«Источник, близкий к» изложил тут свои аргументы в защиту законопроектов Клишаса. Вкратце они таковы:
1. Необходимость принятия законопроектов — дать Генпрокуратуре правовые основания удалять и прекращать распространение а). ложных новостей, если их распространение может привести к серьезным и негативным последствиям: панике, угрозе жизни и здоровью людей, массовым волнениям; б). непристойных и издевательских высказываний и картинок, которые «оскорбляют память и историю российского общества, унижают символы государства и органы власти». (Примечание от меня: непонятно, кто будет определять степень угрозы, а под «оскорбление памяти и истории» можно подвести что угодно: шутку на историческую тему, иронию, сарказм и т.п.).
2. Законы не запрещают критиковать отдельных чиновников, высказывать свое мнение, проводить журналистские расследования, высказывать и распространять свою точку зрения, отличную от официальной. (Примечание от меня: но если эта точка зрения будет заострена и прозвучит обидно, прокуратуре решать — нарушили вы закон или нет; то есть цензурный ошейник на вас накинут, но дернуть или нет за поводок — зависит от вашей покладистости).
3. По «антифейк-закону» ответственность разделена по тяжести последствий («фейк фейку рознь»). (Примечание от меня: при этом штрафы по всем уровням тяжести ко второму чтению выросли в десятки раз).
4. Все дела по данной статье будут на особом контроле прокуратуры, по каждому случаю решение будет принимать генпрокурор (Примечание от меня: а особенно по случаям, касающихся Артема и Игоря Чайки).
5. Назначать наказание будет только суд, поэтому общественный контроль будет (Примечание от меня: ну слава богу, к судам-то у нас вопросов нет).
6. Закон обратной силы не имеет, «архивных дел» не будет (Примечание от меня: хоть здесь спасибо).
7. Зарегистрированные СМИ получат право в течение суток после получения предписания удалить информацию. О немедленной блокировке речи не идет. Это «право на ошибку». Отзыв лицензии СМИ не грозит.
8. По закону об оскорблениях. Признается, что формулировка «неуважение» могла трактоваться слишком широко, поэтому введено уточнение об «оскорблении человеческого достоинства и общественной нравственности» (Примечание от меня: а это не может трактоваться широко?).
9. За первое нарушение исключен административный арест, но за последующее возможны «значительные санцции». Это направлено против тех, кто сделал «оскорбления и неуважение частью своей деятельности». (Примечания: ну, например, фельетонисты или комики? Вообще, ясно, что вы пытаетесь принять закон против Навального и интернет-троллей, но почти уверен, что от него пострадают и журналисты, и множество простых граждан).
В общем, мое мнение прежнее: это опасный и вредный законопроект с формулировками, которые могут трактоваться очень широко и еще сильнее ограничат свободу слова в России.
Кстати, как я понимаю, учитывая специфику работы соцсетей в России, распространяться все это будет в основном на "ВКонтакте"?
P.S. Чем меньше свободы в СМИ и Рунете, тем больше людей будет в Telegram и на других полулегальных площадках.