Добавлена страница об оплате проезда в Ереванском метро.
Ереванское метро было открыто в 1981 году и проход в него изначально осуществлялся через АКП (турникеты). Стоимость проезда в нём была стандартной как и в других метрополитенах Советского Союза и составляла 5 копеек. Для удобства размена монет в вестибюлях станций были установлены разменные автоматы, которые меняли монеты достоинством 10, 15 и 20 копеек на медные "пятачки", также монеты можно было обменять и в кассах.
Подобная система оплаты проезда просуществовала до 2 апреля 1991 года, когда в связи с инфляцией, стоимость проезда поднялась до 15 копеек, а турникеты были переоборудованы под приём 15 копеечных монет, либо под приём трёх монет достоинством 5 копеек (конструктивная особенность турникетов была приспособлена под приём максимум трёх монет, поэтому переделать работу турникетов под приём трёх "пятачков" не составило больших сложностей).
Стало ясно, что стоимость проезда будет повышаться и дальше, более того стало ясно что в очень скором времени теперь уже независимая Армения откажется от советского рубля и перейдёт на свою валюту.
Тогда было принято решение ввести жетоны в качестве средства оплаты за проезд в метро. Это позволило бы избавить от процесса переделывания турникетов каждый раз при смене тарифа. Принято решение продавать жетоны в кассах, расположенных в вестибюлях станций. Первые жетоны были из латуни.
Было выпущено несколько разновидностей латунных жетонов, однако, разницу между ними могли заметить только коллекционеры или самые внимательные пассажиры. Основными отличиями (помимо немного отличающихся друг от друга оттенков) были вес жетонов (90 и 180 гр.) и немного разный шрифт надписей (более толстый и более тонкий).
В 1993 году после ввода в обращение армянской национальной валюты драм стоимость проезда стала составлять 40 драм (5 руб.) Металлические жетоны были заменены на пластмассовые светло-коричневого с содержанием феррита.
В 2003 году стоимость проезда повысилась до 50 драм (6,25 руб.). Жетоны были заменены на пластмассовые тёмно-коричневого или чёрного цвета также с содержанием феррита.
С мая 2009 года, после замены турникетов на современные, произведённые Харьковским предприятием "ЛОТ", оплата проезда в метрополитене осуществляется также и при помощи пластиковых карт. Жетоны остались в ходу и стали оранжевого цвета, изготовлялись они также в Харькове. Были также и жетоны белого цвета, однако, партия была забракована, так как жетоны были слишком прозрачными и турникеты не всегда их принимали.
При первой покупке пластиковая карта стоила 1000 драм (125 руб.) из которых 500 драмов страховая сумма, которая возвращалась при возврате исправной карты, а 500 драмов начислялись на карту (10 поездок). В дальнейшем карту можно было пополнять на любую сумму. Купить и пополнять карточки можно в кассах метрополитена.
На станции "Маршал Баграмян" был открыт претензионный отдел, где можно поменять неисправные карточки с переносом баланса с неисправной на новую карту или предъявить другие претензии связанные с оплатой проезда. Сумма на карточке сохраняется в течении года с момента последнего пополнения.
С 1 июля 2011 года стоимость проезда возросла до 100 драмов (12,5 руб.) согласно кредитному договору подписанному с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком.
Далее читайте и смотрите на сайте:
http://www.mirmetro.net/yerevan/pay