
Итак, Азербайджан (при поддержке Турции) войну, несомненно, выиграл. Армения проиграла — из-за чего политическая карьера премьера Никола Пашиняна повисла на волоске, в Ереване беспорядки и разгром правительственных зданий. А что Россия? Выиграла? Проиграла? Сохранила статус-кво?
Вопрос для экспертов в области международных отношений, которым я не являюсь, могу смотреть чисто обывательски. Формально Россия (и Путин) — закавказский миротворец, прекратившая кровопролитие и даже увеличившая военное присутствие в регионе. И то, что война остановилась, действительно, хорошо. Но как это повлияет на отношения России и Армении? За спиной небедного Азербайджана стояла еще более ресурсная Турция (член НАТО), а за спиной Армении — кто? Армения надеялась, что там Россия и рассчитывала на ее защиту. Строго говоря, она эту защиту не получила. Хотя можно предположить, что если бы не Россия, то Нагорный Карабах бы уже принадлежал Азербайджану целиком, а не частично. Я тут не осуждаю российское руководство, мне лично бы не хотелось, чтобы наша страна ввязывалась в очередную войну. Просто констатирую факт.
Конечно, Россия официально будет говорить, что она выступила исключительно миротворцем, помогла сторонам договориться и ничью сторону не занимала. Ведь оба народа нам — «братские». Но согласятся ли с этим армяне? Такой же обыватель в Армении может задаться вопросом: если Армения войну проиграла, Азербайджан выиграл, а Россия помогла утвердить этот результат, то на чьей же она стороне? Конечно, сейчас все силы российской пропаганды во главе с (армянкой) Маргаритой Симоньян будут пущены на то, чтобы объяснить армянам, что обижаться на Россию не надо и если бы не она, то все было бы намного хуже.
Но ведь все равно обида будет. Кто-то посчитает, что для России отношения с Азербайджаном и Турцией оказались важнее, чем поддержка православных братьев-армян. Впрочем, надо быть совсем наивным, чтобы думать, что религиозная принадлежность в таких вещах действительно может играть какую-нибудь роль, кроме чисто политического предлога. Мы ведь, в конце концов, многоконфессиональная страна, так? Мусульмане нам тоже братья.
Даже не вовремя сбитый Азербайджаном российский вертолет не помешал всем договориться. Азербайджан извинился, Россия поняла и простила. Бывает.
Важно, думаю, и то, что для Владимира Путина Ильхам Алиев и Реджеп Эрдоган — более понятные и прогнозируемые партнеры, чем пришедший на волне революции Никол Пашинян. Диктатор диктатора видит издалека, так сказать.
А еще грустный вывод из этой истории — то, что военные решения по-прежнему эффективны. Ведь что случилось, если не вдаваться в детали? Азербайджан пришел и взял силой то, что считал принадлежащим ему по праву. Мировое сообщество этому не помешало. Кто сильный, тот и прав. Путин, кажется, всегда так думал — и еще раз убедился.