Size: a a a

Культурный

2020 May 14
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
2020 May 15
Культурный
В качестве чтения на выходные рекомендуем книгу «Мир зеленого безмолвия», посвященную свойствам и жизни болот.

Мир зеленого безмолвия [Текст] : болота: их свойства и жизнь / Н. А. Березина, О. Л. Лисс, С. К. Самсонов. — М. : Мысль, 1983. — 159 с.

Скачать книгу на сайте ОРПК
источник
Культурный
Дуэль Хлебникова и Мандельштама

...Дело было вскоре после антисемитского процесса Бейлиса, и Хлебников прочитал в богемном клубе "Бродячая собака" стихотворение "Тринадцать" (не сохранилось), где допускалось, что евреи и вправду употребляют христианскую кровь. После этого к долговязому Хлебникову подскочил маленький Мандельштам и крикнул: «Вы оскорбляете меня как еврея и как русского, я вызываю вас на дуэль!» Секундантом Мандельштама взялся быть Шкловский, Хлебников назвал своим секундантом Филонова. Поехали к Филонову, он вышел на лестничную площадку, небритый, щеки впалые, глаза горят, выслушал, сказал: «я три дня не ел; я четвертый час стараюсь повесить на стену картину без гвоздя, а она не держится; я сейчас поеду их бить за то, что пустяками занимаются». Дуэль не состоялась.

Источник: подкаст "Закат империи".
источник
Культурный
Шкловский про этот случай немного иначе вспоминал:

«Это печальная история. Хлебников в „Бродячей собаке“ прочел антисемитские стихи с обвинением евреев… Мандельштам сказал: „Я как еврей и русский оскорблен, и я вызываю вас. То, что вы сказали, — негодяйство“. И Мандельштам, и Хлебников, оба, выдвинули меня в секунданты, но секундантов должно быть двое. Я пошел к Филонову, рассказал ему. Как-то тут же в квартире Хлебников оказался. Филонов говорит: „Я буду бить вас обоих (то есть Мандельштама и Хлебникова), покамест вы не помиритесь. Я не могу допустить, чтобы опять убивали Пушкина, и вообще, все, что вы говорите, ничтожно“. <…> Мы постарались их развести».
источник
Культурный
Mashable собрал все возможные доводы в пользу того, что после вируса нам всем будет не до секса - если под сексом мы понимаем непосредственный контакт биологических организмов

то есть, буквально все собрал - вирус сам по себе с его огораживанием, социальной дистанцией и масками, добавил к этому общее депрессивное состояние людей и экономики, вероятное введение паспортов здоровья и постоянных тестов, разрушение института брака, даже MeToo и TimesUp добавил как аргумент в пользу того, что заниматься настоящим сексом у людей будет все меньше желания и секс будет нести в себе все больше рисков. еще больше, чем до вируса

дальше там перечисляются те, кто от этого выиграет (и кто, такое ощущение, инициирует распространение хотя бы части всех этих ужасов) - производители порно, игрушек, творцы виртуальной реальности (хотя что-то ее не очень видно), а также грядущих nextgen роботов, которые даже еще лучше, чем люди

мне кажется, не стоит так откровенно радоваться человеческой беде, люди запомнят и отомстят

https://mashable.com/article/future-of-sex-dating-after-coronavirus-pandemic/?europe=true
источник
Культурный
источник
Культурный
Совершенно не помню, откуда я узнал про статью Жанин Таллей (Jeannine Elizabeth Talley)  «Руны, Мандрагора и Виселицы». Вроде у кого-то из эзотериков. В любом случае я заинтересовался и нашёл несколько страниц на google-book.  Страницы были очень познавательными, но обрывались на самом интересном месте и мне пришлось потратить немало времени для полноценного знакомства с текстом.

Это время было точно не зря потрачено, статья отличная.

Её основная тема - германское название мандрагоры как альрауне и сходство фольклорных мотивов появления данного корня из семени повешенного с известным описанием получения рун Одином. Поскольку речь идёт о средиземноморском мифе о растении, которое не растёт в северной Европе, появление оригинального местного названия выглядит по меньшей мере странно. Я лично подозреваю, что тут может быть связь с паслёновыми в целом, северные родственники мандрагоры, вроде белены и паслёна кисло-сладкого, явно использовались в ритуальных целях. В любом случае ясно, что миф о мандрагоре наложился на некий местный комплекс поверий, и Таллей пытается расшифровать его на сравнении с широким индо-европейским контекстом.

Вывод радикален. Если Таллей права и речь действительно идёт о реликте практики связанной с человеческими жертвоприношениями Одину, то эта практика шокировало бы всех современных неоязычников. Сильно меняя контекст вопроса «Знаешь ли ты как окрасить?»

Jeannine Elizabeth Talley
(Статьи)
Runes, mandrake and gallows
источник
Культурный
Александринка транслирует из прошлого — спектакль «Изотов» 2009 года, который, кажется, и так давно можно было увидеть в сети. Музыка Олега Каравайчука.
источник
Культурный
Сникерсни (англ. snickersnee) — историческое название ножевого боя, своеобразной народной дуэли на ножах в Нидерландах и Британии XVI—XIX веков.

"Для доказательства храбрости у них существуют часто возникающие между ними кабацкие ссоры, когда они достают свои ножи и обговаривают друг с другом правила поединка — будут ли это stecken или schneiden, что обозначает колющие или же режущие удары, после чего сражаются согласно этим правилам.

В поединках они используют длинные, узкие и острые ножи, входящие в тело лучше любого кинжала или стилета, и, как показывает мой опыт, наказания за такие поединки с ножами меньше, чем если бы они сражались с кинжалами или мечами. Чтобы вызвать эти ссоры, они произносят оскорбительные речи и отвратительные ругательства.

Как и в формальной дуэли, перед началом поединка оскорблённый должен был вызвать своего соперника. В соответствии с правилом, запрещающим поединки внутри помещения, вызов часто представлял собой предложение выйти на улицу в форме ритуальной фразы «sta vast» — «будь мужчиной», или «докажи, что ты мужчина», что в данном контексте можно интерпретировать как «встань и дерись».

Совершенно необязательно, чтобы поединок начинался сразу же после выхода на улицу. Сначала ссора переходила в фазу словесной перепалки, и только потом дуэлянты могли отправиться в какое-либо укромное место — как правило, закоулок или внутренний дворик. Но что бы они ни делали до этого, слова «sta vast» становились точкой невозврата. Когда один из участников произносил эту фразу, оба противника должны были достать свои ножи, и с этого момента каждый из них был обязан атаковать или защищаться".

(Я не понимаю, почему в русской Википедии такое подробное описание этого явления, но у меня есть некоторые предположения.)
источник
Культурный
Черевичник Д. Л. Всемирная история поножовщины: народные дуэли на ножах в XVІІ—ХХ вв.. — Рига: Temaf, 2013. — 656 с. — ISBN 978-9984-49-820-1.
источник
2020 May 16
Культурный
Извините, что снова поднимаю тему евреев ашкенази, но стало интересно какие социокультурные и биологические причины могли способствовать всплеску их IQ, ведь на начальных этапах их истории основная часть состояла из фермеров. Предлагаю к прочтению интересную статью. Если кратко о причинах: культ интеллекта в вопросах брака, воспитание диалектического мышления, шахматы, кошерное питание, реформы образования, геноцид как селекция низкообразованных и бедных
источник
Культурный
The viol player and Hathor Consort director Romina Lischka, a specialist in early European music, and the Tunisian singer, dancer, poet and actress Ghalia Benali, ambassador of Arab music, join forces in this fascinating project in order to explore the intersection of their musical cultures. In combining for instance music by Marin Marais with classical Arab maqams on Arab poetry and with classical Indian Dhrupad ragas, they reveal the universal truth in music and poetry of different cultural and historical contexts and grasp their common spirit. A dialogue that takes the soul on a journey back to the first prayer that ascended... Coming from totally different backgrounds, Romina’s and Ghalia’s experience of common ground and mutual understanding underlines the connecting elements in different cultures – a powerful message in our day. The harmony emanating from their musical venture deeply touches concert audiences of all cultures, and has now finally been recorded.
----
Хороший человек натолкнул и совершенно не зря. Очень мне нравится, когда делают вот такое вот мультикульти из изначально аутентичных составляющих: никакой натужности, никакой избыточности. Вибрирует безостановочно, можно, наверное, еще много эпитетов подобрать, но выходит с трудом — такую музыку описывать вообще не получается, это опыт из какой-то иной плоскости. У меня в связи с этим только один вопрос: зачем вообще сейчас человечеству изощряться с синтезом звука, если такие тотально бездонные текстуры существуют, кажется, целую вечность?
https://music.yandex.ru/album/10363451
источник
Культурный
Техасский мужчина Виктор Весково в детстве мечтал быть космонавтом, потом отучился в Стэнфорде и MIT, а потом совмещал работу в морской разведке с бизнесом — и в итоге заработал достаточно денег, чтобы в какой-то момент начать их тратить на жизнь по максимуму. В представлении Весково это означает попытку испытать самые экстремальные вещи, возможные на планете Земля. Поэтому он начал путешествовать к Северному и Южному полюсу, лазать на самые высокие и трудодоступные горы мира — а когда ему исполнилось 50, сформулировал свою новую цель: погрузиться на самую глубокую точку каждого из мировых океанов.

Этого никто еще в мире на тот момент не делал; собственно, в некоторых из этих точек вообще никто не бывал. Во-первых, дно мирового океана плохо картографировано — это сложная работа. Во-вторых, там, в общем-то, особенно ничего и нет. Полная тьма и редкая, но удивительная жизнь под адским давлением. Поэтому на дно Марианской впадины к 2019 году спустились три человека — два смельчака-первопроходца в 1960-х и режиссер Джеймс Кэмерон.

Команда у Весково подобралась на славу. Глава компании Triton, которая строит для богачей субмарины на заказ; ее главный дизайнер, который не читал ни одной книги о дизайне подлодок и строит каждое судно с нуля; ее сотрудники — бывший кокаиновый дилер, электрик, который учился своему ремеслу на ворованных автомагнитолах, ну и так далее. «Лидер экспедиции» — не знаю, есть ли такая профессия официально по-русски — человек, который побывал в Антарктиде 128 раз и работа которого была в том, чтобы найти корабль, составить маршрут, учитывая необходимые погодные условия, и вообще все организовать эргономично. Капитан — шотландец с большим опытом, который был сильно недоволен тем, как его новая команда относилась к правилам безопасности. Главный ученый, который потратил жизнь на то, чтобы находить новых удивительных существ, живущих в темных глубинах. Картограф, которая защитила магистерскую диссертацию, уже будучи на судне.

Будучи инвестбанкиром, Весково заработал много денег, но не очень много — для такой экспедиции нужны были миллионы долларов, и в итоге все приходилось делать дешево и сердито. Triton построил уникальную субмарину, способную погружаться на 8-11 километров, но испытать ее успели всего-то пару раз, а потом у аппарата отвалилась механическая рука, которая нужна была, чтобы собирать образцы грунта со дна. В общем, много раз казалось, что все идет не так, и ничего не получится. Но в декабре 2019 года корабль с субмариной и командой на борту отправились в путь. Одним из счастливчиков, попавших на борт, оказался сотрудник Triton с годичным стажем работы — его наняли по фейсбуку, на уроки дайвинга он зарабатывал, выращивая марихуану, и это был первый выход в море в его жизни.
источник
Культурный
Кажется, что все это — только пролог к невероятному приключению. И в каком-то смысле так и есть: дальше в своем большом тексте про эксперимент Весково в The New Yorker журналист Бен Тауб более-менее подробно рассказывает про каждую из точек, которую пытался покорить инвестбанкир. Есть там истории и про суровые шторма в Тихом океане, и про то, как команда корабля обманула правительство Индонезии, которое тормозило с документами на погружение, и про то, как главный ученый и сам в какой-то момент влез в субмарину и немедленно обнаружил полдюжины новых видов морских жителей. Плюс на последнем этапе путешествия — в Арктике — на корабле с Весково и всей командой путешествовал и сам Тауб: видел, как тупики охотятся за рыбой в Северном Ледовитом океане, перешучивался с мужиками про норвежскую лакрицу в рубке, наблюдал, как корабль сделал крюк, чтобы подплыть к месту крушения «Титаника».

Ждете «но» — вот оно: при всем богатстве фактуры это не гениальный материал. То есть поначалу кажется, что сейчас будет история уровня действительно великого текста Дэвида Грэнна про человека, который пытался в одиночку пересечь Антарктику. Который вот именно что про человека, остающегося наедине с природой, которая гораздо больше него. Однако Бен Тауб — не Дэвид Грэнн; и кажется, это ровно тот случай, когда можно заметить разницу в писательских уровнях авторов. Как видно из вышесказанного, экспедиция Весково — это почти что фильм «Мстители»; удивительная команда из очень ярких людей. Тауб нам их представляет — но не остается с ними; то есть характеры особенно не раскрываются. Вместо этого очень длинно и подробно объясняется технология того, как делается эта субмарина, как вообще происходит погружение, каков протокол на случай чрезвычайной ситуации и все такое прочее. Конечно, это тоже все немаловажно — но кажется, что если бы этот текст был больше про людей и меньше про технологии, он был бы куда круче. И это еще не говоря про некоторые проблемы со структурой — начинается все с очень интригующей экспозиции, в которой кажется, что Весково вот-вот кердык, но в дальнейшем тексте этот момент толком не отработан; финал, по-моему, тоже не очень удачный — замысел соединить величие происходящее с повседневной сценкой толком не срабатывает.

Но прочитать все равно стоит — хотя бы для того, чтобы узнать, куда заводит людей поиск «настоящих» приключений в наш век, когда все мелодии спеты, стихи все написаны.

https://www.newyorker.com/magazine/2020/05/18/thirty-six-thousand-feet-under-the-sea
источник
Культурный
Продолжаю постигать московский акционизм и московский концептуализм.
Из статьи про Олега Кулика  узнал, что он в 1990-е несколько раз пародировал известный перформанс Бойса «Я люблю Америку, Америка любит меня».
У Кулика это называлось «Я люблю Европу, а она меня нет».

Олег Кулик: «В 1996 году я был стипендиатом культурного центра Kunstlerhaus Bethanien, жил в Берлине и слушал бесконечные дискуссии на тему нужно или не нужно объединять Европу. Я всегда был сторонником объединения, но считал, что объединяться лучше всего не просто так, а перед лицом внешнего врага. И в качестве этого врага я решил предложить Европе себя и объединить ее через направленную на меня агрессию. В результате я стоял в окружении 12 немецких овчарок (ведь именно столько звездочек на флаге Евросоюза), которых держали полицейские. Я вел себя агрессивно, бросался на собак, и они отвечали мне еще большей агрессией, бросались на меня в едином порыве. Их единение против была настолько мощным, что после этого Европа благополучно объединилась».

К слову, я наконец дочитал «Берлин, Александерплатц» Дёблина. Хорошая книга про предчувствие нацизма, но о ней как-нибудь в другой раз.
источник
Культурный
Чемпионы по дайверсити

В продолжение темы идеи расового, гендерного, религиозного и прочего разнообразия, как некоего достоинства любой общности людей.

Не стоит забывать организацию, которая легко обходила в плане diversity и inclusion кого угодно в мире, как для своего времени.

Я говорю об SS.

Разве могла, например, армия США или красная армия похвастаться целой дивизией из мусульман?
А в СС была 13я дивизия "Ханджар", полностью состоящая из боснийских мусульман. Для культурной репрезентации бойцы дивизии носили форменные фески вместо фуражек. Они регулярно совершали намаз,  а на шевронах красовался изогнутый арабский клинок.

Но на этом религиозная репрезентация не заканчивается - в составе ваффен СС присутствовал целый легион индусов и пакистанцев, большей частью состоял он из индуистов, ещё четверть была мусульманами.
Бойцы носили форменные тюрбаны (дастары), знамя с флагом Индии и тигром.

Не подкачали СС и с расовой репрезентацией - туркестанский 450й батальон полностью состоял из азиатов - узбеков, туркмен, казахов, киргизов и других народов средней Азии.

Говоря о репрезентации ЛГБТ достаточно упомянуть что сам основатель исходных штурмовых отрядов Гитлера, ставших основой армии, Эрнст Рём был гомосексуалом.
Одним из обвинений в его адрес после расправы в "ночь длинных ножей" было постоянное посещение главный гей-заведений Берлина "Кляйст-казино" и "Силуэт" с молодыми штурмовиками. По донесениям Бормана, любовники Рёма получали должности в СА. В общем, по этой части репрезентация также не подкачала

Это что же получается, самая инклюзивная военная организация своего времени, где представлены члены ЛГБТ, мусульмане, азиаты и сикхи всё ещё может быть ужасной тоталитарной машиной смерти?

Так, будто расовое, ориентационное и религиозное разнообразие коллектива не имеет никакого значения в сравнении с личностями участников коллектива, их чертами характера, объединяющими мотивами и ценностями...
источник
Культурный
В 904 году на папский престол вступил папа Сергий III, с которого в истории папства началась эпоха так называемой порнократии — сиречь власти шлюх. Период этот продлился 60 лет; в течение этого времени сменилось 12 пап. Папский престол в это время находился под полным контролем семейства Теофилактов — комита Тускума Теофилакта, его жены Феодоры, их дочери Марозии и сына Марозии герцога Сполетского Альбериха. В течение этих 60 лет в Риме царил натуральный разврат: один римский папа спал с Феодорой, другой с Марозией, сын от этого союза становился следующим римским папой. В итоге последним римским папой эпохи порнократии стал Иоанн XII, сын и одновременно внук Марозии, так как она его родила от Альбериха. Иоанн по глупости решил позлоумышлять против императора Оттона, тот явился с войском и выкопал стюардессу, сиречь папу-порнократа низложил, а на его место посадил строгого аскета Льва VIII. Но это присказка, сказка впереди.

В 1996 г. группа проституток выкупила замок XVI века в Чехии и объявила о создании собственного порнократического государства под названием Other World Kingdom, или сокращенно OWK, переименовав замок в Черный город. Образовалось коммерческое микрогосударство, которое выпустило свои паспорта, валюту ("дом" от слова domination), учредило полицию, суды и завело флаг и гимн. В качестве формы правления был заявлен матриархат, абсолютным монархом стала Патриция I. Целью было объявлено "собрать как можно больше мужских созданий под неограниченным правлением Высших Женщин на максимально возможной территории". Гражданство допускалось только для женщин, причем обязательным условием было владение хотя бы одним рабом-мужчиной. "Мужские создания" на территории королевства могли иметь исключительно рабский статус, то есть находиться в собственности женщин, и официально приравнивались к скоту. На сайте королевства особо подчеркивалось наличие в королевском дворце и в гостевых покоях камер пыток. МИД королевства пытался было установить контакты с другими государствами и добиться признания, но не преуспел.

Просуществовало это курьезное образование до 2008 г., когда территория королевства была выставлена на продажу. Сейчас оно существует только в виде интернет-клуба. В общем, в истории новейшей порнократии есть нечто общее с порнократией классической — обе они могли существовать только в мягкий период безвременья, и обе сдул холодный ветер исторической неизбежности, когда наступило время стали и кризисов.

Такие вот другие международные отношения.
источник
Культурный
Свиток художника Чжоу Чэня "Изображения бродяг (беженцев)"
1516 г.
Картины изображают бродяг, которыми наполнился город Сучжоу в то время. И это кладезь для любителей реконструировать городских бедняков. Тут и больные и гадатели, пьяницы и калеки. Всех хватает.
источник