На что хочется обратить внимание в
предложениях ОГФ по поводу системы СМИ в России.
1. Предложен трехлетний мораторий на любые новые ограничения для СМИ. Но даже если предположить, что кто-нибудь бы принял такое предложение всерьез, то нужно понимать, что множество появляющихся ограничений касаются не собственно СМИ, а интернета в целом.
2. Напоминание о том, что существует
18-я статья закона о СМИ, которая запрещает учредителю вмешиваться в работу СМИ. Да, по идее, в России редакции СМИ не зависят от владельцев. Но чуть ли не единственное крупное СМИ, в котором этот принцип реально соблюдается, — «Эхо Москвы».
3. Давать государственные деньги не только лояльным СМИ, заменить субсидирование грантами. Это отдельная больная тема. СМИ в России объективно больше, чем нужно рынку, и без государственных денег две трети, думаю, просто исчезнут; но вообще, любые крупные вливания государственных денег искажают рынок, так что хорошо бы постепенно двигаться к более рыночной модели.
4. Маркировать как рекламу публикации, которые выходят по договорам об информационном сотрудничестве с государством или его представителями. Я тоже недавно писал, что можно было бы маркировать все СМИ, которые получают государственное или муниципальное финансирование.
5. Предложено «обеспечить всем медиа равный доступ к рекламодателям». Звучит довольно туманно и неконкретно, хотя проблема, безусловно, существует. Например, крупный бизнес опасается рекламироваться в критически настроенных медиа, а крупные медиа соответственно не рискуют вставать в более критическую позицию, опасаясь потерять рекламные контракты.
6. Вводить уроки медиаграмотности в школах. О медиаграмотности сейчас говорят во всем мире, кое-где такие программы уже работают (например, я общался с человеком, который занимается этим в Боливии). Я согласен, что людей нужно учить правильно воспринимать информацию и критически мыслить как можно раньше, наверное даже в начальной школе.
7. Еще предложение, которое мне в целом нравится: «Силами общественных организаций и профессиональных журналистов можно осуществлять мониторинг распространения фейков и «языка вражды», чтобы давать простые и понятные рекомендации, как можно от этого защититься». Сегодня Роскомнадзор попытался выкатить свой вариант списка СМИ, которые якобы распространяют фейки (и как обычно получилось довольно плохо). Но вообще, борьбой с фейками успешно занимаются многие российские журналисты и отдельные активисты — у «Дождя» есть соответствующее шоу, была «Лапшеснималочная» и т.п. Можно было бы подумать об общественной организации, в которую вошли бы вызывающие доверие журналисты, и которая бы мониторила информационное поле, обращая внимания на фейки и hate speech. Теоретически такая организация могла бы стать «Роскомнадзором здорового человека». Например, в Германии надзором за СМИ занимается именно общественная организация, у которой даже полномочий-то особых нет. Но саморегуляция работает, когда среда к этому готова.
Надеюсь завтра все это обсудить на ОГФ.