Size: a a a

Культурный

2020 November 23
Культурный
Группа KLF известна двумя вещами – золотым синглом 1991 года и тем что эти дебилы сожгли миллион фунтов мелкими купюрами.

KLF состояла из Билли Драммонда и Джимми Каути, двух бывших панков, угоравших по дискордианству и теориям заговора, которые вовремя поняли, что можно играть поп-музыку. Все заработанные миллионы эти двое тратили на безумные театрализованные представления (и немного на девок, наркотики и эпатаж – в частности, получая какую-то престижную награду за свои хиты, они расстреляли публику холостыми из пулемёта и бросили в толпу мертвой овцой). В 1992-м они решили завязать на пике славы – удалили весь свой каталог, исчезли (Драммонда потом нашли в Мехико-сити) и посчитали оставшиеся деньги. Денег осталось где-то миллион фунтов. Сначала звезды хотели основать благотворительный фонд для вспомоществования голодным молодым художникам, но потом решили, что не надо. Цитируя Драммонда: «Ну мы врубились что, типа, вся суть голодного художника в том что он, типа, голодает, въезжаешь?» Прокатив таким образом молодые таланты Британии, друзья попытались продать галереям современного искусства идею кучи денег как арт-объекта, но галеристы всего мира вежливо их послали. И тогда Драммонд в какой-то момент сказал Каути: «А что если, типа, спалить бабло херам?». «Я – вспоминает Драммонд – Был абсолютно уверен, что Джимми назовёт меня кретином, мы поржём и придумаем что-нибудь другое. Но он, дебила кусок, согласился».

Сожжение планировали недели три и в разных вариантах – хотели арендовать электростанцию Баттерси, которую тогда ещё не аннексировала Тейт. Но в итоге полетели на богом забытый шотландский остров Джура, где уже жгли однажды какое-то чучело для клипа. Ну, то есть, представьте себе картину: дождь, туман, мерзостная шотландская погода, на маленьком провинциальном аэродроме приземляется самолет, из него вылезают две мировых звезды в черных очках и с плотно набитыми сумками, полными свежих купюр, нахуяриваются в местном пабе на глазах у кельтских стариков и уходят в ночь. Песня. Это вам не презервативы детям в Африке раздавать. Миллион фунтов свалили в камине заброшенной хибары на берегу безысходного северного моря, полили бензином и подожгли. Горело плохо. Часть денег вылетела в трубу и рассеялась по острову – всю следующую неделю их собирали и несли в полицию разъяренные шотландские пастухи. Видеопленку, которую снимал чувак по кличке Гимпо, решено было уничтожить (позже выяснится, что хитрый Гимпо все-таки заныкал одну копию). Журналист Роберт Рид, медийный специалист по двум восхитительным придуркам, взятый с собой, чтобы свидетельствовать, описал сожжение так: «Поначалу я чувствовал только вину и шок. Но очень быстро стало скучно».

Деньги сгорели. Почти сразу Драммонд и Каути впали в странную меланхолию. Оба чувствовали, что пересекли какую-то черту, но не могли понять, какую именно.

Они почти не разговаривали друг с другом. Туры по стране с ответами на вопросы взволнованной общественности («Скажите, нахера вы это сделали?») не удавались – вероятно, потому, что объяснить было невозможно. Документалисты BBC нашли обоих «в депрессии и шоковом состоянии». Каути признавался им: «Я каждое утро просыпаюсь и думаю что о боже, блядь, я сжег миллион фунтов, и все считают что я херню какую-то сделал». Так, в принципе, и было. «Парни – говорили журналистам близкие к КLF персонажи – Ходят какие-то истерзанные, совершенно одержимы этим. Честно говоря, прежними мы их с тех пор не видели». Более емко высказался один из корешей Драммонда: «Они денег мне были должны. Нормальные люди прежде чем жечь миллион сначала с долгами расплачиваются, а уже потом занимаются своей интеллектуальной суходрочкой».

Морали у этой истории не будет. Посмотреть, как горит миллион фунтов, можно здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=InZydV39hb8
источник
2020 November 24
Культурный
​​Минутка прохладных историй: мы (как часть АКСОНа) вместе с Русским географическим обществом запускаем новый проект — «Снежный дозор»!

Друзья, спасибо всем, кто помог выбрать название. Впереди самый важный этап: будем отмечать дату первого снега, ледостава и следить за снежными покровами. Эти наблюдения помогут учёным проследить динамику климатических изменений и составить карту климатических аномалий.

Участвовать может кто угодно — нужно лишь зарегистрироваться на сайте Фенологической сети РГО. Самых активных волонтёров мы наградим призами.

Добро пожаловать в ряды «Снежного дозора»: https://citizen-science.ru/projects/winter-watch.html
источник
Культурный
🧛🏻‍♂️ И среди птиц есть вамиры — ужас! ужас!

🐦 Остроклювый змляной вьюрок (Geospiza difficilis) не просто так назван остроклювым.

🐦 Подвид этого вьюрка, обитающий исключительно на двух Галапагосских островах Дарвин и Вольф питается практически только кровью других птиц (в основном — олуш).

🐦 Все дело в том, что на этих островах полностью отсутствуют источники пресной воды, да и насекомыми острова не богаты.
Вьюрки, выклевывающие паразитов из перьев олуш (олуши охотно  подпускают вьюрков, избавляющих их от назойливых паразитов), внезапно обнаружили, что если клюнуть посильнее, то можно получить еду и питье в одном флаконе.

🐦 Олуши не слишком страдают от небольших ранок, но факт остается фактом: остроклювый земляной вьюрок — птица-вампир! 🌱
#о_животных
источник
Культурный
А вот Оксфордский словарь – уже. Каждый год они объявляют "слово года" (post-truth, например), а тут назвали 2020 беспрецедентным, потому что событий столько, что на каждый месяц по слову.

Сейчас в комменты картинок из репорта накидаю.

https://languages.oup.com/word-of-the-year/
источник
Культурный
Исследование одной строкой. Лица с избыточным весом или ожирением составили 78% подтвержденных случаев COVID-19; доля среди умерших составляет 62%.

Источник: https://www.bmj.com/content/369/bmj.m2237

#коронавирус
источник
Культурный
Добро обязательно победит зло, и чтобы это случилось поскорее, мы предлагаем всем, кто занимается социальными проектами, благотворительностью и помогает другим, громко рассказать об этом на страницах «Ножа».

Если вы или ваши друзья участвуют в  подобных акциях, перешлите им этот пост и скажите, что мы ждём их истории в Клубе «Ножа»:

https://knife.media/club/
источник
Культурный
Вчера мой взгляд совершенно случайно уцепился за увлекательное чтиво - книгу преподавателя музыки Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Дэвида Новака Japanoise: Music at the Edge of Circulation.

Труд сей написан со всем задротством, присущем людям из науки. Упомянуто множество интересных фактов о малоизвестных коллективах, которые утонули в тени Merzbow, но, по сути, являются корифеями жанра. Создана карта с клубами Нью-Йорка и других городов США, где можно было услышать экспериментальные японские коллективы. Также анализируется жанр "нойз" с культурологической, антропологической и исторической точек зрения.

Вот удивительно, что играть поп музыку (не попсу) могут многие. Для этого достаточно будет элементарных музыкальных навыков и композиторских знаний. Если это было бы не так, то различные панк-коллективы, зачастую похожие друг на друга, не становились бы популярными как в узких кругах, так и за их границами. Просто кому-то хватает удачи стать Offspring и подстроить товар.

А вот нойзом занимались седые мужчины в чуйской долине знойным летом, двумя словами - академические авангардисты. Они прекрасно понимают такие термины, как "атональность", "алеаторика", "контрапункт", "волчья квинта" и так далее. Или же безумные инженеры, которые стараются найти все новые способы звукоизвлечения в эпоху стали и кремния. Они-то понимают физику звука. То есть, все эти люди - индивиды движения, которых вперед толкает исследовательская сила. Поэтому у них должны быть специализированные знания. Постучать по кастрюле молотком может каждый, но не каждый поймет, как получившийся звук облагородить.

В связи с этим всего меня заинтересовал раздел посвященный кассете и кассетным записям. А ведь, действительно, сейчас кассета и кассетный проигрыватель - это больше элементы фетиша. Сейчас пленку используют максимум как носитель информации, чтобы продать подороже хипстерам, но не как инструмент.

И вот недавно мне удалось в загашнике отыскать старенький кассетный диктофон Sony. Он, конечно же, работал никак. Не проблема. Разобрал, починил и стал записывать мучения своих модульных синтов. Однако потом меня посетила мысль несколько усовершенствовать аппарат. Я к нему приделал потенциометр для изменения скорости воспроизведения, сделал ленточный дилей, переделал аудиовыход в gate-вход, чтобы управлять включением и выключением записи с помощью драм-машины. Короче, поле для экспериментов - огромное, особенно в сфере нойза. Можно на долго погружаться в бездны шумовых структур.

Что в итоге? Читайте книгу, экспериментируйте со звуком.
источник
Культурный
источник
Культурный
Сегодня Паша рассказал базовые факты о узлах, завтра в шесть будет (снова классика) про крашеные многочлены Джонса и трёхмерные многообразия. А потом ещё две лекции — более новые и сложные вещи.
источник
2020 November 25
Культурный
Первый ореховый блин нашего нового проекта.  Получасовое видео-эссе про Леонор Фини с действительно уникальным для рунета контентом.  


https://youtu.be/reGlL0RNmGk
источник
Культурный
Прочитал на The Verge классную историю. Я, конечно, видел в интернете много странной херни, но здесь мой мозг немного взорвался. Начну издалека. Вы наверняка видели "виртуальных инфлюэнсеров", чьи "фотографии" (а точнее рендеры) набирают сотни тысяч подписчиков в Instagram. Кто-то подписывается на такие аккаунты по фану, какой-то бренд даже хайпил на коллаборации с "виртуальным инфлюэнсерами". Видел публикации об этом, но особого особого внимания не придал. А зря — там все оказалось намного интереснее, чем я мог подумать.

Погружаемся глубже в кроличью нору. Есть такой проект — виртуальная хентайная вебкам-герл Projekt Melody. Ведет Twitter и YouTube, стримит игры в Twitch, продает виртуальные нюдсы через Patreon, ведет вебкам-стримы в Chaturbate и выкладывает их на PornHub. Двигается и говорит там живая девушка, но голос и изображение с камеры преобразуется в 3D-аватар на стриме. Странная херня? Да. Но на Twitch, YouTube и Twitter у этого проекта по 300-400 тысяч подписчиков, на Patreon более 3000 платящих подписчиков, а в общем рейтинге моделей Pornhub Projekt Melody входит в топ-125.

Так вот. Создатели этого проекта поссорились с 3D-художником, который сначала сделал для них за $5000 модель этой виртуальной девочки, потом добавлял новые фичи, а потом они не договорились из-за оплаты. В итоге он зарепортил в Twitch, что стримы Projekt Melody незаконно используют его интеллектуальную собственность — якобы он не давал разрешения на модификацию своих 3D-моделей. Аккаунт забанили, потом восстановили, но отключили партнерский статус с возможностями монетизации. На остальных платформах аккаунты пока в порядке. Переговоры создателей проекта с художником продолжаются. Судя по комментариям юристов, ситуация непростая — договор подразумевает передачу прав на 3D-модели, но каких именно прав? Может ли клиент стримить в вебкаме в образе купленого у подрядчика 3D-аватара? Видимо, на юрфаках скоро начнут рассматривать кейсы защиты авторских прав в виртуальном хентае. В интересное время живём...
источник
Культурный
https://threadreaderapp.com/thread/1320701372900192258.html

По ссылке - длинная твиттер-ветка (на одной странице) с жутко интересным рассказом о том, как складывались сюжет и персонажи "Властелина колец". Материал из "Истории Средиземья" (многотомный труд сына Толкина), но автор его цитирует лишь местами, а в основном захватывающе пересказывает.

Я понятия не имел, скажем, о том, что у Толкина вообще не было никакого плана или даже наброска сюжета, кроме "новое приключение Бильбо". Потом это превращается не в приключение Бильбо, а приключение... его сына Бинго, и его друзей Фродо и Одо. Потом, конечно, меняется еще. Арагорн в первоначальном замысле был хоббитом (по прозвищу Trotter, а не Strider). Потом Толкин меняет его на человека, придумывает ему совершенно другие историю и судьбу, но при этом многие его описания, реплики ипр. остаются без изменений. И еще там очень много - про то, сколько раз Толкин переписывал текст и менял персонажей и сюжет; про то, кем вначале был энт Древобород, сколько персонажей в разных вариантах было в "братстве Кольца" и кто, и многое многое другое.

И очень интересно, и очень поучительно с точки зрения "кухни" писательского мастерства. Очень понравилось. (если кто-то переведет это на русский или найдет перевод, киньте мне ссылку, я запощу).

Продолжения - следующие ветки - тоже отслеживают эволюцию разных частей "Властелина колец":

Вторая часть - https://threadreaderapp.com/thread/1321014810503454720.html
Третья часть - https://threadreaderapp.com/thread/1322164751594606593.html
Четвертая часть - https://threadreaderapp.com/thread/1322486077328969729.html
источник
2020 November 26
Культурный
Пишут, что умер Диего Марадона, прославленный футболист. На нашем канале мы вспоминаем его в ряду популяризаторов тонизирующего напитка матэ. Среди таковых много футболистов мировой величины и это одна из причин, почему напиток стал так популярен за пределами Латинской Америки.
источник
Культурный
#философия #исламоведение
"Отношение суфиев к женскому началу отличается амбивалентностью. С одной стороны, как и в магистральной линии средневековой традиции, в суфизме женщина устойчиво ассоциируется с мирским и греховным началом: самость человека (нафс), склоняющая его к злу, уподобляется женщине; земной мир описывается с помощью женских образов, идеалом же суфия является мужчина, который смог противостоять земным соблазнам; нередки истории о женах суфиев, которые мешают им на пути духовного становления, в связи с чем активно дискутировался вопрос о том, следует ли суфию быть холостым. С другой стороны, женщина ассоциируется с духовным началом и служит олицетворением идеала любви: именно женщина Рабиа ал-Адавия внесла в движение отрешения от мирского (зухд) концепцию чистой любви (махабба), чем способствовала формированию классического суфизма; в литературе обсуждаются фигуры и многих других женщин-суфиев, достигших высокого ранга на духовном пути; подчеркивается роль жен ведущих суфиев в их духовном становлении; у отдельных мыслителей и поэтов женская красота выступает высшим проявлением божественного начала в земном мире, а любовь к женщине служит примером совершенной любви к Богу.

Потенциал суфизма для развития исламского феминизма третьей волны осмысляется в работах южноафриканской исследовательницы Садийи
Шайх. Шайх отмечает, что в онтологическом и этическом плане суфии в основном рассматривают мужчин и женщин как равноправных, что отличается от классической фикховой позиции. Многие суфии возражают против онтологической иерархии, поскольку доминирование одного человека над другим является проявлением низшей самости (нафс), с которой должен бороться суфий; следовательно, по духу суфизм оказывается антипатриархальным и эмансипационным. Шайх приводит многочисленные примеры из традиции, когда
женщины-суфии достигали духовных высот, сопоставимых с достижениями мужчин-суфиев (а порой и более значительных!); при этом в речах и афоризмах таких женщин-мистиков, как Рабиа ал-Адавия (717-801) и Фатима ан-Найсабурийа (ум. ок. 838), поднимается проблема доминирования мужчин над женщинами и суфиям-мужчинам, замеченным в патриархальных
наклонностях, указывается на то, что их позиция противоречит духу исламского мистицизма. Специальное внимание Шайх уделяет ведущему представителю суфизма - Мухиддину ибн Араби. Согласно Шайх, Ибн Араби
всячески подчеркивал равенство мужчин и женщин в плане возможностей духовного совершенствования; он объявил себя защитником слабого пола и считал, что любовь к женщинам - это важная составляющая сунны пророка Мухаммада. Кроме того, Ибн Араби предложил ряд нетривиальных решений в области фикха, исходящих из его контекстуальности и ориентированных на гендерный эгалитаризм: он утверждал, что в принципе свидетельские показания женщины не менее ценны, чем показания мужчины,
поскольку в некоторых ситуациях свидетельство одной женщины может быть равно свидетельству двух мужчин; что запретная для демонстрации нагота ( 'авра) и мужчин и женщин ограничивается лишь областью половых органов, а дальнейшие установления регулируются уже чисто социальными нормами; что женщина может быть имамом и руководить коллективным намазом. К приведенным наблюдениям Шайх можно
добавить, что мистика женственности занимает центральное место в метафизике Ибн Араби. Его личный жизненный опыт и размышления над такой
темой, как «сущность» (зат, это слово в арабском языке женского рода) Бога, подтолкнули его к тому, чтобы видеть в женщине высшее воплощение божественной милости и красоты, источник вдохновения и духовного восхождения для суфия. Осмысляя эти и другие факты, касающиеся суфизма, Шайх пишет: «В самом сердце ислама находится живой и способный к трансформации гендерный символизм. Онтологическое равенство мужчин и женщин, универсальность этического идеала, идентичность
человеческого религиозного усилия и отсутствие значимости гендера для конечных целей человечества... - крайне необходимо постоянно переводить эти фундаментальные учения
на уровень социального существования во всех сферах ислама»... <...>
источник
Культурный
<...> Таким образом, классический исламский мистицизм способен стать как источником идей для трансформации исламского феминизма, так и стимулом для дальнейших мистических поисков в связи с темой женственности - здесь мы бы указали на возможность объединения таких поисков с проблематикой позиционного феминизма, («standpoint feminism»), согласно которому существует особый женский «опыт» или «взгляд на вещи», принципиально отличный от мужского и неспособный получить выражение с мужских позиций. Имеются свидетельства того, что в суфизме уже были зачатки подобного «феминистского» мироощущения и дискурса. В исследовании Марии Дакейк показано, что женщины-суфии раннего периода использовали для выражения своего мистического опыта особый язык, наполненный
метафорами домашней жизни, и этот язык существенно отличается от дискурса традиционного «мужского» суфизма. К сожалению, указанное течение не получило развития в исламской традиции"

Сноска.
Дакейк пишет: «Это был мистицизм, который считал своим местом дом, а не мечеть или ученый кружок, и о многих женщинах-суфиях сообщается, что они критиковали своих современников из числа мужчин за их чрезмерную вовлеченность в мир - иногда даже за заслуживающее одобрение с религиозной точки зрения стремление проповедовать в мечети. Их мистицизм был (психологически или вообще в действительности) мистицизмом андарӯни , то есть внутреннего домашнего святилища, а их путешествие обычно было углублением в себя. Парадоксально, но хотя их статус как совершенных в духовном плане женщин иногда давал им исключительный доступ к публичному пространству и предоставлял возможность взаимодействовать с известными людьми из власти, они, по-видимому, последовательно предпочитали изоляцию и одиночество... Язык и метафоры близости и домашней сферы, которые приписываются многим ранним женщинам-суфиям, предполагают ориентированную внутрь себя и уединенную духовную жизнь в большей степени, чем в случае хорошо известных мужчин-суфиев; но и такую жизнь, которая является более уютной и стабильной, менее драматичной, хотя и не менее пылкой»

( С.Ю. Бородай, Д.В. Мухетдинов "Исламская феминистская герменевтика: идеи и перспективы" )
источник
Культурный
источник
Культурный
#поэзия
"Ученых больше нет..."
Ученых больше нет, и мрак объемлет нас,
А человек простой в невежестве погряз,

Приметных некогда, как вороные кони,
Наставников лишась в годину беззаконий.

И жены и мужи, мы все до одного -
Рабы ничтожные для бога своего.

Ему подвластно все: и месяц, и Плеяды,
И полная луна, и горные громады,

Звезда Полярная, созвездье Льва, заря,
И солнце, и костер, и суша, и моря.

Скажи: "Велик господь, руководитель света!" -
Тебя и праведник не упрекнет за это.

О брат, недолго мне терпеть земную боль.
У неба испросить прощенья мне дозволь!

Ты скажешь: праведность. Но это только слово, -
Есть лица, имена - и ничего иного.

Хадисы вымыслил обманщик в старину,
Чтоб ради выгоды умы держать в плену.

Взгляни на сонмы звезд. По мне, узоры эти -
Судьбою над людьми раскинутые сети.

Дивлюсь: невыносим судьбы железный гнет,
Один ее удар сильнейшим спину гнет,

А людям невдомек, что смерть играет ими,
Когда горбы могил встают над их родными.

Неправда на земле царит с начала дней
И в ярости казнит мудрейших из людей.

От смерти, Асами, бежать не стоит в горы;
Непререкаемы у смерти приговоры.

Четыре составных слились в живую плоть,
Одна стремится часть другие побороть;

Здорова плоть, когда в ладу они друг с другом,
А несогласье их предшествует недугам.

Наш век и нем и груб; напрасно хочешь ты
Понять невнятные сужденья немоты.

Жизнь - полосы ночей, сменяющихся днями:
Змея двуцветная, ползущая за нами.

Пред смертью мы в долгу; в определенный час
Заимодавица всегда находит нас.

Из чистого ключа спешит напиться каждый
С тех пор, как в оны дни погиб Кааб от жажды.

И лилии садов, и мирные стада,
И стаи хищные равно поит вода.

Когда бы дел своих последствия мы знали,
Как воду, кровь тогда мы лили бы едва ли.

Кто сострадателен от первых лет своих,
Тот сострадания достойней остальных.

Мы правды не хотим и гневно хмурим брови,
Когда нам говорят, что грех у нас в основе.

Адам, я вижу твой поросший шерстью лоб
И Еву из числа пятнистых антилоп.

Мы - пища времени. Никто в заботах света
Не плачет над конем разбойного поэта.

Мир в замешательстве, как зверь в морских волнах,
Как птица в грозовых кипящих облаках.

Душистый аль-бахар, питомец мирной лени,
Шипами защищен от наших покушений.

Жизнь - быстролетный миг, и мало пользы в том,
Что колют нас копьем и рубят нас мечом.

В ком сердце черное, тот черен сам и слуха
Лишен, тогда как я - всеслышащее ухо.

Ты выпустил стрелу, попала в цель стрела,
Зато душа твоя до цели не дошла.

Рок благородного ввергает в море бедствий.
Амр матери своей лишился в раннем детстве.

Главою крепости был Самуил-поэт,
Она еще стоит, а Самуила нет.

На собеседника Плеяда перст уставит,
И смерть ваш разговор прервать его заставит.

Персты шести Плеяд, причастных небесам,
О силе божией свидетельствуют нам.

Разумный человек - безумного подобье,
Все беды для него судьба готовит в злобе.

В могиле мать и дочь. Коса расплетена,
Коса заплетена... Но смерти смерть равна.

Видения весны кромешной белизною
И дикой чернотой подменит время зноя.

Пересекающий безводные края,
Ведущий к смерти путь возненавидел я.

Окрест ни шороха, ни дружественной речи.
Мой путь - двуострый меч, всегда готовый к сече.

Зачем же благ земных не делит с бедным тот,
Кто вдоволь ест и пьет и в роскоши живет?

(Ал-Маари)
источник
Культурный
В MIT нейросети научили определять собственную некомпетентность. Поскольку технологии ИИ уже активно используются в тех сферах, где решение компьютера может повлиять на чью-то жизнь, – например, в медицине – то инженеры посчитали  разработку подобной функции необходимой. В основе нового механизма Deep Evidential Regression лежит анализ качества данных, с которыми работает система. Благодаря нему нейросеть способна указать вероятность ошибки всего за один цикл исполнения программы.

https://www.sciencealert.com/neural-networks-are-now-smart-enough-to-know-when-they-shouldn-t-be-trusted
источник
Культурный
Как известно, прежде чем приступить к клиническим исследованиям и проверить какой-либо препарат на эффективность, его тестируют на животных. Это касается и антидепрессантов. Но возникает вопрос: как измеряют депрессию и эффективность антидепрессантов у животных?

Обычно для оценки эффективности антидепрессантов используют тест принудительного плавания Порсолта (Porsolt forced swimming test). Грызунов помещают в сосуды, наполненные водой, таким образом, чтобы те не касались дна. В ответ грызуны, активно двигаясь, пытаются выбраться из принудительного заточения. Рано или поздно испытуемые перестают стараться и впадают «в отчаяние» (депрессивно-подобное поведение) — их активность ограничивается поддержанием головы над водой. 

Как узнать, что антидепрессант работает? Грызун, получающий эффективный антидепрессант, бросит попытки выбраться наружу позже по сравнению с контрольным грызуном.

https://youtu.be/ObsST8lfCd0
источник
2020 November 27
Культурный
#урокифинского: амфетамин и норки

в заметке о новинках финского молодежного слэнга во-первых, забавная история слова pöhinä (букв. шум) из Восточного Хельсинки. в 90-е оно обозначало амфетамин (hyvää pöhinää -- быть под кайфом), потому что употребление амфетамина часто сопровождалось шумными (буквально) административными правонарушениями (битьем витрин и окон и т.п.).

популяризировали это слово рэп-группа Notkea Rotta и скоро оно стало модным словечком в политике, и премьер Юрки Катайнен использовал его в значении "замутить" (что-то хорошее) по отношению к правительству (похоже на "хайп" но без негативного оттенка).

во-вторых, среди многочисленных молодежных обозначений парней и девушек (разные варианты чуваков и чувих) попалось очень милое minkki (норка, в смысле, зверек, тот самый, кого убивают датчане). и вот что забавно. в английском слэнговое обозначение девушки это курица (chick), в русском - корова (телка), а в финском - пушной зверек (но не песец). 😊
источник