Size: a a a

Design & Productivity

2017 September 22
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Пост получился чуть длиннее обычного, да ещё там полно картинок, поэтому сегодня он выходит не в канале, а в корпоративном блоге Яндекса: https://yandex.ru/blog/company/kratkaya-istoriya-zheltoy-strelki
источник
2017 September 25
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Если что-то не работает так, как нам бы хотелось, это часто выбивает из колеи. Но вот интересный эффект: если вместо того, чтобы сердиться и жаловаться, подумать и поблагодарить людей, которые над этим работали, даже просто в мыслях, это удивительным образом всё меняет.

Допустим, мы летим куда-то на самолёте, нам принесли кофе, а он совсем холодный и невкусный. Прежде чем дать волю эмоциям, давайте попробуем вспомнить и поблагодарить людей, благодаря которым наш полёт вообще стал возможным. Мысленно говорим спасибо пилотам и всему экипажу, диспетчерам и работникам наземных служб, сотрудникам аэропорта и авиакомпании, водителю такси или автобуса (который довёз меня до аэропорта), работодателю и/или клиентам (которые заплатили деньги за мою работу, так что у меня есть на что купить билет). Спасибо тем, кто проектировал и изготавливал сам самолёт. И тем, кто приготовил то, что мы съедим и выпьем на борту (включая несчастный кофе). И это только самые очевидные благодарности первого порядка. Мы очень-очень много чего не вспомнили тут.

В общем, когда начинаешь об этом думать, становится просто невероятно. Уже и кофе воспринимается по-другому. Ну блин, ты сидишь внутри металлического цилиндра, который рассекает воздух на скорости в 900 км/ч и высоте в 11 км. И чуть менее, чем тысяча людей старались, чтобы это было возможным. И благодаря их работе через несколько часов ты окажешься в другой точке Земли. Так ли уж критично, что кофе не получился? Зато когда кофе отличный, всегда думаю — ну не чудо ли!

Если такое же отношение попробовать перенести на свою работу и повседневные ситуации, всё начинает видеться немного в другом свете:
- Разработчики неаккуратно сверстали макет? Спасибо им, потому что вообще-то он теперь существует и работает, а мелкие косяки не так уж и долго поправить.
- Руководитель «нагнетает давление»? Спасибо ему, потому что он переживает за качество продукта и хочет, чтобы всё получилось круто и чтобы мы успели запуститься раньше конкурентов.
- Пользователи пишут негативные отзывы? Спасибо им, потому что они  доверились нашему продукту и хотят, чтобы он стал лучше.

Кстати, я совсем не хочу сказать, что холодный кофе или неаккуратно свёрстанный макет — это нормально. Это всё ошибки, и их надо исправлять. Но вот если первую реакцию с раздражения заменить на благодарность, то и исправление случается гораздо быстрее и проще. Может быть неочевидно, но чувство благодарности влияет на наши возможности и успехи.

Кстати, спасибо, что прочитали этот пост!
источник
2017 September 27
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Сильный инструмент, который помогает нам в Интеркоме принимать решения, — дизайн-принципы.

Вот некоторые из наших:
1. Простоту мы предпочитаем мощности;
2. Продуктовую консистентность мы предпочитаем локальным оптимизациям;
3. На уровне интерфейса стандартный подход мы предпочитаем инновациям (при этом инновации приветствуются на уровне продукта).

«То есть, не отрицая важности того, что справа, мы всё-таки больше ценим то, что слева» — цитата из Agile-манифеста (http://agilemanifesto.org/iso/ru/manifesto.html) — отличного примера принципов про разработку продуктов.

Зачем нужны дизайн-принципы? Они помогают принимать решения в спорных ситуациях. Например, у нас есть компонент, который можно было бы использовать в каком-то контексте, но он не идеально подходит. Дизайнер предлагает допилить его немного, чтобы стало лучше и удобнее. Или изобрести новый. Но мы смотрим на принципы, видим, что «предпочитаем продуктовую консистентность» и оставляем компонент без изменений.

Разумеется, очень важно, чтобы принципы все принимали и разделяли. После того, как договорились, о них не спорят. Хотя их вполне можно и нужно пересматривать и обновлять время от времени (мы вот как раз сейчас в процессе).

Des Traynor, один из сооснователей Интеркома, рассказывал, что хорошие принципы всегда основаны на вашем мнении и не должны быть трюизмами. Чтобы проверить себя, нужно взять принцип, противоположный вашему. Если он имеет право на существование, значит ваш принцип хорош.

Например, «мы ценим хороший дизайн» — это не принцип на самом деле, потому что никакая компания не выбрала бы себе принципом «мы ценим плохой дизайн». А вот отрицание одного из наших принципов: «Мощность мы предпочитаем простоте» — вполне может подойти другой компании.

Правило: определиться с тем, что вы предпочитаете, сформулировать это в виде принципов, договориться со всеми и перестать тратить время на непродуктивные споры.
источник
2017 September 29
Design & Productivity
Если дизайнеры продукта работают в одной комнате, это ещё не значит, что они стали командой. Сегодня расскажу, как мы в какой-то момент смогли сделать квантовый переход от группы дизайнеров-одиночек к команде и к чему это привело.

Я был тогда руководителем группы дизайнеров Яндекс.Браузера. Дни проходили более-менее одинаково: каждый работал над своими задачами, мы мало общались друг с другом. Кроме работы над дизайном на мне ещё было распределение задач, проверка результатов и участие во всяких планировочных встречах с менеджерами.

В какой-то момент мне захотелось, чтобы мы стали настоящей командой. Что именно это значит, никто не знал. Тем не менее, казалось, что работать нужно вместе, поэтому мы договорились о нескольких правилах:
- появляются чёткие зоны ответственности — каждый берёт на себя какую-то значимую часть продукта и ведёт её дизайн, то есть будет получать все новые задачи по этой части и отвечать за результат;
- когда дизайнер хочет получить фидбек на очередной макет, он зовёт всех и показывает макет всем;
- в ответ нельзя молчать, все должны советовать, что улучшить.

Договориться-то мы договорились, но на деле почти ничего не изменилось. Поначалу. Главное правило изменений в большой компании — очень много раз всем напоминать. В общем, когда дизайнер по привычке присылал очередной макет мне, я, вместо того, чтобы отвечать, собирал всех обсудить этот макет. Люди реагировали неохотно (многих новые правила игры выводили из зоны комфорта), но постепенно привыкали.

Спустя какое-то время мы заметили, что произошло несколько вещей:
- У нас появилась общая позиция по всем основным вопросам. Любой дизайнер мог ответить на любой вопрос по продукту, и ответ был точно таким же, какой дал бы я или кто угодно ещё из команды. Если кто-то заболевал или уходил в отпуск, его работу легко мог подхватить любой участник команды — все были в контексте. Так получалось потому, что по каждому вопросу мы долго спорили (и даже кричали), но в конце концов каким-то образом всё время договаривались.
- Качество принятых решений поднялось на порядок. Менеджерам редко удавалось задать вопрос, по которому мы не успели бы уже сами поспорить и выработать позицию, подкреплённую убедительными аргументами.
- Мы все быстро росли. Каждый день учились замечать детали и не терять общей картины, давать фидбек и реагировать на критику. Как только кто-то привносил любое улучшение в процесс, остальные мгновенно это подхватывали и старались не отставать.
- Оказалось, что такой стиль работы подходит не всем — одного дизайнера мы потеряли, он не выдержал напора наших споров и предпочёл покинуть команду, к сожалению.
- На мне как на руководителе больше ничего не было завязано. Над повседневными задачами команда работала без меня так же эффективно, как и со мной. А у меня появилось время и внимание, чтобы толкать нас к более глобальным изменениям.

Теперь это всё кажется очевидным и естественным. И даже странно, что когда-то нам пришлось специально этому учиться. Становитесь командой, если вы ещё не!
источник
2017 October 02
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Читатели часто спрашивают о том, как устроен процесс найма дизайнеров в Интеркоме. Примерно так:

Мы стараемся знакомиться с хорошими дизайнерами и поддерживать связь — иногда возможность поработать вместе появляется спустя годы после первого знакомства. Если вы начинающий дизайнер — знакомьтесь с людьми в индустрии. Например, на конференциях.

С другой стороны, люди нас находят благодаря нашему блогу blog.intercom.com — многие кандидаты рассказывают, что именно из него узнали о компании и заинтересовались. Да что многие, автор этого канала тут тоже не исключение. Блог хорош тем, что почитав статьи, человек может решить, разделяет ли он наш подход и интересно ли ему будет с нами.

Когда появляются вакансии, мы обычно пишем об этом в своих соцсетях. После того, как человек откликнулся на вакансию, работает первая пара фильтров: рекрутеры смотрят на резюме, а дизайн-лиды (руководители дизайнеров то есть) — на портфолио. На этом этапе большинство заявок отсеивается.

Если по резюме и портфолио нам всё нравится, мы устраиваем с человеком пару-тройку видеозвонков. Обычно первым звонит рекрутер, рассказывает подробнее о позиции и спрашивает о том, чего человеку хотелось бы. После звонит кто-то из дизайн-лидов, чтобы поговорить уже про дизайн.

Кандидатов, с которыми нам всё нравится по итогам видеозвонков, мы просим сделать небольшую презентацию про свои последние проекты. Презентация как правило тоже делается по видеосвязи, смотрят её сразу несколько дизайн-лидов и старших дизайнеров. Это хороший способ подробнее изучить портфолио и сразу задать много вопросов о том, что и как происходило в процессе работы над проектами. Плюс посмотреть, как человек умеет рассказывать о своей работе (один из самых важных навыков для продуктовых дизайнеров, на мой взгляд). Плюс часто бывают видны личностные качества, о которых как-то писал в одной из первых заметок (https://t.me/desprod/12).

После презентации мы отпускаем кандидата, а сами обсуждаем по горячим следам, что понравилось, а что смущает и во что углубиться на следующих собеседованиях, если в основном всё было ок.

Следующий этап — тестовое задание. Присылаем человеку сразу несколько и предлагаем сделать любое на выбор. Например, придумать, описать и нарисовать новую фичу для Интеркома. Или предложить интерфейс редактирования твитов в Твиттере. (Это только на первый взгляд очень простая задача. Мы в явном виде просим учесть, что если, например, кто-то из политиков свой твит спустя какое-то время после публикации отредактирует так, что его смысл поменяется, это может привести к непредсказуемым последствиям.) Мы рекомендуем тратить на задание один вечер, слишком подробное описание или замороченные прототипы тут не нужны. Результаты выполнения задания независимо смотрят несколько дизайн-лидов или старших дизайнеров.

Наконец, если всё прошло успешно, нам нравятся и презентация портфолио, и задание, человека приглашают на онсайт — собеседование у нас в офисе. Билеты, отель, визу и всё, что нужно для поездки, оплачивает Интерком. Онсайт проходит в один день и состоит из 6-7 собеседований подряд один на один с разными людьми (одно из интервью неформальное и совмещено с обедом). Среди них обязательно будут дизайнер, дизайн-директор, нанимающий дизайн-лид, продакт-менеджер, разработчик, контент-стратег. Заодно мы проводим небольшую экскурсию по офису.

Каждый из собеседовавших независимо заполняет анкету и выносит своё решение. На следующий день после онсайта все собираются вместе и обсуждают результаты. Иногда мнение единодушное, иногда впечатления у всех разные. Даже если кто-то скажет «нет», результатом может быть «нанимаем». В конечном счёте решение за нанимающим дизайн-лидом.
Telegram
Design & Productivity
Читатель Иван Покалюк прислал вопрос: «На какие критерии смотришь когда выбираешь дизайнера к себе в команду? Что важнее софт скилы или техскиллы?»

(Ответ получился длиннее всех предыдущих, на целых 3-4 минуты чтения в среднем, сорян. Но сегодня пятница, так что можно.)

На эту тему уже очень много всего было написано и сказано. Я, пожалуй, полностью пропущу часть про любые скиллы. Конечно, дизайнеру надо быть дизайнером, иметь внятное портфолио с убедительной подачей хороших и желательно настоящих работ (про это писал подробно во вторник, ну, вы помните). Ясно, что для работы в компании критически важно уметь коммуницировать, слушать и рассказывать, устно и письменно и т. д. и т. п. Будем считать, что это всё базовые требования по умолчанию.

Также мне кажется очевидным, какие вещи не имеют решительно никакого значения для трудоустройства. На всякий случай напомню: образование, происхождение, национальность, пол, возраст, цвет кожи и волос и вообще внешний вид, религия, сексуальные предпочтения и т. д. не имеют…
источник
Design & Productivity
Если решение положительное, человеку выставляется оффер и начинается обычная стадия его согласования, оформления нужных разрешений и визы. Стоит иметь в виду, что этот процесс может занимать 2-3 месяца. А всё вместе, от момента, когда человек откликнулся на вакансию, и до выхода на работу — до полугода. Все расходы на оформление документов, переезд человека и его семьи, перевоз вещей, котов и прочего покрываются компанией, плюс человеку даётся «подъёмный» бонус, чтобы легче было освоиться на новом месте. Ну а дальше начинается самое интересное — работа.

Кстати, нам сейчас как раз нужен опытный продуктовый дизайнер в Дублин: https://boards.greenhouse.io/intercom/jobs/715551
источник
2017 October 04
Design & Productivity
Внезапно пара новостей:
- с 16 по 20 октября планирую быть в Сан-Франциско. Если кто-то из читателей канала там живёт или будет в это время и хотел бы пообщаться, пишите —> @gorskiy.
- организаторы конференции Nordic.design, на которой около месяца назад рассказывал про наш опыт работы с ботами и которую упоминал в посте про выступления (https://t.me/desprod/108), выложили видео всех докладов. Мой тоже есть:
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Ну, а теперь к делу.

* * *
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Мы уже не раз говорили тут о том, что всякая продуктивность начинается с того, чтобы просто хорошо себя чувствовать (https://t.me/desprod/44). Недавно писал про сон (https://t.me/desprod/80) и еду (https://t.me/desprod/123), теперь настало время поговорить про физическую активность.

Чтобы быть бодрым и счастливым (а также здоровым и богатым), надо много двигаться.

Ключ к пониманию того, как это влияет на энергию, — понятие гиперкомпенсации. Мы устроены так, что всякий раз, когда нагружаем организм, он напрягается, устаёт, потом восстанавливается и запасает немного больше энергии, чем было потрачено. Объём нашей внутренней «батарейки» чуть вырастает. И в следующий раз с такой же нагрузкой справляться будет чуть легче. Ну, это ни для кого не новость — если регулярно тренироваться, становишься сильнее и выносливее.

А вот менее очевидная штука. Механизм гиперкомпенсации работает и в обратную сторону тоже. Если перестать тренироваться, «батарейка» уменьшается. Бывает, что мы очень хорошо спим и едим, но если наш образ жизни ограничивается диванообразной позой, энергии всё равно будет мало.

Что делать? А вот что:
- Много ходить пешком. Популярная рекомендация в 10 000 шагов в день — хороший ориентир. Это, кстати, не так уж и мало, больше часа ходьбы. Чтобы понять, сколько у вас сейчас выходит, очень помогают приложения-трекеры.
- Есть много способов добирать шаги даже в офисной жизни. Уже писал как-то про то, что можно пойти на прогулку с коллегой вместо того, чтобы сидеть в переговорке. Или подняться по лестнице вместо того, чтобы ехать на лифте. Ещё можно выйти на одну станцию/остановку раньше, если вы едете на общественном транспорте.
- Ездить на работу на велосипеде. Ну, мне-то конечно легко говорить, так как в Дублине с этим проще, чем во многих других городах. С другой стороны, велопарковка перед офисом Яндекса в Москве летом всегда была заполнена.
- Работать стоя. Это не совсем про движение, но даже просто стоять лучше, чем всё время сидеть. Поднимающиеся столы сейчас не редкость, в Интеркоме мы их очень любим. Есть недорогие модели, которые ставятся сверху на обычный стол. Мне хватает сидячего времени на встречах, так что за своим столом почти всегда стою.
- Ну и если ещё не — заняться наконец спортом, который вам нравится! Это может быть что угодно, главное, чтобы было в удовольствие. Мои любимые виды — батут, катание на досках, бег и плавание. Что нравится вам? Футбол, тренажёрный зал, боевые искусства, йога? Что бы это ни было, вперед! Шахматы только не считаются в этот раз, так как наша цель — двигаться.
- Мне очень нравится заниматься с приложеньками. Например, Nike+ Run Club рисует красивые графики, даёт ачивки, показывает, сколько пробежали друзья, плюс там есть встроенные программы тренировок. А Strava — вообще что-то вроде соцсети для тех, кто занимается спортом, самое актуальное и развивающееся приложение сейчас. Выбрать между ними не смог, так и бегаю с двумя сразу. Постарайтесь только удержаться от того, чтобы постить свои успехи сразу во все соцсети, говорят, это не всем нравится.

Даже если начать двигаться хотя бы чуть-чуть больше, чем вы это делаете сейчас, результат не замедлит появиться.
источник
Design & Productivity
P. S. Илья написал отличное дополнение к сегодняшнему посту:
источник
Design & Productivity
Костя у себя в канале «Дизайн и продуктивность» пишет про физическую активность (https://t.me/desprod/145). Насколько я знаю Костю, ему спорт в кайф, поэтому для него это — выбор, каким именно спортом заняться. А что делать тем из нас, кого бесит весь спорт вместе взятый? Ну вот взять меня, например.

Оказывается, дело в привычке. У меня два совета.

Во-первых, связывать спорт с чем-то интересным. Например, я бегаю под лекции и подкасты, поэтому жду очередной возможности пробежаться как многие из вас ждут новой серии сериала. Интересно же, что там будет дальше после при царе Алексее Михайловиче (или наоборот, что Грубер скажет про айфон). Конечно, бегаю я совсем не так часто, чтобы успевать всё слушать — когда я просто гуляю, я тоже слушаю. Ну и отлично — есть повод гулять каждый день.

Во-вторых, внедряйте спорт маленькими дозами и прикрепляйте к другим делам, которые вы точно делаете и так. Это надо, чтобы не казалось, что вы тратите на спорт кучу времени. Даже пробежка — целая история: переодеться, побегать, сходить в душ. Это надо прям запланировать. А, например, сделать 10 приседаний и отжиманий точно не страшно. Если у вас есть какая-то ежедневная встреча, можно решить, что вы это делаете всегда после неё (привяжите к чему угодно). Сейчас я каждый день делаю десятиминутный комплекс йожных асан вечерком, вроде пока идёт хорошо.
источник
2017 October 06
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
— Как часто стоит говорить один на один со своим руководителем? (Или со своими сотрудниками, если вы сами для кого-то руководитель?)
В Интеркоме, как и в большинстве западных IT-компаний, получасовые встречи 1:1 каждого руководителя с каждым своим сотрудником проходят еженедельно. Это одни из самых важных встреч в нашем рабочем процессе.

— А зачем так часто встречаться и про что говорить?
Мы стараемся не обсуждать на встрече 1:1 текущие проекты, дизайн и прочее. Что обсуждаем:
- как вообще в целом всё идёт, доволен ли человек;
- какие у него возникают сложности, нужна ли ему помощь в чём-то;
- фидбек по мотивам прошедшей недели (в обе стороны): что было здорово, что можно было бы сделать лучше и как;
- карьерные планы и цели по личностному развитию;
- что происходит в жизни за пределами работы, если человек хочет этим поделиться.
В общем, это в каком-то смысле коучинговая сессия, может, даже психотерапевтическая. Возможность откровенно поговорить о том, что происходит вокруг и куда всё идёт.

— Я и так вижусь с руководителем каждый день, зачем нам такая встреча?
Затем, что в повседневных делах вы заняты текучкой и рабочими вопросами. Полезно регулярно смотреть на всё со стороны, рефлексировать, намечать цели на будущее.

— А если мой сотрудник не рассказывает, как у него дела, говорит «хорошо» и всё?
Всегда можно задать больше уточняющих вопросов. Что именно хорошо? А что могло бы быть лучше? А что мешает сделать лучше? Есть неплохие подборки вопросов для встреч 1:1, например https://jasonevanish.com/2014/05/29/101-questions-to-ask-in-1-on-1s/

— Когда оказываюсь на встрече, забываю, о чём хотел поговорить.
У нас у каждого есть документ, расшаренный между руководителем и сотрудником, в котором оба могут записывать темы к ближайшей встрече. Если появился несрочный вопрос, можно записать его в файл, чтобы не забыть обсудить. Срочные, конечно, надо обсуждать сразу же.

— У нас и так слишком много встреч.
Похоже, вы так заняты лесозаготовкой, что вам некогда точить пилу. Но её всё-таки стоит регулярно точить — в итоге заготовите леса намного больше. (Аналогия из классической книжки «7 навыков высокоэффективных людей» Кови)

— Я только за, но мой руководитель со мной не встречается.
Расскажите руководителю, что вы хотели бы разговаривать в таком формате. Если у вас есть список вопросов, которые вы хотели бы обсудить, можно его прислать заранее. Ну и если такое возможно у вас в компании, назначьте встречу самостоятельно.

— Не люблю сидеть в переговорке.
И не надо! Сходите прогуляться вместе. Или за кофе. Можно вместе пообедать. Это не встреча, это разговор.
источник
2017 October 09
Design & Productivity
источник