Цифровая филология 1910: как Андрей Белый вычислял отклонения ямба
#philology
Попытки применять точные методы в исследованиях стихотворений делались литературоведами задолго до возникновения компьютерных технологий и digital humanities. В начале XX века к точности в анализе поэтических текстов стремился русский поэт-символист Андрей Белый. Он одним из первых ввел в исследование стиха количественные методы.
Белый был не чужд математики. Он родился в семье декана физико-математического факультета Московского университета, и окончив гимназию, сам поступил на этот же факультет. Позднее, работая над теорией стиха, Андрей Белый решил охарактеризовать русский четырехстопный ямб методом, который сегодня назвали бы анализом данных. Он вручную проанализировал расстановку ударения в 16092 строках 27 отечественных поэтов.
Эволюция ямба
Для своего исследования Белый обратился к стихотворениям 27 отечественных поэтов, в которых доминирующим размером был четырехстопный ямб, и исследовал частотность и характеристику ускорений ямба в русской поэзии. Под ускорением Белый подразумевает наличие в стихотворении стопы, в которой есть лишний безударный слог — именно она и дает эффект ускорения, которое «слышит ухо». Пример ускорения на третьей стопе: «Чего-то ищет в небесах» (Тютчев).
Белый предлагает нам статистику по ускорениям на 596 строк у каждого поэта, отмечая частотность отклонений на той или иной стопе. Интересно, что правильный ямб составляет всего лишь 25% от всей выборки, а 75% приходится на ускорения от ямба. Как замечает Белый, именно через увеличение или уменьшение количества ускорений на той или иной стопе четырехстопный ямб и эволюционировал.
Всего Белый выделяет пять темпов, возможных при отклонении от ямба:
1. Наименьшее количество ускорений на первой стопе (13), максимальное на второй (139) и наименьшее количество ускорений на первой и третьей стопе одновременно (5) с максимальным на второй и третьей одновременно (11) было у Ломоносова;
2. К наибольшему количеству ускорений на первой стопе (46), максимальному на второй (139), наибольшему на первой и третьей одновременно (26) и наименьшему на второй и третьей стопе (1) пришел Державин;
3. Наименьшее количество отклонений на третьей стопе (230) демонстрирует Капнист;
4. Падение отклонений на второй стопе (33) и увеличение отклонений на третьей (313) показывает Батюшков;
5. Увеличение количества отклонений на второй и третьей стопах одновременно (44), много ускорений на второй стопе (52), и увеличение суммы ускорений первой стопы (99) замечаются у Жуковского.
Белый делает следующий вывод: беднота или, наоборот, обилие ускорений, во-первых, индивидуализирует стиль поэта и, во-вторых, реформирует четырехстопный ямб вообще, то есть задает те или иные «тренды» в написании стихотворений этим размером. Так главными его реформаторами оказываются Жуковский и Батюшков, но совсем не Пушкин. Пушкин только доводит начатую ими работу до конца: он повторяет сумму ускорений Батюшкова (33) и немного увеличивает ускорения третьей стопы (341) — так реформа завершается.
В русской поэзии первой половины XIX в., как замечает Белый, было стремление «увеличить до крайности ускорение первой стопы и уменьшить до крайности ускорение второй», которое проявилось в большей степени у Баратынского.
Белый также обнаружил, что отклонения от ямба образуют в стихотворениях различные геометрические фигуры, которые, вполне вероятно, могут сказать нам о содержании того или иного поэтического текста много нового. Об этом — в нашей статье:
https://sysblok.ru/philology/cifrovaja-filologija-1910-kak-andrej-belyj-vychisljal-otklonenija-jamba/Вячеслав Кутепов