Size: a a a

Design & Productivity

2018 October 02
Design & Productivity
2. Пока был в Москве не удержался и покатался на Яндекс.Драйве — там появились машины бизнес-класса и Порше. Даже если вы не водитель, очень рекомендую поставить Драйв, чтобы просто даже посмотреть приложение — есть чему поучиться.

Во-первых, процесс регистрации, сделанный в виде диалога с чат-ботом, и работающий в сто раз круче, чем у любого из конкурентов. Бот просит сфотографировать по очереди все документы. Никаких форм или анкет заполнять не надо (привет всем остальным, которые требуют и фотку, и все данные руками ввести). Отдельный респект за то, что у бота нет имени и аватарки.

Во-вторых, в Драйве потрясающая работа с текстом, которой давно не было видно ни в одном русскоязычном продукте. Приложение говорит живым человечным языком: «Оцените состояние автомобиля — всё хорошо, даже не верится.» Или все эти подтверждающие кнопки со словами «наконец-то», «буду знать». Кайф.
источник
Design & Productivity
3. И вопрос: как лидерам удаётся проводить большие изменения?

Есть много примеров того, как человеку удавалось изменить компанию или даже страну:
- Ли Куан Ю превратил Сингапур из никому не нужной бывшей колонии без территории, без ресурсов и с кучей противоречий в преуспевающую экономику и практически страну будущего;
- Сатья Наделла превратил Microsoft из приунывшей корпорации, которую, казалось, никто уже не воспринимал всерьёз, в живую преуспевающую компанию (и продолжает это делать);
- Герман Греф превратил Сбербанк из динозавра в бодрый банк, который вполне конкурирует со стартапами (и продолжает развивать компанию).

Даже маленькие изменения — это сложно. Как они это делают на таком масштабе? Страшно интересно. Кто знает, что на эту тему почитать или кого послушать?
источник
2018 October 05
Design & Productivity
Заметил, что есть одна книжка, которую в последний год рекомендовал чаще всех прочих — Sprint (https://www.amazon.com/Sprint-Solve-Problems-Test-Ideas/dp/1442397683). Это книжка дизайнеров из Google Ventures про то, как за 5 дней сделать квантовый скачок в понимании того, какой продукт делать.
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Если копнуть глубже, то это ещё и лучшее известное мне современное описание продуктового дизайн-процесса. Спринт ведь не обязательно проходить за 5 дней — по той же модели можно работать и 5 недель, и получить намного более содержательные результаты. Или 5 часов, и всё равно получить что-то осмысленное. Ещё это лучшее известное мне введение в то, что вообще такое продуктовый дизайн.

В общем, если вы работаете над продуктом и книжку эту пропустили — очень советую прочитать. Даже если вам кажется, что вы уже опытный человек и ничего нового оттуда не узнаете.

Так вот. На днях вышла новая книжка авторов Спринта — Jake Knapp и John Zeratsky. Она называется Make time и полностью посвящена продуктивности (https://maketimebook.com).
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Конечно, не смог удержаться, сразу купил её и залпом прочитал. Услышал о ней в нашем подкасте Inside Intercom — там Стюарт Скотт-Курран, руководитель нашей бренд-студии, беседует с Джейком: https://www.intercom.com/blog/podcasts/jake-knapp-on-making-time-for-your-most-important-work/.

Если вы читаете этот канал давно, то многие вещи в Make time покажутся вам знакомыми — взгляд на продуктивность у нас с авторами во многом сходится. Восхищаюсь тем, что им удалось упаковать все идеи в очень простую и цельную схему:
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
На первом этапе предлагается выбрать Highlight — цель на день: что-то самое главное, что в течение дня хочется сделать. Потом максимально сфокусироваться, убрать все отвлечения, и, собственно, сделать. Попутно рассказывается о том, как поддерживать себя энергичным (сон-еда-кофе-физкультура). Наконец, в конце дня можно подвести итог и порадоваться тому, чего удалось достичь.

Точно так же как и в Sprint, в Make time нет ничего уж такого нового и удивительного. Нет какой-то особенной глубины, нет тонн ссылок на научные исследования. Но они написаны практиками, которые сами делают то, про что пишут. И написаны очень простым и ясным языком. Мне такое по душе.

* * *

P. S. Конкурс Chatfuel, в котором вхожу в состав жюри и про который писал раньше, в самом разгаре. Приём заявок заканчивается в следующее воскресенье — 14 октября. За эти или следующие выходные как раз можно набросать и предложить ваш вариант онбординга для конструктора ботов: t.me/dumik/11

P. P. S. А ещё напоминаю, что полный архив этого канала с оглавлением по рубрикам есть на Медиуме: https://medium.com/design-productivity. Как раз добавил туда посты за последние несколько месяцев.
источник
2018 October 08
Design & Productivity
В школе мне не до конца было понятно, зачем нужны уроки истории. К чему так подробно изучать то, что уже прошло? Всё равно ведь ничего уже не изменишь. Для чего помнить, в каком порядке сменялись цари и в каких годах это происходило? Потом, со временем, стало понятно хотя бы то, что зная прошлое, можно быть лучше готовым к будущему.

У представителей творческих профессий тоже всегда были споры о том, надо ли изучать, что сделали до тебя. Например, если мы хотим нарисовать гениальную картину, что лучше: внимательно изучать историю искусства, ходить в музеи, или наоборот, максимально очистить сознание, ни на кого не смотреть, а просто рисовать чёрный квадрат?

Сейчас мне этот вопрос кажется очень наивным. Конечно, без насмотренности никуда. Тот же чёрный квадрат — это не случайная штука, как некоторым кажется, а очень конкретное высказывание. Чтобы его понимать, нужно хорошо представлять себе, что происходило в десятых годах в обществе и в искусстве. Невозможно нарисовать великую картину, не изучая работы других художников. Невозможно написать великий роман, ничего не читая. Невозможно сочинить великую симфонию или даже интересный бит, не слушая музыку. Если ты не знаешь истории того, что делаешь, то ты, как говорит Барбанель, «неофит галимый».

К дизайну продуктов это тоже относится.

Когда мы работали над Яндекс.Браузером, изучали историю веба и браузеров. Оказалось, что многие старые браузеры даже можно скачать и поставить себе на компьютер, и они будут работать! Мы внимательно разобрали тогда ключевые этапы и поворотные точки индустрии:
- Например, первый массовый браузер появился в 1993 году и назывался Mosaic. Удивительно, что общее устройство его интерфейса сразу попало в точку. Современные браузеры не то чтобы радикально отличаются.
- В 2000 в Opera впервые появляются вкладки! И поисковая строка Google, отдельно от адресной строки. Вкладки находятся внизу, но сразу делают браузер в 100 раз удобнее, и это изменение вскоре все подхватывают.
- В 2008 появляется Google Chrome, в котором адресная строка объединяется со строкой поиска — гениальное решение.
И так далее. Это было с одной стороны просто интересное исследование, а с другой, помогло понять, как всё пришло к тому, что мы имеем сегодня. И прикинуть, куда пойдёт дальше.

На этой неделе у нас в Интеркоме будет большой запуск — новая глава в истории компании: https://www.intercom.com/the-next-chapter. Этот лендинг — рассказ об истории того, как бизнес общался с людьми в разное время. Как новые технологии (телефон, е-мейл, сайты, мессенджеры) открывали новые возможности. Как компании во все эти технологические эпохи старались делать общение более личным и человечным и что из этого получалось.

Например, вот история самого эффективного е-мейла в истории маркетинга. В 1978 Гэри Туэрк из корпорации DEC отправил электронное письмо 400 потенциальным клиентам. Его письмо в итоге привело к заключению контрактов на 13 миллионов долларов и показало потенциал использования е-мейла в маркетинге. Компании тут же подхватили такой подход, а Гэри стал известен как «отец спама».

А вы насколько хорошо знаете историю того, над чем работаете?
источник
2018 October 12
Design & Productivity
Поговорили с Димой, CEO Chatfuel, о продуктовом дизайне, об отношениях между дизайнером и продакт-менеджером, о конфликтах, осознанности и о ведении телеграм-канала. И попробовали в прямом эфире придумать интерьер самоуправляемой машины 🙈

https://www.youtube.com/watch?v=kZz8dJwmH48

P.S. До дедлайна в конкурсе Chatfuel осталось 3 дня: t.me/dumik/11 Ну то есть как раз ещё можно все успеть!
источник
2018 October 23
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Этой осенью продуктовая команда Интеркома полностью перешла со Скетча на Фигму. Если кто-то пропустил, figma.com — это графический редактор, работающий в браузере, как Google Docs.

Кое-что про Фигму уже писал раньше. Например, почему верю, что в прекрасном светлом будущем скорее будет Фигма, чем Скетч: t.me/desprod/296.

Что нам этот переход дал:
1. Самое главное — теперь у всех всегда есть доступ к последней версии дизайна. Продакт-менеджеры, разработчики, контент-стратеги, исследователи, маркетологи, другие дизайнеры — все просто открывают ссылку на макет, и видят там самую распоследнюю версию. И оставляют комментарии и вопросы. Или могут смотреть, как дизайнер работает и что-то ещё меняет. А дизайнеру теперь не надо после каждого микро-изменения заново выкладывать скриншоты, не надо нигде обновлять картинки. Это фантастически круто.
2. Стало легко найти исходники всего. Несмотря на то, что мы и раньше требовали от дизайнеров, чтобы все исходники были в корпоративном Google Drive — находить там зачастую ничего не получалось, приходилось писать дизайнеру и просить прислать макет или показать, где он лежит. Теперь в Фигме видны файлы всех, и я могу найти любой исходник любого дизайнера за секунды.
3. Дизайн-система обновляется у всех сразу. Дизайн-системой у нас фулл-тайм занимается выделенная команда. Как только ребята обновляют какой-нибудь системный компонент — всем автоматически приходит апдейт. Теперь можно в один клик обновить стиль кнопки во всех макетах всех дизайнеров компании. Ну ок, не совсем в один — им надо будет подтвердить обновление сначала.
4. Вместе со Скетчем нам почти что перестали быть нужны Zeplin и InVision. Разработчики сразу видят все спецификации в Фигме и забирают оттуда иконки. Прототипы тоже проще делать сразу в Фигме.
5. Фигма бесконечно хранит историю всех изменений. Не нужно иметь много копий одного и того же файла, всегда можно вернуться к любой старой версии.
6. Боялись, что работать без интернета станет невозможно. В самолёте, например. Отчасти это так, но с другой стороны, если скачать десктопное приложение и открыть в нём файл-исходник, то всё вполне работает и оффлайн. А когда интернет появляется, изменения просто синхронизируются. Главное не забыть подготовиться — собственно, открыть файл заранее.

Как переходили:
1. Начали с того, что пара дизайнеров-энтузиастов переключилась на Фигму на 2 недели. Переезд туда, кстати, занимает примерно минуту, потому что файлы Скетча можно просто импортировать и продолжать работать, как ни в чём не бывало. Заодно импортировали и дизайн-систему, там правда уже пришлось немного потрудиться.
2. Энтузиастам в итоге всё очень понравилось, и мы объявили пилотный проект на месяц, в течение которого Фигму предлагалось попробовать каждому дизайнеру. В конце месяца попросили всех заполнить небольшой опрос, общее впечатление оказалось очень положительным. Заодно собрали все сомнения, претензии и проблемы. Обсудили и договорились, что со всем этим делать.
3. Решили, что будем переходить. Команда дизайн-системы занялась полноценным портированием библиотеки компонентов. Собственно, «переход» означал ровно это — библиотеку в Скетче мы перестаём поддерживать.
4. Здорово, что в процессе мы были на связи с ребятами из самой Фигмы, они очень оперативно отвечали и помогали со всеми нашими вопросами. Однажды мы нашли неприятный баг с авторизацией, который мешал работать — нам в тот же день прислали способ проблему обойти, а через два дня в новой версии полностью исправили.

Вот так, теперь используем Фигму и нарадоваться не можем. А мне по этому всему поводу вот что интересно: всё уходит в браузер. Нативных приложений, которые мне были бы нужны на компьютере, уже почти что и не осталось. По инерции использую iA Writer только (божественно красивый, все тексты, заметки и размышления пишу только там), да Keynote. Ну и Слак, но он в браузере ничем не отличается.
Telegram
Design & Productivity
Дизайнеры любят поспорить об инструментах. Sketch или Figma? Framer или Principle? Это всё странные споры, конечно. Понятно, что сильный дизайнер с любым инструментом выдаст результат, а слабого никакой инструмент не спасёт.

Хотя это ещё ничего. Есть ведь люди, скупающие самую дорогую фототехнику в надежде сделать крутые фотки, пока в то же самое время другие люди снимают на телефон фотографии, которые попадают на выставки и биллборды (https://www.adweek.com/creativity/apple-celebrates-summer-with-joyful-worldwide-shot-on-iphone-out-of-home-campaign/).

Так, о чём это я. Дизайнерский мир с попкорном следит за тем, как Скетч — современный стандарт для дизайна интерфейсов, который в своё время почти полностью вытеснил с рынка Фотошоп, — теснят со всех сторон дерзкие конкуренты вроде Фигмы. Мы тут в очередной раз обсуждали это всё на работе, когда кто-то предложил интересную точку зрения. Давайте посмотрим на Скетч и Фигму не как на инструменты дизайнера, а как на бизнесы.

Что можно сказать о Скетче (точнее о…
источник
2018 October 25
Design & Productivity
Пара объявлений:
1. В ближайший понедельник, 29 октября, буду выступать в Будапеште на конференции Amuse UX (http://amuseconf.com) — если вы там планируете быть, буду рад увидеться.
2. Дима Думик выложил на VC подборку цитат из нашего с ним разговора: https://vc.ru/design/48956-mezhdu-dizaynerom-i-prodaktom-dolzhen-byt-konflikt-intervyu-s-dizayn-menedzherom-intercom
источник
Design & Productivity
А пост сегодня будет о том, как я однажды решил попробовать стать вегетарианцем и что из этого вышло. При чём тут дизайн и продуктивность? А при том, что чтобы много и хорошо работать, надо хорошо себя чувствовать, а для этого надо в том числе хорошо есть. Писал как-то про это: t.me/desprod/123.
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Так вот. Вегетарианство интересно было попробовать по нескольким причинам. Во-первых, Всемирная организация здравоохранения говорит, что есть меньше мяса полезно для здоровья. ВОЗ — это такой консенсус всех врачей мира. Обычно они что-то рекомендуют, только если у них есть более чем достаточно достоверных данных и доказательств. Так вот, ВОЗ говорит в своих рекомендациях по питанию, что насыщенные жиры (то есть практически все животные жиры, кроме рыбьего) необходимо максимально ограничить или заменить ненасыщенными (растительные масла, рыбий жир). И в целом всё сводится к тому, что есть надо питательную пищу, в основе которой лежат разнообразные продукты главным образом растительного, а не животного происхождения. Это не значит, что всем нужно непременно становиться вегетарианцами, вовсе нет. Но основу рациона, по мнению ВОЗ, должна составлять растительная пища. Подробно об этом можно почитать в замечательной книжке Давида Яна «Теперь я ем всё, что хочу».

Во-вторых, новые впечатления и выход из зоны комфорта — это всегда полезно. Мне нравятся любые самоограничения, тренировка силы воли.

Ну а ещё вегетарианцами были многие люди, с которых мне хотелось бы брать пример: Стив Джобс, Павел Дуров, Джон Леннон, Лев Толстой, Махатма Ганди.

Условия эксперимента поставил себе такие. Время — 2 недели. Молоко и яйца можно продолжать есть. Мясо, птицу, рыбу, морепродукты — нет.

Я ожидал, что случится одно из двух. В оптимистичном варианте должен буду обрести ясность и чистоту сознания, достичь просветления, может даже сесть в позу лотоса и левитировать. Уж точно как минимум придумаю что-нибудь гениальное. В пессимистичном — у меня будет ломка и постоянное чувство голода, мне будет сниться по ночам сочный стейк, вместо работы буду думать только о бургерах. Но 2 недели надо в любом случае продержаться.

Что же произошло на самом деле?  Ни-че-го.

Вернее, не совсем. Из ожидаемых вариантов не сработал ни один. Я чувствовал себя как обычно, мяса не хотелось, какого-то особого просветления тоже не заметил. Зато возникло несколько эффектов, которых не ожидал.

Во-первых, стало легче выбирать еду в меню — проще принимать решения. Во-вторых, начал пробовать продукты и блюда, которые до этого всегда игнорировал. А они оказались офигенными! Например, спаржа — кто бы мог подумать, что это будет фантастически вкусно. Или авокадо — его достаточно намазать на тосты и чуть-чуть посыпать солью и перцем. Ну просто кайф. Или тофу — супер-полезный источник белка, который сам по себе почти безвкусный, но с соусами раскрывается и творит чудеса.

Ещё один эффект, который недооценивал, — осознанность. Стал гораздо внимательнее относиться к тому, что ем, когда и зачем. Нельзя стать вегетарианцем, просто перестав есть мясо и оставив один гарнир. В типичном гарнире типа картошки или риса нет нужного набора питательных веществ. Поэтому приходится прикидывать, как сбалансировать белки, жиры и углеводы. В результате хочешь не хочешь, а становишься более осознанным, хотя бы в еде.

В итоге мне понравилось, и «эксперимент» незаметно затянулся и длится уже последние лет шесть-семь. Разве что упростил условия — разрешил себе иногда птицу с рыбой. Приятного аппетита!
источник
2018 November 01
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Недавно Mail.Ru представила обновлённую версию своего логотипа (new.mail.ru/design). На картинке слева старый логотип, справа — новый. Мне стало интересно поговорить с Юрой Ветровым, дизайн-директором Мейла, о том, что компания этим хотела сказать.

— Юра, привет! Обычно за ребрендингом, за сменой фасада, стоят глубокие изменения в компании. Что изменилось в Mail.Ru, зачем вам понадобился новый логотип?

Ребрендинг завершает важный этап трансформации компании — за последние годы прошли редизайны большинства ключевых продуктов, сильно выросло качество дизайна и визуальной культуры, изменился подход к продуктовой работе в целом (и, конечно, закрылся браузер Амиго). И начинает новый — меняться быстрее, регулярнее, итеративнее во всех аспектах работы над продуктами.

Помимо нашего давнего желания привести логотип в чувство, была и бизнес-задача — изменить позиционирование для одной из групп аудитории; акцентировать внимание на изменениях, которые происходят в компании последние годы. Естественно, смена логотипа не сработает сама по себе — это просто вишенка на торте, который мы тут печём.


— Кстати, давай тогда о торте. Лебедев когда-то писал, что «после посещения Мейла хочется помыть курсор мылом». Что ты об этом думаешь?

Артемий давно уже превратился из дизайнера в селебу в духе Бузовой, которая использует любые методы мусорного пиара для повышения своей заметности — чего только стоят высказывания про мобильные сайты (https://vc.ru/flood/1752-mobilnyie-versii-saytov-nikomu-ne-nuzhnyi-mnenie-vedushhego-rossiyskogo-dizaynera-a-lebedeva), мессенджеры (https://vc.ru/flood/5712-lebedev-messanger) или шедевральный концепт редизайна ВК (https://vc.ru/social/14653-lebedev-vk). Та фраза была опубликована в 2011 году, в начале процесса переосмысления — с тех пор изменилось очень многое.

Впереди ещё уйма работы, но ребрендинг — ещё один сигнал того, что мы серьёзно и всесторонне подходим к задаче обновления компании. Следующий шаг — обновить весь визуальный стиль. Дальнейшая задача — добиться того, чтобы все продукты имели высокий уровень зрелости дизайна (сейчас он разнится). Есть долгосрочная стратегия развития дизайна в компании, которую мы описали в этом году — скоро опубликую её и станет понятно, как мы видим «хорошо».

Мой ориентир — это Microsoft, которая совершила похожую трансформацию в отношении к себе. Я помню мини-сайт Microsoft Design 2006 года и манифест об изменении подхода компании к дизайну. Вскоре после этого они привели мир к плоскому дизайну с Metro Design, запустили кучу моднейших устройств вроде Kinect, HoloLens и Surface, поменяли культуру на более открытую и стали задавать тон на рынке. Но несмотря на эти тектонические изменения, люди всё ещё шутили про синий экран и другие остатки старого наследия. Понадобилось много лет для того, чтобы эта трансформация отложилась в головах и компания стала восприниматься совсем по-другому. Так что мы засучили рукава и продолжим делать всё по красоте, пока не разгребём все самые тёмные углы.


— Класс, да, мне очень нравились Майкрософтовские концепты. Помню, их первое видео Productivity Future Vision я пересмотрел наверное раз триста. Но вернёмся к вам. Новый лого выглядит очень похожим на старый. Думаю, многие даже и не заметят изменений. Какого ощущения вы хотели добиться?

На старте ребрендинга мы хотели понять, какие атрибуты айдентики пользователи ассоциируют с нами (синий, оранжевый, символ @, надпись mail, пластика букв, домен .ru). Важно было, чтобы новая аудитория заметила изменения, а старая — не потеряла нас. У нас было около 30 концептов, многие из которых отказывались от ключевых атрибутов. Дальше мы выбрали из них 5 характерных направлений (от минимального тюнинга до кардинальной смены) и пообщались с пользователями — что для них просто приемлемо, что цепляет, а что бомбит и ни в коем случае нельзя.
источник
Design & Productivity
источник