Бешеный принтер (словосочетание снова актуально) выходит на вторую космическую. Две комиссии двух палат парламента по борьбе с иностранным вмешательством (да, такие есть и в Госдуме и в Совфеде) объединились, чтобы внести в парламент
поправки в закон «Об образовании». Законопроект вводит понятие «просветительской деятельности» — а это любая деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков и т.п. Предполагается, что просветительской деятельностью разрешено будет заниматься только по согласованию с органами власти.
Все это объясняется, конечно, борьбой с антироссийскими силами, которые притаились под каждой партой, в каждом школьном туалете. Цитата из пояснительной записки:
«Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».
А еще законопроект обязывает образовательные организации получать правительственное разрешение на
любое международное сотрудничество — от приглашения иностранных преподавателей до проведения совместных научных исследований.
Подразумевается, что законопроект направлен на школы и вузы, хотя теоретически, исходя из его формулировок, можно закрывать любые курсы, запрещать репетиторов и вебинары. Где ваше правительственное разрешение на семинар по выпечке веганских тортиков? Это ведь тоже «деятельность, направленная на получение навыков»!
Ну ладно, тортики (наверное) не тронут, это я утрирую. Но любые образовательные мероприятия по истории (особенно Второй мировой войны), политологии, социологии, экономике — будут под пристальным вниманием.
А для вузов, школ и детских садов это наверняка обернется банальными проблемами при взаимодействии с иностранными преподавателями. Причем речь не только про англичан или американцев, но и украинцев, белорусов, казахов…
Представим: чтобы пригласить в школу носителя языка, придется получать дополнительную бумажку в каком-нибудь региональном Минобре, а чиновников Минобра обяжут получать визу ФСБ: не является ли этот учитель агентом ЦРУ? А ФСБ запросит СВР… Короче, в результате в некоторых случаях будет проще не приглашать на работу носителя языка. Дети как-нибудь без него обойдутся. Лондон из зе кэпитал оф Грейт Бритен.
А уж в вузах-то как наплачутся. У российских университетов и так проблемы с международным сотрудничеством, а теперь еще придется доказывать благонадежность совместных исследований, обоснованность приглашения преподавателей и обмена литературой.
В результате получим снижение качества образования и новые гонения на «неудобных» педагогов. Их и так уже давно увольняют из вузов.
Зато конституционный строй будет в безопасности. Спите спокойно.
P.S. Ситуация с законопроектом об изъятии детей, который смело внесли, а потом стыдливо отозвали после общественной критики, показывает: механизмы обратной связи все же работают. Очень важно, чтобы преподаватели и студенты выступили против этого вредного законопроекта, который ухудшит отечественное образование.