Питер уже около года живет разговорами о новом губернаторе. Полтавченко, мягко говоря, не готов биться за свое место и идти на второй срок. Никакого секрета тут нет уже давно. Столько же длится гадание о преемнике. Им уже перебывали: министр транспорта Соколов, вице-губернатор Албин, Козак, и даже Нарышкин. Но настоящий питерский тяжеловес (помимо губернатора) – это Вячеслав Макаров, спикер Закса и глава питерских единороссов. За пределами Питера о нем вспоминают по большим праздникам – как в случае с Исаакий-гейтом, когда он встал сам и заставил встать подотчетных ему депутатов на защиту собора от музейщиков. Но все действия Макарова надо воспринимать через призму его борьбы со Смольным. И этот случай не исключение – «ястреба» Макаров включил, когда понял, что можно оседлать волну и в очередной раз подавить на губернатора.
Если не знать наших реалий, то можно было бы подумать, что питерская политика – идеальное подтверждение того, что демократия в стране есть и работает. Новости о том, что законодатели что-то не поделили со Смольным – это не нонсенс, как для большинства местных ЗакСов, а норма. Но это не демократия, а склоки элит, причем элит однопартийных. И макаровский парламент в Питере – это такой привет 90-м, когда заруба между ветвями власти никого не удивляла. Смотрите сами, какие прелести:
• Полтавченко проигнорировал партийную конференцию ЕР, на которой переизбрали Макаров. Туда же не отправился куратор внутриполитического блока замгубернатора Говорунов. Ответил Макаров через полгода, когда «по забывчивости» не пришел на открытие возрожденного Полтавченко Координационного совета по местному самоуправлению (а всё потому, что туда сначала не пригласили ни одного депутата).
• Смольный, вопреки традициям, не стал оказывать посильную финансовую помощь питерской «Единой России» на последних выборах в Закс. Кандидаты самостоятельно искали средства на кампанию
• ЗакС с переменным успехом уже несколько лет оказывает давление на команду Полтавченко – главному прессингу подвергаются вице-губернаторы, которые становятся главной мишенью для Макарова и Ко. В 2015 году депутаты ЗакСа (большинство в котором составляют, естественно, единороссы) консолидировано пожаловались Полтавченко на его зама Говорунова. Причем чаще всего застрельщиком по таким темам выступает депутат Максим Резник (у Макарова очень неплохие отношения с Партией роста – говорят, партия не просто так со скандалом обошла на выборах «Яблоко», а потом еще и получила один из профильных комитетов - бюджетно-финансовый).
• Макаров открыто шантажировал Смольный год назад, когда решалась судьба нарезки выборных округов, угрожая не принять обновленный закон о выборах. На одном из заседаний спикер вместе с другими депутатами-единороссами устроили выволочку замглавы городской администрации. «Это откровенная уголовщина!», «Вы знаете об этом или нет!? Знаете или нет!? Не отвечаете! Знаете или нет!? – формат беседы, который сложно представить, например, в собянинской МГД. Дошло до того, что урезонивать Макарова пришлось Медведеву, который спустя какое-то время приехал с визитом Питер.
И это только самые верхи.
Грызутся не на жизнь, а на смерть, можно подумать. Но нет - когда надо, все забывают о распрях. Обычно объединяющей силой выступает финансовый интерес. Вот пример: правительство Спб поддержало компанию «Союз-строй Инвест» как партнера города по строительству элитной гостиницы в районе Пулково. Совладелец фирмы - Владимир Селегень, сват Макарова. Примечательно, что Селегень в свое время учился в Военно-космической академии имени Можайского в те годы, когда Вячеслав Макаров, будущий ярый защитник Исаакия, преподавал там…научный коммунизм.