материям читатель узнаёт, как можно получить яйца размером больше чем с кулак, какими напитками и яствами отгоняют нежелательных нахлебников от домашнего стола, как можно быстро напоить гостей допьяна или вновь отрезвить их. В девятой главе книги содержится детальное описание кулинарного рецепта, который вызывал чрезвычайное изумление даже такого самовлюбленного эксцентрика и эзотерика, как Сальвадор Дали. Мечтавший в детстве стать «поварихой» художник многократно пытался приготовить блюдо по этому рецепту. Речь здесь идет о точных указаниях, как можно зажарить в живом виде гуся, эту излюбленную птицу кухни Древнего Рима. Гуся, ощипанного за исключением шеи и головы, следует поместить в центр узкого круга на огонь так, чтобы он не мог с него взлететь. В ходе процесса приготовления в целом голову гуся необходимо брызгать холодной водой, голую кожу — пропитать жиром, и при этом надо следить, чтобы гусь всегда пил достаточно соленую воду, стоящую поблизости, и ел смесь из размоченных трав, которые помогут ему при дефекации, так как с полным желудком птица неприятно пахнет. При этом делла Порта подчеркивает, что он описывает эксперимент, который он проводил сам, а не просто при котором он присутствовал в качестве свидетеля или о котором ему поведали люди, заслуживающие абсолютного доверия. Он приготовил это блюдо для друзей, которые, впрочем, жадно набросились на гуся слишком рано, еще до того, как он был полностью готов.
источник
Культурный
Про человеческие убеждения с точки зрения эволюционной психологии

https://teletype.in/@psycholetters/0eKdPAZz
источник
2020 March 03
Культурный
вот, кстати, чудесный сайт-каталог неаполитанских лестниц, который сделали студенты Гентского университета:
www.neapolitanstaircases.ugent.be/geometric/
источник
Культурный
Если первые ласковые лучи весеннего солнца кажутся вам еще хтоничнее вечных сумерек, пора поставить диск Current 93 и перечесть что-нибудь богомерзкое и нечестивое!

Томас Лиготти — отличный вариант. Меня навела на эту мысль статья, которая рассматривает его во многом как философа, а не только автора ужасов, и это правильно: https://disgustingmen.com/blog/tomas-ligotti-naslednik-lavkrafta-zhutkij-pessimist-i-podlinnyj-korol-uzhasov/

В работе «Заговор против человеческой расы» Лиготти продолжает традиции философского пессимизма — Шопенгауэра, Майнлендера, Чорана. Человек здесь —осознающее себя Ничто, пустота, догадавшаяся о своей пустотности, жизнь, взровавшая саму себя. Сознание — это невроз бытия.

Настоящие ужасы — там, где нет метафизической модели, которая внушала бы веру. Темнота пугает не потому, что там прячется чудовище, а потому что там никто не прячется.
источник
Культурный
К вопросу о бытовании сюжетов в различных традициях.

Если спросить нашего человека про Гамельнского Крысолова, он, скорее всего, расскажет, что тот сперва дудочкой созвал крыс, повёл к реке и утопил, а потом, когда город зажал оплату, увёл и утопил детей. Потому что Цветаева, у которой Крысолов в дочку бургомистра влюблён:

— Вечные сны, бесследные чащи…
А сердце всё тише, а флейта всё слаще…
— Не думай, а следуй, не думай, а слушай…
А флейта всё слаще, а сердце всё глуше…

— Муттер, ужинать не зови!

Пу — зы — ри.

Между тем, ни в изначальной хронике, ни в последующих пересказах XV-XVII веков, ни у Арнима и Брентано, вернувших историю в широкий обиход, ничего подобного нет. В хронике XIV века сюжет об уводе детей выглядит так: "В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто и тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали".
У Финцелиуса в книге "Чудесные знамения. Правдивые описания событий необыкновенных и чудесных" (1556) легенда изложена полнее:
"Нужно сообщить совершенно необыкновенное происшествие, свершившееся в городке Гамельне, в епархии Минденер, в лето Господне 1284, в день святых Иоанна и Павла. Некий молодец лет тридцати, прекрасно одетый, так что видевшие его любовались им, перешёл по мосту через Везер и вошёл в городские ворота. Он имел серебряную дудку странного вида и начал свистеть по всему городу. И все дети, услышав ту дудку, числом около 130, последовали за ним вон из города, ушли и исчезли, так что никто не смог впоследствии узнать, уцелел ли хоть один из них. Матери бродили от города к городу и не находили никого. Иногда слышались их голоса, и каждая мать узнавала голос своего ребёнка. Затем голоса звучали уже в Гамельне, после первой, второй и третьей годовщины ухода и исчезновения детей. Я прочитал об этом в старинной книге. И мать господина декана Иоганна фон Люде сама видела, как уводили детей".

Никто, как видим, никого не топит: то ли в гору поднялись и исчезли, то ли просто пропали.

Именно в таком виде история Гамельнского Крысолова достаётся Роберту Браунингу, и у него дети уходят сквозь гору в какую-то другую, прекрасную страну:
Where waters gushed and fruit-trees grew,
And flowers put forth a fairer hue,
And every thing was strange and new;
The sparrows were brighter than peacocks here,
And their dogs outran our fallow deer,
And honey-bees had lost their stings,
And horses were born with eagles' wings...

Страна эта в эпилоге оказывается Трансильванией, где живёт загадочный, отличный от всех соседей народ, вышедший некогда из-под земли.

Так и получается, что у нас Крысолов — погубитель, а у англичан — спаситель. Именно поэтому операция по эвакуации детей из Лондона в 1939 году носила кодовое название Pied Piper, Пёстрый Дудочник, он же Гамельнский Крысолов.
И поэтому Кейт Гринуэй под руководством самого Рёскина проиллюстрировала Браунинга вот так: то ли рай земной, то ли счастливая Аркадия, то ли Авалон... но там хорошо, и Крысолов вечно играет на своей дудке странного вида, а крыс не было и не будет.
источник
Культурный
Когда нейросеть XDREAM считывала мозговой трафик обезьяны, она определила, что наибольшее количество нейронных импульсов в качестве откликов появляется во время просмотра приматом изображений с мордами собратьев по виду. Однако, как только картинка переходила в абстракционизм, сохраняя при этом очертания живого существа, рисуя нечто похожее на картины Пикассо, отклик становился сильнее.

Подобный эксперимент был проведен и с человеческим лицом (на мониторе появлялось лицо ученой), то и здесь результаты повторились, когда нормальное изображение перешло в абстракцию.

То есть, в авангардном искусстве, в частности абстракционизме, содержится куда больше смыслов, нежели мы можем себе представить. И попытки разгадать эти смыслы заставляют наш мозг работать. При этом абсолютно бессмысленные вещи мы можем осознать и самое главное - отличить.

В марте 2011 года в журнале Psychological Science появилась статья американских ученых Анджелины Хаули-Долан и Эллена Уиннера. Они провели тест, сравнивая картины известных абстракционистов и рисунки детей/животных. В результате 67% респондентов распознали работы художников и отметили, что они им нравятся больше "каляк-маляк".

То есть, тезис "так может каждый нарисовать" в корне неверный, это первое. Во-вторых, смыслы и образы, заложенные в абстрактном искусстве, создаются мозгом для стимуляции самого себя и, соответственно, других мозгов.

А это очень интересно для понимания мышления гениальных художников. Связано ли это с тем, что они переносят на физический носитель те образы, которые у других людей возникают во время ритуальных/психоделических переживаний. Ведь, если откинуть метафизическую составляющую юнговских исследований, определенные фигуры, например, мандалы, мы можем встретить как в христианстве, так и буддизме. Ну и описания "трипов" разного генезиса схожи между собой.

Грубо говоря, может ли "трип" быть частью человеческого сознания, не пораженного психической болезнью и не поддавшегося воздействую внешних факторов?

Пысы. Что-то есть в изображениях нейросети тревожно-бэконовское.
источник
2020 March 04
Культурный
https://ru.wikinews.org/wiki/Ленинианы_русской_Википедии ← совершенно прекрасная история
источник
Культурный
На днях я рассказывал о небольшом городе Сортавала в Карелии. Там были обнаружены интересные граффити про историю города.

С удивлением узнал, что подобное творчество рук самих же жителей, которые собрали деньги через краудфандинг. Проект «Настенная история» сделал несколько подобных граффити.

Иными словами, мы имеем сообщество жителей, которое взаимодействует со средой для улучшения своего родного города доступными средствами. Это и есть урбанистика в чистом её виде — архитектура, история, социология сошлись в одном проекте.

Чем больше подобных сообществ в городе, тем богаче город.

vk.com/archistory_sortavala
источник
Культурный
источник
Культурный
Современная неонатология начиналась на сельскохозяйственных ярмарках и в парках аттракционов. В конце 19-го века во Франции придумали помещать недоношенных младенцев в обогреваемые инкубаторы, эту идею привёз в США немецкий Мартин Куни, но не в качестве медицинского нововведения, а в качестве аттракциона: люди платили за то, чтобы посмотреть на детей в инкубаторах. При этом Куни действительно заботился о младенцах, и вплоть до середины 1930-х годов его инкубаторы были единственным местом, куда американские родители могли отдать своих недоношенных детей (больницы долгое время не считали заботу о таких детях важной, не в последнюю очередь из-за влиятельности евгенических идей).

99% Invisible, выпуск The Infantorium
источник
Культурный
На Medievalists.net интересная статья профессора истории Кен Мондшейн про выдающиеся заразы. Автор сравнивает Черную смерть (пандемию бубонной чумы), бушевавшую в Европе и мире в XIV веке, и COVID-19. Особенно любопытны последствия двух эпидемий. Мондшейн пишет, что после чумы крестьяне в Европе получили больше земли (смертность была 50 процентов), а ремесленники стали больше зарабатывать. И экономика вскоре побежала вперед ускоренным темпом.

У коронавируса диаметрально противоположный экономический эффект. "С падением цен на акции корпорации будут вынуждены поддерживать акционерную стоимость, а самый простой способ это сделать - уменьшить заработную плату", - отмечает Мондшейн. Кроме того, будет меньше кредитных предложений, снизятся инвестиции и соответственно упадет спрос на рабочую силу. Иными словами, здравствуй безработица и бедность.

Кстати, одна из героинь наших публикаций - дизайнер Юля, проживающая в Милане, - уже ощутила это на себе. Заказы упали до нуля, частная школа, в которой преподавал ее муж, закрылась до лучших времен. В Милане делать нечего, во всяком случае пока.

А статья вот здесь, почитайте:
https://www.medievalists.net/2020/03/coronavirus-black-death/
источник
Культурный
Вышел ежегодный топ прорывных технологий от MIT Technology Review. Получилось довольно интересно – без совсем уж фантастических прогнозов и неправдоподобных сценариев.

1. Невзламываемый интернет: перехватить данные скоро не получится – спасибо квантовой запутанности.
2. Гиперперсонализированные лекарства: индивидуально подобранные “молекулярные ластики” исправят “баги” в генах.
3. Цифровые деньги: биткойн разочаровал, все надежды на Китай и Facebook Libra.
4. Антивозрастные препараты: помогут отложить болезни на более поздний срок.
5. Открытие молекул с помощью ИИ: алгоритмы будут быстро сканировать базы данных и отыскивать действующие вещества для новых лекарств.
6. Созвездия спутников: интернет подешевеет, а космического мусора станет больше.
7. Квантовое превосходство: ждать еще долго, но подвижки все-таки есть.
8. Микро-ИИ: машинное обучение на каждом смартфоне – без облаков и лишних выбросов CO2.
9. Дифференциальная приватность: хитрое запутывание алгоритмов для защиты пользовательских данных. Технологию уже используют Apple и Facebook.
10. Мониторинг климатических изменений: теперь точно можно определить, какие катаклизмы произошли из-за глобального потепления.
источник
Культурный
«Разработки физики открывают для исследователей два пути: первый ведет к Будде, второй — к бомбе».

Это цитата из книги «Дао физики» Фритьофа Капры, и она как нельзя лучше объясняет, почему важно понимать взаимосвязь между религией, философией и наукой. Коротко рассказываем о параллелях между открытиями физиков и взглядами восточных мыслителей на проблемы пространства и времени, симуляции реальности и непостоянства Вселенной.


https://monocler.ru/vostochnaya-filosofiya-i-dao-fiziki/
источник
Культурный
Проведенный российскими учеными анализ позволил узнать, как до реставрации выглядела картина великого русского портретиста Левицкого — и как он ее создавал

Подробнее на Indicator.Ru: https://indicator.ru/humanitarian-science/taina-portreta-levickogo-04-03-2020.htm?utm_source=inditg&utm_medium=social
источник
Культурный
Рок 70-х.

Ходил на конференцию по русскому року, организованную кафедрой Новейшей Историей СПбГУ. Застал два доклада: про Башлачева и текста Агаты Кристи. Очень часто слышу мнение, что наш рок (был) литературоцентричен. Наверное, это так. Он любит притягивать к себе литературоведов, культурологов, арт-критиков. А вот почему-то иные аспекты подпольной (частично) советской музыки затронуты мало. Например, экономика.

После докладов выступил Владимир Рекшан, основатель группы «Санкт-Петербург», один из первых известных рок-музыкантов, исполнявших песни на русском языке. Рассказал историю, очень неплохо показывающую некоторые скрытые механизмы СССР.

Суть такова. В 70-е рок не одобряли, но и какого-то топтания льда ногами майора не было. Относились так: «Играют что-то и играют, лишь бы не диссиденствовали». Наблюдали, инциденты пресекали, комсомол не дремал. Но относительно легкая музыка по западным образцам на различных студенческих вечерах и дискотеках не возбранялась.

«А что хочет музыкант? – задает риторический вопрос Рекшан и сразу же отвечает, – Денег и аплодисментов».

До возникновения массовой культуры достаточно было найти ярмарку или кабак, спеть аки Лютик «про чеканную монету», получить себе на хлеб. Но 20-й век предъявлял иные требования. И если бардам (нет, не таким, как Лютик, а с бородой и песнями типа «КАК ЗДООООРОВО, ШО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ») по-прежнему хватало гитары, то первым рокерам приходилось самим изготовлять электрогитары, а заодно колонки, усилители и прочую заумную звуковую технику. Детали для них закупались у различных «несунов». Ночь, улица, фонарь, тайные знаки, шелест советских рублей... Создающим треки на айфоне/компе диванным современным артистам и не представить такой квест.

В СССР под тенью плановой экономики всегда (при Сталине, кстати, тоже) существовал частник. В массовом сознании закрепилось несколько образцов: могущественный теневик, с одной стороны, владелец цехами и крупными логистическими схемами, с другой же стороны, хитрый фарцовщик, мелкий торговец одеждой и мелочью. Но внегосударственные отношения наполняли разные сферы, в том числе и в звуковую.

А вот с организацией концертов оказалось сложней. Студенческие вечера здорово, конечно же, но все же зажечь там, словно Лед Зеппелины невозможно. Да и до уровня всяких западных ноунейм-групп тоже не дотянуть. Но выход нашли и здесь.

Как-то раз к питерским музыкантам пришел некий благообразного вида активист и предложил схему. Где-то недалеко от Ленинграда арендуется школа. Туда свозят аппаратуру, провода и прочий нужный хлам под видом съемок фильма про «Загнивающий капиталистический Запад» и протесты молодежи. Зрители прибывают в качестве массовки. Чтоб у местных «хозяйственников» не возникло вопросов ставят камеру и дают телефон Ленфильма (на самом деле, очень схожий номер из какого-то соседнего дома, на котором сидит девушка). Вот и готова индустрия концертов.

Попробовали один раз – получилось. Прокатило и на второй раз. Рекламу давать было не нужно: сарафанное радио работало не хуже ФМ диапазонов. Приехали с Москвы люди, с других городов и даже (!!!) с Польши.

Но продолжалось счастье недолго. Горе-организатора арестовали и посадили. При этом строгие комсорги все-таки сделали выводы. Через несколько лет в городе на Неве возник рок-клуб. Правда, прокрустово ложе его требований могло вместить далеко не всех. Да и с каждым годом рок-музыка становилось все больше наполнялась протестом. Но это уже другая история.

P.S.
Интервью Стаса Намина про рок в те же года, но в Москве.
источник
Культурный
Переработчик полимеров рассказал и наглядно показал, как проходит процесс.

Некоторые этапы удивили своей простотой. Материал вызвал дискуссию у аудитории, в комментариях было задано много интересных вопросов. К примеру, как дезинфицируются шприцы во время переработки?

Ведь гранулы, в которые превращается весь пластик, используются потом при создании самых разных изделий, в том числе в тару для продуктов.

Читать о том, как перерабатываются полимеры на небольшом предприятии: https://pikabu.ru/story/budni_pererabotchika_polimerov_7262771
источник