Size: a a a

Design & Productivity

2018 February 20
Design & Productivity
Как лучше поступить?

А. Оставить всё как есть — запускаться. – 1K
👍👍👍👍👍👍👍 60%

В. Компромисс: сдвинуть запуск на пару недель. – 668
👍👍👍👍 35%

Б. Бить тревогу, настоять на полной переделке. – 88
👍 5%

👥 1897 people voted so far. Poll closed.
источник
2018 February 21
Design & Productivity
Вчера мы рассматривали задачку, в которой продукт готовится к запуску, а вы недовольны результатом (см. предыдущий пост ☝️).

Сегодня, как и обещал, мой вариант.

Вообще, похоже, я перестарался с подвохом в этой задачке. Но вас не проведёшь, вчера меня завалили подробными ответами в личных сообщениях. Прочитал всё с большим удовольствием. Спасибо вам большое, у этого канала потрясающие читатели!

Главный подвох заключается в том, что в ситуации, когда до большого запуска остаётся пара недель, про продукт должно быть уже неплохо известно, работает ли он и что думают люди. Должны были быть какие-то проверки продуктовых гипотез: эксперименты, А/Б-тесты, бета-версии, юзабилити-тестирования. Поэтому внезапное ощущение дизайнера «чёт всё очень плохо, надо всё переделывать» само по себе вызывает вопросы.

Если никаких тестов не было и мы вообще совсем не знаем, будет ли это всё работать, кажется разумным запускаться по-тихому, как раз в бета-версию или на небольшой процент аудитории и, собственно, проверять, насколько дизайнер прав в своих сомнениях.

А может быть, бета-версия уже была, и продукт работает и все довольны. И да, дизайнер может внезапно придумать, как сделать всё ещё гораздо лучше. Это круто! Но в общем случае соглашусь, что работающий продукт лучше идеального продукта. Всё всегда можно улучшить, а потом ещё улучшить, а потом ещё — это не повод откладывать запуск. Так что вариант А (запускаться, несмотря ни на что), который выбрало большинство читателей, мне вполне импонирует. Другое дело, что если у дизайнера есть идеи, их не стоит держать в себе — есть смысл как минимум обсудить с командой.

А ещё может быть такое, что бета-версия была, продукт работает, в целом мы в подходе уверены, но вот получающееся качество дизайнера не устраивает. Если продукт откровенно не отполирован — то тут, мне кажется, можно и тревогу забить (так что вариант Б не лишён смысла). А дальше при здоровом балансе сил в команде вы, скорее всего, договоритесь до какого-то решения (тут может и до варианта В дойти).

Хотя постановка задачи очень абстрактна и в реальности всё будет зависеть от нюансов ситуации, общие мысли у меня такие:
- продуктовый дизайн проверяют, к моменту запуска мы уже должны в нём быть уверены;
- всё всегда можно улучшить, и это стоит сделать в следующей версии;
- сомнения в любом случае стоит озвучивать и обсуждать с командой;
- дизайнер отвечает за качество результата и вполне может настоять на исправлениях, если качество получается ниже нужной планки.
источник
2018 February 26
Design & Productivity
Есть в продуктивности такой момент, с которым мне всегда было тяжело. Это сила воли. С переменным успехом пытаюсь что-то с ней делать, хотя до хорошего результата ещё далеко.

Вот что мне удалось выяснить:
1. Сила воли поддаётся тренировке. Так же, как и многие другие способности. Так же, как сила мышц. Даже если вы сейчас безвольная тряпка, то вполне можете стать железным человеком, было бы желание.
2. И так же как мышцы, без тренировки сила воли сдувается. Так что какая-никакая тренировка нужна постоянно.
3. Сила воли зависит от нашего физиологического состояния. Например, если у человека приличный недосып, то о силе воли говорить уже особенно не приходится. И наоборот, легко быть волевым, когда ты свеж и полон сил.
4. Сила воли в течение дня имеет ограниченный запас и может в какой-то момент закончиться. Поэтому поздно вечером бывает особенно сложно перестать смотреть сериал или отлипнуть от холодильника — вся воля осталась на работе.

У меня нет каких-то специальных упражнений для тренировки силы воли. Но оказалось, что для этого более-менее подходят любые ситуации, когда вы себя заставляете что-то делать или, наоборот, сдерживаетесь от чего-то. Таких среди моих занятий оказалось немало. Вот, например:
- Спорт. Мне нравится бегать не только потому, что это физкультура, а ещё и потому, что это тренирует волю. Сначала надо победить себя и выйти из дома. Особенно, если это рано с утра перед работой, когда на улице ещё темно и холодно, а в кровати так прекрасно.
- Контрастный душ. Вообще-то очень люблю горячий душ, но в конце заставляю себя ненадолго оставаться под холодной водой.
- Чашка кофе — один раз в день. Я бы с радостью пил три. А может, четыре. Но тренируюсь держать себя в руках, поэтому только одна чашка.
- Вообще любые ограничения в еде помогают развивать самоконтроль. Мне в какой-то момент стало интересно попробовать отказаться от красного мяса (то есть говядины, свинины и баранины), оставив только птицу, рыбу и морепродукты. Поэкспериментировал так пару недель, понравилось, решил продлить — в итоге «эксперимент» затянулся уже на много лет.
- Где-то здесь же лежит правило не есть случайных печенек, шоколадок и вообще ничего с добавленным сахаром. Про некоторые из своих правил еды уже писал: t.me/desprod/123

Главное, что заметил со всеми этими упражнениями — важно быть строгим по отношению к себе и не давать поблажек. Например, иногда думаешь: «Ну да, я уже пил сегодня кофе с утра, но вон ребята собираются до классной кофейни прогуляться. Ну подумаешь, выпью сейчас вторую чашечку, это же исключение, обычно я так не делаю, так что ничего страшного, планета не остановится». Вот именно с таких «исключений» и начинаются все провалы и все невыполненные обещания самому себе. Потому что позволяя себе исключения иногда, сам не замечаешь, как начинаешь позволять всё чаще. И вдруг в какой-то момент, совершенно незаметно, оказывается, что правило уже перестало действовать.

Зато если один раз удержаться от соблазна, в следующий раз это будет сделать чуточку проще. Да пребудет с нами сила воли.

P. S. Читатель Илья Езепов советует книжку Келли Макгонигал: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/mif/thewillpowerinstinct/. Наслышан про неё, хотя сам не читал ещё.
источник
2018 February 27
Design & Productivity
15 и 16 марта планирую быть на конференции Product Sense (http://productsense.ru/) в Москве. Расскажу там про то, что мы в Интеркоме пробовали делать с ботами — приходите, если хотели бы познакомиться и поболтать. Кстати, специально для читателей «Дизайна и продуктивности» организаторы обещали небольшую скидку по промокодам DESPROD_S и DESPROD_PRO (для билетов Standard и Pro соответственно). А моя коллега-продакт Аня в своём канале @proproduct разыгрывает три билета и сказала по секрету, что продуктовые дизайнеры тоже могут участвовать.

12, 13 и 14 марта тоже собираюсь быть в Москве. Если вы хотели бы организовать лекцию, встречу или пригласить меня в гости к вам в офис — ещё есть время об этом договориться. Пишите —> @gorskiy
источник
2018 March 02
Design & Productivity
Сегодня запустился новый сервис — Яндекс.Еда. У Еды получился весьма любопытный логотип:
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
По этому случаю решил спросить напрямую у авторов, что они хотели этим сказать. Сегодня в гостях у «Дизайна и продуктивности» дизайнеры Яндекса Данил Ковчий и Сергей Калабин.

— Парни, крутой логотип. Но всё-таки, почему спираль — это еда?

Данил Ковчий: Спираль оказалась самой удобной и гибкой формой в нашей ситуации. В ней есть буква «е», есть рифма со множеством блюд и продуктов, есть окружность, отсылающая к тарелкам, чашкам и прочей посуде. И ни одна из ассоциаций не перетягивает на себя внимания больше, чем нужно — поэтому любую ассоциацию можно вытягивать контекстом и гасить все остальные. Это очень удобно в экспериментах с коммуникациями.
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
— С тем же успехом можно было просто круг нарисовать, не?

Нужен знак абстрактный, но не примитивный.

Почему не сработали бы примитивы — они одни на всех. Слишком самонадеянно считать, что мы направили бы все ассоциации круга на Яндекс.Еду. Поэтому примитиву нужна какая-то характерная деталь, дополнительный крючок, на который уже можно вешать свою историю.

Возможно, стоит объяснить, зачем тогда оставаться в рамках абстракций, раз там такая высокая конкуренция за ассоциации. Анимации, игра с контекстом, производство одежды и стикеров, ограничения носителей, различимость на расстоянии — с абстрактной формой работать сегодня удобнее, чем с застывшей конкретикой.

— А почему оранжевый?

Оранжевый — очень удобный цвет. Это цвет углеводов, горячего хлеба, многих фруктов и так далее. Этот же цвет очень заметен в среде: такси, спецодежда, американские школьные автобусы, столбы-указатели — все это лежит в желто-оранжевом спектре.

— Как работали над иконкой? Как поняли, что это — оно?

Сергей Калабин: К идее мы приходили в несколько заходов. Даня предложил этот знак на первом же брейншторме, но у меня к нему был ряд вопросов, на которые я тогда не видел ответа.

Мы продолжили работу, и на время остановились на производном от спирали варианте, более простом и формальном. Но в процессе обсуждения, поняли, что он слишком аскетичный, неживой.

Тем временем Данил доработал свою концепцию и представил её второй раз. Внезапно, все вопросы нашли свои ответы и всё завертелось.

— Стоит ли ожидать, что и остальные сервисы Яндекса будут отказываться от очевидных пиктограмм?

Пару лет назад, в работе над знаком Яндекс.Радио я пытался заложить гипнотическую анимацию, которая могла бы играть в такт музыке. Но оказалось, что этой анимации негде себя реализовать — нет форматов и носителей, где она была бы нужна — мы не снимали видео, логотип не присутствовал на экране плеера.

Область применения формирует знак в неменьшей степени, чем прочие условия. В случае Еды и Такси — очень много присутствия в оффлайне. Я бы даже сказал непривычно много для Яндекса. Мне не очень понятно, какие требования могли бы встать перед большей частью сервисов Яндекса сейчас, чтобы подтолкнуть их в том же направлении.

Данил Ковчий: В оффлайне верное решение тебе диктуют условия среды. Скажем, значок Такси должен был врасти в тачку и органично смотреться в городской среде; к спирали Еды выдвигались требования как к элементу навигации, который бы проглотил любой носитель. Поэтому скажу так: новые условия среды для бизнеса рождают новые знаки. Задача стоять ровным строем на хоумскрине теперь не единственная и не основная.

* * *

P. S. Больше подробностей и картинок про новый логотип на Медиуме: https://medium.com/яндекс-такси/foodfox-становится-яндекс-едой-caccf839a0e6
источник
2018 March 05
Design & Productivity
Меня постоянно спрашивают о том, где и как учиться дизайну. Полгода назад, к 1-му сентября уже делал пост-подборку школ и курсов, почти все ссылки оттуда всё ещё актуальны: t.me/desprod/96.

Сегодня расскажу о нескольких образовательных проектах, о которых не писал раньше. Авторов всех этих проектов знаю лично и всячески рекомендую.

1. Дизайн-перемена Яндекса (yandex.ru/peremena). В этом году вместо летней Школы дизайна в Москве Яндекс проводит серию однодневных воркшопов в городах России. Подходит тем, у кого уже есть какой-то опыт в дизайне и хотелось бы большего. Участие бесплатное, чтобы получить приглашение, надо до 20 марта выполнить тестовое задание.

2. «Что случилось с дизайном за последние сто лет» (bangbangeducation.ru/course/100-years-of-design). Онлайн-проект школы дизайна bang bang education, обещающий быть фантастически крутым. 20 дизайнеров и студий расскажут про 20 героев и дат, важных для истории дизайна. Старт 9 июня, подписаться можно уже сейчас. Онлайн, бесплатно. Кстати, у ребят ещё есть интересный формат с библиотекой онлайн-курсов по подписке: bangbangeducation.ru/subscription

3. Design Workout (t.me/dwlanding). Каждый день Дима Барбанель в Телеграме даёт маленькое безбашенное задание по графическому дизайну, участники присылают работы, вечером Дима лично разбирает каждую работу. Все видят результаты всех. Первый известный мне учебный курс, который целиком проходит в Телеграме. Месячная подписка включает 20 дней тренировок и стоит 10500 рублей.

4. Дизайн-альманах Readymag (almanac-rus.readymag.com). Серия обучающих статей про основы графического дизайна. Это не новая тема, альманах вышел чуть ли не два года назад, но я о нём ещё не писал, и вот решил исправиться. Мне кажется, это один из лучших таких материалов на русском языке. Вообще когда ребята делают какой-то контент, он у них получается мирового уровня. Я фанат Stories (stories.readymag.com) и Enso (enso.readymag.com).
источник
2018 March 07
Design & Productivity
Несколько лет назад мне довелось читать курс по дизайну интерфейсов в МГУ. Тут надо сказать, что к современной системе образования у меня очень много вопросов. Во многом она безнадёжно отстала от реальности. А мне очень хотелось быть прогрессивным преподавателем. Поэтому как-то сразу решил, что на своих занятиях не буду ничего запрещать. В том числе не буду запрещать пользоваться мобильными и ноутбуками. Всегда верил, что если студенты отвлекаются, значит преподаватель плохо ведёт занятие. Рассказывай интересно, и люди будут слушать.  

Потом в какой-то момент в качестве эксперимента предложил студентам на одну пару всё-таки убрать телефоны и не открывать ноуты. Эффект меня потряс — вовлечённость людей выросла по ощущениям раз в десять. Мне задавали намного больше вопросов, и сами вопросы были глубже. Если я задавал вопрос, ребята живо реагировали и предлагали неповерхностные идеи. В общем, моя картина мира в тот день немного перевернулась.

Хотите простой секрет продуктивности? Договоритесь, что на встречах телефоны и ноутбуки остаются в стороне. Правило простое: если ты на встрече — ты участвуешь в происходящем. Если тебе не интересно, не приходи. Если за всю встречу ты ничего не сказал и ничего к происходящему не добавил, значит, скорее всего, тебе не надо было там быть вообще. Приходить на встречу, а потом тупить в телефон или ноут — намного хуже, чем не приходить совсем.

В Интеркоме отвлекаться на телефоны на встречах не принято — люди часто приходят без телефонов, а если и берут их с собой, то не достают (не знаю даже, где держат). Меня это поначалу здорово удивляло — как без телефона-то? А потом очень быстро привык, и сейчас не понимаю, как можно быть на встрече с телефоном. На важных встречах не грех и авиарежим включить, чтобы какое-нибудь случайное уведомление не отвлекло. Да, мессенджеры могут подождать.

Правило: если приходишь на встречу, участвуй во встрече.
источник
2018 March 12
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Гарри Тонаканян, 19 лет, Калининград

Поступил в Школу дизайна Яндекса в 16 лет, только-только закончив десятый класс. После неё, продолжая учиться в вечерней школе, вышел на работу дизайнером, став самым молодым сотрудником Яндекса.

Про то, почему и как Гарри стал дизайнером, можно узнать, например, тут: youtube.com/watch?v=gbJXvM-nQTU. А мы поговорили о дизайн-образовании и разнице поколений.
источник
Design & Productivity
— Гарри, получается, ты стал работать дизайнером в Яндексе сразу после школы. А как же высшее образование?
Главная проблема была в том, что я не понимал, зачем мне нужен университет. Если мы говорим про дизайнерские/прикладные факультеты, то таких не так уж много и у меня есть к ним вопросы. Не выглядят они как что-то, что нельзя упаковать в пару месяцев лекций и воркшопов. А тратить четыре года на фундаментальные науки тоже не совсем понимаю зачем.

— Каким вообще, по-твоему, должно быть образование для дизайнеров?
Практикой. Утрировано это просмотренные лекции, книги и фриланс/стажировки/студия/продукт. Возможно, подход мастера и подмастерья, когда ты доверяешь кому-то и этот человек может тебя направить.

— Продолжаешь ли ты сейчас как-то учиться помимо того, что просто работаешь?
Стараюсь брать максимально разноплановые задачи: админка для менеджеров, бриф для подрядчиков, спецпроекты, иконки сервисов, концепты. И как бы много не было интересного в Яндексе, есть ещё мир вокруг. Сейчас, к примеру, делаю меню для такерии.

— Ты сейчас работаешь среди людей, многие из которых старше тебя на 10 лет и больше. Как ощущения?
Я успел поработать в нескольких сервисах и почти в каждом у коллег был период неведения, так что отношение ко мне было не деформированное. Потом на какой-нибудь посиделке кто-нибудь троллил: «А этот парень в Яндексе с 16 лет». Изменений в поведении после этого я не замечал, разве что шутки всякие, но они безобидные и отношусь я к ним легко и сам бывает подбрасываю дров.

— Есть ли вообще какая-то разница между поколениями? Что людям, которым сейчас 30+, надо знать про тех, кому ещё не исполнилось 20?
Каждый раз, когда вижу запись с заголовком вроде «что нужно знать о поколении Z», смеюсь и думаю «так-так, и чего там обо мне?». Если рассуждать серьёзно, то можно долго копать. Не потому, что поколение особенное, просто это другие люди, и это нормально.

Знания стали доступнее, как и любая информация — надо только знать ключевые слова. От этого другое отношение к образованию — школа не учит актуальным вещам, проще копать самому. Порог входа в предпринимательство стал ниже. Общаться на равных стало проще, не нужны стаж или возраст, чтобы быть услышанным. И мне кажется в отношении многих вещей стало больше нейтралитета, уважения к личному пространству и свободе выбора.
источник
2018 March 15
Design & Productivity
Завтра меня можно будет найти на конференции Product Sense в Москве. Кажется, это хороший повод, чтобы рассказать, что вообще думаю о конференциях. Мне довелось побывать на десятках разных конференций. В столице, в регионах, в Европе и в Америке, на больших и маленьких, академических и практических, в роли слушателя и в роли докладчика.
Некоторые думают, что на конференции ходят для того, чтобы смотреть доклады и чему-то учиться. Это не совсем так. Доклады можно посмотреть в любой момент на Ютюбе. А конференции нужны для того, чтобы знакомиться и общаться с людьми. Доклады — только повод. Соответственно, есть смысл ходить на те конференции, где будут интересные вам люди. Побывать на конференции и ни с кем не поговорить — провал.

Как понять, интересные ли будут люди? Если вы пока никого не знаете, то первым фильтром могут быть компании. Ищите конференции, на которых выступают докладчики из компаний, которые вам нравятся.

Что делать, если вы интроверт и знакомства с новыми людьми даются с трудом? Терпеть, выходить из зоны комфорта, всё равно знакомиться. Мне тоже это даётся тяжело. Проще всего говорить с докладчиками — они по умолчанию ждут, что им будут задавать вопросы после доклада, и обычно рады ответить. Кстати, если знаешь, что на конференции будет интересный тебе человек, хорошо бывает заранее придумать, о чём его спросить, чтобы на месте не затупить (Илья Бирман хорошо про это рассказал на видео: https://ilyabirman.ru/meanwhile/all/spisok-voprosov-vmesto-avtografa/).

Однажды в очередной раз был на конференции 404fest в Самаре и не побывал там вообще ни на одном докладе. Всё время конференции провёл в холле, знакомился и общался с людьми. Это была одна из самых полезных конференций, на которых доводилось бывать.

Давным давно, когда ещё ничего этого не понимал, мы с ребятами случайно поехали на академическую конференцию по human-computer interaction. Академическая — это значит, что там не практики делятся опытом, а учёные зачитывают результаты своих исследований. Оказалось, что ни у кого из выступавших не было задачи сделать интересный доклад, людям просто нужно было засчитать публикацию. Знакомиться тоже было не с кем. Наверное, это всё имеет право на существование и кому-то нужно, но я для себя решил, что больше на такие конференции ни ногой.

Лучше всего выбрать конференцию, специализирующуюся на том, о чем бы вы хотели побольше узнать. Например, дизайн-системах или руководстве дизайнерами. Если конференция с широкой темой, например, «Про UX», то по-настоящему интересными для вас будут, скорее всего, совсем немногие доклады. С другой стороны, если вы только знакомитесь с новой для себя областью, то это самое то.

Качество докладов на зарубежных конференциях в среднем пока ещё намного выше, чем на наших. Поэтому, если вы можете себе это позволить, катайтесь на хорошие заграничные конференции. Иногда компании оплачивают такие поездки — надо обязательно этим пользоваться. Вот, например, неплохая подборка конференций про продуктовый дизайн: https://uxdesign.cc/the-best-ux-and-design-conferences-in-2018-the-definitive-guide-23ccb3eec22b.

Когда слушаю доклады, стараюсь конспектировать, а потом разбирать и делиться с коллегами. Если доклад попался прям крутой, то с первого раза обычно успеваю только вдохновиться, а через несколько дней всё забываю. Тут-то и помогает конспект.

Про то, зачем самому выступать на конференции с докладом, расскажу как-нибудь в другой раз.
источник
Design & Productivity
P. S. Давно про это не писал, поэтому напомню: полное оглавление всех постов из этого канала существует на Медиуме: https://medium.com/design-productivity/об-авторе-и-оглавление-постов-16e9ca9b9485
источник
2018 March 21
Design & Productivity
Сегодня расскажу чуть-чуть про один из проектов, которым занимался на работе в последнее время. В нём ничего особенного, но вдруг кому-то интересно. Прямо сейчас мы в Интеркоме потихоньку выкатываем редизайн Инбокса — продукта, который бизнесы используют, чтобы общаться со своими пользователями.

Раньше Инбокс выглядел так:
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Теперь будет выглядеть так:
источник
Design & Productivity
источник