Size: a a a

Мир метро

2019 September 05
Мир метро
​​Первая станция московской Кольцевой линии - "Курская". Её строительство началось в 1944 году, во время Второй Мировой войны и завершилось 1 января 1950 года.

Благодаря своей конструкции в виде столбов, расставленных двумя рядами по всей длине, с широкими проходами между ними, станция получилась просторной и красивой. Это сильно подчёркнуто архитектурным решением. Столбы-колонны облицованы белым мрамором «коелга». Этим же мрамором одеты путевые стены.

Своеобразная балка с пологими арочными проёмами, увенчанная карнизом, «несёт» белый свод станции. У основания свода с двух сторон вдоль всей станции протянут декоративный бронзовый пояс.

В пилонах центральной части станции расположены ниши, в которых были установлены торшеры со стволами из хрустального стекла. По всей их высоте смонтированы лампы дневного света. В начале 2000-х они были демонтированы и заменены на довольно примитивные аналоги.

Станция освещается люстрами с люминесцентными трубками. Пол устлан гранитными плитами чёрного и красного цвета. Переход, соединяющий обе станции, имеет софитное люминесцентное освещение в боковых стенах.
источник
2019 September 06
Мир метро
​​Следующая станция - "Таганская-кольцевая". Сочетание архитектурных форм со структурой тюбингового свода позволило шире применить мотивы русского зодчества. Выбранная авторами тема прославления Советской Армии получила выражение в керамических панно, на которых запечатлены портреты героев-воинов — защитников нашей Родины.

Составленные из многих элементов, керамические панно представляют собой композиции, где центральное место занимают барельефные портреты героев Отечественной войны. Здесь изображены моряки, лётчики, пехотинцы, танкисты, кавалеристы, партизаны. На голубом фоне виден барельеф, исполненный на основе мотивов русского орнамента. Позолота обогащает каждое панно, состоящее из керамики голубого и белого цвета.

Изначально, центральный зал завершался большим барельефом: на богатой раме, обрамляющей грандиозную композицию, изображены золотом шестнадцать гербов республик, в центре наверху — герб СССР. Барельеф панно показывал ликующий советский народ. Над всей композицией — знамя с портретом В. И. Ленина. На пьедестале изображены города-герои: Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. В центре стоял Сталин.

После открытия Таганско-Краснопресненской линии, панно было демонтировано и сейчас из бывшего торца начинается переход на одноимённую станцию радиальной линии.
источник
Мир метро
Новые поезда харьковского метро не обклеили рекламой. Красиво? Или скучно?
источник
2019 September 07
Мир метро
​​Московская станция «Павелецкая»-кольцевая - запоминающийся подземный дворец. По углам пилонов установлены колонны, высеченные из мрамора «коелга», по углам они украшены декоративными трёхчетвертными колоннами светлого мрамора с коринфскими капителями. Плоскости между колоннами облицованы белым мрамором с инкрустацией из мрамора красного цвета.

Проходы между пилонами перекрыты куполами, которые изначально подсвечивались. На торцевой стене среднего зала был установлен бронзовый медальон с портретом Ленина и Сталина, заменённый позже мозаичным панно на тему единства советских рабочих и крестьян с изображением герба СССР в центре.

Путевые стены наполовину облицованы коелгинским мрамором. Залы освещаются десятирожковыми люстрами, подвешенными по оси сводов. Пол выложен чёрным габбро и украшен геометрическим узором брусьев серого гранита.
источник
2019 September 08
Мир метро
​​Когда пассажиры попадали на только что открывшуюся московскую станцию "Добрынинская" (которая изначально называлась "Серпуховская"), их прежде всего привлекало яркое освещение. "Здесь действительно светло как днём" - так говорили москвичи в 1950 году.

Архитекторы использовали люминесцентные лампы, новшество в те годы, дающие дневной свет. Вертикальные электрические трубки расставлены по всей длине станции на своде среднего и боковых залов.

Пилоны облицованы серым мрамором «газган». Архитектурное оформление воссоздаёт перспективные порталы памятников древнерусского зодчества; здесь многократно и ритмично повторяется мотив арки — на пилонах и в тупиковом торце. Эти арки вписаны друг друга и дают ощущение ухода вдаль. Тема декоративного оформления станции — труд советского народа. Ниши пилонов со стороны центрального зала декорированы барельефами изображающими представителей народов СССР. Тематически это мирные мотивы крестьянского труда.

В торце центрального зала находится смальтовое панно «Утро космической эры» 1967 года, на нём изображены мать и дитя на фоне открытого космоса. Изначально там был барельеф со Сталиным.
источник
2019 September 09
Мир метро
Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Васильевич Романов на открытии станции метро «Пионерская». Справа — первый секретарь Ленинградского областного комитета ВЛКСМ Валентина Ивановна Матвиенко. Ноябрь 1982 года.
источник
Мир метро
​​Московская станция "Октябрьская"-кольцевая, изначально носившая название - "Калужская" была открыта 1 января 1950 года. Тема оформления станции - триумф победы над немецкими захватчиками, подземный мемориал-кладбище.

Свод станции "Октябрьская" разделён арками, находящимися над пилонами и опирающимися на них. У основания арок размещены барельефы-кенотафы (пустые могилы) воинов — героев Советской Армии, с пустыми табличками под ними. Медальон очень напоминает могильное надгробие с подписанным именем воина, но таблички пустые. Каждый в них может увидеть своего близкого, погибшего в годы Второй Мировой войны.

Пилоны облицованы белым прохоро-баландинским мрамором. На каждом пилоне установлены вентиляционные решётки. Светильники в виде факелов, выполненные из чёрного анодированного алюминия, закреплены на пилонах. Чёрный гранитный пол окаймлён бордюром из мрамора. Стены облицованы глазурованной плиткой.
источник
2019 September 10
Мир метро
​​Три года назад, в Москве было открыто пассажирское движение по Московскому Центральному кольцу (МЦК), которому присвоили номер 14 линии метрополитена.

На МЦК открыта 31 станция. Сейчас можно сделать 30 пересадок на метро и на пригородные электрички. Перейти бесплатно с метро на кольцо и наоборот можно в течение 90 минут. На это уходит не больше 10минут.

Малое кольцо МЖД, на котором организовано движение электропоездов МЦК, имеет длину 54 км, располагается вблизи исторически центральной части города, окружая Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км, на западе, юго-западе и юго-востоке вплотную приближается к Третьему транспортному кольцу и проходит вдоль трассы последнего.

Самые короткие и комфортные пересадки не требуют выхода на улицу — это переходы в теплых контурах со станций метро «Международная», «Ленинский проспект», «Черкизовская», «Владыкино», «Кутузовская», «Шелепиха».

По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка» повышенной комфортности. Их максимальная скорость — 120 километров в час, по МЦК они ездят со средней скоростью 50 километров в час.

Как Московская окружная железная дорога магистраль была открыта в 1908 году, до 1934 года по ней осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки, затем — только грузовые и технического характера. После реконструкции два главных пути магистрали используются преимущественно для пассажирского движения. Для грузовых перевозок и технологического движения используется новый, построенный на части линии (37 км) третий главный путь.
источник
2019 September 11
Мир метро
​​В этот день в 1938 году в Москве открылась третья линия метро (вторая по нумерации) - Горьковско-Замоскворецкая, с 1990 года - просто Замоскворецкая.

Первый участок был пущен в 1938 году от станции «Сокол» до «Площади Свердлова» (ныне «Театральная»). Линия разгрузила Ленинградский проспект и улицу Горького (ныне Тверская), соединив также Московский аэровокзал и Белорусский вокзал. Особенность первых станций — архитектурные решения в стиле ар-деко, прообраз будущих элементов сталинского ампира послевоенных станций. Участок включал в себя знаменитую «Маяковскую», которая признана одним из лучших не только архитектурных, но и инженерных достижений в подземном строительстве.

Второй участок линии (продление на юг, третья очередь метрополитена) начал строиться незадолго до начала Второй Мировой войны. Строительство было прервано только осенью 1941 года, когда гитлеровские войска подошли к Москве. Однако уже в мае 1942 года работы возобновились, и 1 января 1943 года состоялось открытие участка (первоначально без станций «Новокузнецкая» и «Павелецкая», которые были открыты позже уже в составе действующей линии). Трассировка продлила путь вдоль Красной площади и под Москва-рекой в Замоскворечье, через Павелецкий вокзал и дошла до станции «Завод имени Сталина» рядом с одноимённым крупнейшим предприятием Москвы. Для экономии и ускорения сооружения этого участка также были исключены запланированные в первоначальном проекте линии станции «Москворецкая», «Вишняковский переулок» и «Дербенёвская».

Почти вся линия находится под землёй, за исключением станции «Технопарк» и прилегающих к ней перегонов, где линия выходит на поверхность и по Нагатинскому мосту пересекает реку Москву.

Сегодня линия имеет длину 42,8 км и 24 станции (третья по длине линия в Московском метрополитене). Среднее время поездки по всей линии 62 минуты. Средняя скорость движения подвижного состава 40 км/ч. Линию обслуживает 720 вагонов, из которых формируются восьмивагонные составы.
источник
2019 September 12
Мир метро
​​Свод центрального зала московской станции "Парк Культуры"-кольцевая украшен лепниной, ажурные переплетения разделены на элементы, подчёркивающие пилоны и проходы станции. Такой приём позволил автору придать своду большую выразительность. Пилоны прямоугольной формы, с выступающими квадратными колоннами на углах, облицованы серым мрамором.

Круглые барельефы, высеченные из белого прохоро-баландинского мрамора, посвящены теме отдыха молодёжи.

12 барельефов, расположенных в боковых залах, дублируются такими же барельефами в центральном зале. Таким образом, не продублированы только два барельефа.

И. Рожин (архитектор станции): Рельефы на пилонах, выполненные скульптором Иосифом Рабиновичем, оказались не напротив фонарей, а между ними, в результате чего получили двойные тени. При рабочем освещении эти скульптурные медальоны смотрелись прекрасно. А вот когда установили светильники, я схватился за голову. О скульпторе и говорить не приходится — он чуть не плакал…
источник
2019 September 13
Мир метро
​​Второй участок московской кольцевой линии (станции "Комсомольская", "Ботанический сад" (ныне - "Проспект Мира"), "Новослободская", "Белорусская") открыт для движения 30 января 1952 года.

Станция "Комсомольская" - однозначно самая нарядная и торжественная станция Московского метро.

Для оформления станции архитектор А. Щусев использовал мотивы русского зодчества и живописи. Эти же мотивы положены в основу мозаичных панно, выполненных П. Кориным.

Как известно, три железнодорожных вокзала, расположенных около станции принимают и отправляют ежедневно сотни тысяч пассажиров. Поэтому перед проектировщиками стояла задача соорудить такую станцию, которая могла бы свободно обеспечить перевозку значительного числа пассажиров. Конструкторы разработали совершенно иную колонную конструкцию этой станции. Если ширина платформы обычной станции составляет 7,3 метра, то платформа станции "Комсомольская" имеет в ширину 12 метров. Высота обычной станции от платформы до верха свода составляет 5,3 метра, а здесь она достигает 9 метров.

Тематика оформления станции - "Великие победы российского народа". Она хорошо отображена в мозаичных панно и скульптурных барельефах, на которых мы видим оружие русских воинов — от доспехов дружинников древней Руси до оружия советских солдат.

Грандиозные мозаичные панно на своде выполнены из смальты и естественных драгоценных камней. Эти картины посвящены Великой Отечественной войне советского народа, её героическим участникам и мужественным образам наших предков — Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Козьме Минину, Дмитрию Пожарскому, Александру Суворову, Михаилу Кутузову.

Кроме пяти композиций, выполненных на исторические темы, здесь были установлены три панно на тему Второй Мировой войны. Два панно, изображавшие Сталина ("Парад Победы" и "Вручение гвардейского знамени"), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля. Переделывал панно сам Корин.
источник
2019 September 14
Мир метро
​​Оформление станции "Проспект Мира"-кольцевая (изначально - "Ботанический сад") посвящено теме преобразования природы. Фриз пилонов сделан в виде керамического барельефа. Декор из листьев белого цвета с позолотой переходит к центральной композиции — круглым медальонам на тему социалистического сельского хозяйства.

На медальонах запечатлены образы тружеников колхозных полей, борящихся за высокие урожаи, за изобилие продуктов сельского хозяйства. Тучные колосья пшеницы, мичуринские плоды изображены на скульптурных барельефах, размещённых в верхней части пилонов.

Свод сделан кессонированным. В люстрах — лампы люминесцентного света.

Путевые стены, облицованные красным мрамором «салиэти», являются хорошим фоном для пилонов, одетых в мрамор светлого тона с белой керамикой.
источник
2019 September 15
Мир метро
​​Знали ли вы, что ежедневно в мире 155 миллионов человек пользуются услугами метрополитена?

Это в 34 раза превышает количество авиапассажиров. Сегодня наличием метрополитена могут похвастаться более 50 стран мира. При этом в Африке только три города с метрополитеном - Каир, Тунис и Алжир, а в Австралии - два: Мельбурн и Сидней.
источник
Мир метро
Список людeй не участвовавших в субботнике по строительству Московского метрополитена, СССР, 1934г.
источник
2019 September 16
Мир метро
​​Используемое сегодня во многих странах слово "метрополитен" вышло из названия компании, строившей первую линию лондонской подземки - Metropolitan Railway. Сами же британцы обычно свое метро величают Tube ("труба"). Это первая система движения поездов под землей в мире.

История метро начинается именно со столицы Великобритании. В середине 19 века лондонский адвокат Чарльз Пирсон предложил по аналогии с железной дорогой, которая уже широко использовалась для перевозок пассажиров и грузов, пустить поезда под землей. Эта идея получила горячую поддержку и была реализована всего через 4 года. Уже 9 января 1863 года по лондонской подземке пошли первые поезда. Новый вид транспорта вызвал небывалый ажиотаж - в первый же день метро перевезло 40 тысяч пассажиров.

Первый метрополитен, показав огромные преимущества перед наземным транспортом, получил стремительное развитие. К его строительству привлекались все новые и новые компании, что привело к некоторой разнотипности сооружений и разобщенности линий. Лишь в 1933 году вся уже достаточно широкая сеть метрополитена была передана специально созданной дирекции городского транспорта. После этого при строительстве уже применялись единые нормативы, а типы устройств и сооружений были унифицированы.

Сегодня подземка столицы Объединенного королевства является одной из крупнейших в мире систем городского быстрого транзита. Она состоит из одной кольцевой линии, которая соединяет крупные железнодорожные узлы, где пассажиры могут пересаживаться на пригородные поезда, и нескольких радиальных.

К London Tube относятся не только подземные и наземные станции, но и система беспилотного легкого метро, перевозящего пассажиров через Темзу.

Метрополитен Лондона носит статус самого дорогого в мире. Цена поездки зависит от того, какие из шести зон метро пересекает пассажир. Минимальная стоимость - 1,5 фунта стерлингов (около 75 рублей), максимальная - свыше пяти фунтов стерлингов. Штраф за безбилетный проезд составляет 20 фунтов.

Лондонский Tube не отличается пунктуальностью - поезда частенько ходят с задержками. Интервал между ними - целых десять минут. К тому же подземка столицы Англии далеко не самая быстрая - составы двигаются со средней скоростью 45 км в час.

Интересно, что дежурных на лондонских станциях нет - о маршрутах следования поездов информируют установленные на платформах электронные табло, а на случай ЧП перроны оборудованы аварийными кнопками.

История эскалаторов тоже берет свое начало в Великобритании. Первый эскалатор появился на станции "Эрлс-корт" в 1911 году - надежность его конструкции скептикам демонстрировал одноногий человек. Тогда же появилось и правило этикета, которое и по сей день используется во многих странах мира, в том числе и в России: стоять - с правой стороны, идти - с левой.

Высоким людям ездить в лондонских вагонах метро на старых линиях достаточно неудобно - приходится нагибать голову, поскольку из-за узости тоннелей поезда делались с закругленной крышей.
источник
2019 September 17
Мир метро
Протяжённость и дата открытия всех метрополитенов на карте Мира.
источник
Мир метро
​​Одной из самых выразительных и уникальных станций московского метро является "Новослободская". Простое решение станции построено на контрасте светлых тонов мрамора, штукатурки, цветных витражей и чёрных плит полированного гранита пола, в котором отражаются витражи.

Сравнительно узкие пилоны расширяются вверх, плавно переходя в своды. Широкие проходы между пилонами сводчатые и вверху длиннее, чем внизу. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.

Самым ярким элементом оформления станции выступают 32 подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд.

Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды.

Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР. По сути, архитекторы использовали ту же схему, как и на "Добрынинской" - чередование больших и малых арочных пролётов: большие обрамляют проходы на платформу, малые образуют ниши в теле пилона. Но поскольку современникам это показалось очень лаконичным и недостаточно торжественным, архитекторы решили закрыть ниши витражными окнами, а внутри пилонов установить лампы, имитирующие дневной свет.

Сами витражи были изготовлены латвийскими художниками, так как в России не было традиции подобного оформления окон. При этом были использованы стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костёлов. Существует ещё версия, что часть стекла была изготовлена в Праге.

В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно "Мир во всём мире", изображающее счастливую мать с ребёнком на руках. При Хрущёве с панно был удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби.
источник
2019 September 18
Мир метро
​​Продолжаем нашу поездку по Кольцевой линии Московского метро, следующая станция - "Белорусская".

Центральный и путевые залы станции объединены одним мотивом декора, повторяющимся также на сводах проходов из среднего зала в путевые. Такое решение способствует восприятию пространства трёх залов как единого целого.

Украшением потолка является лепной орнамент, который представляет собой рельефные, выпуклые и вдавленные, геометрические фигуры: квадраты, многоугольники, полосы с декоративными рельефами внутри — венками и колосьями. Его делали необычно: рисунок был оттиснут на асбоцементном зонте, защищающем станцию от воды, которая может просочиться сквозь швы тюбинга, и ещё на заводе на нём закрепили декоративные фарфоровые вставки. При их создании архитекторы вдохновлялись кессонированными сводами вилл Древнего Рима.

Тема оформления станции посвящена белорусскому народу. Двенадцать мраморных мозаичных панно, выполненных на мраморном заводе Метростроя в технике флорентийской мозаики, изображают людей Беларуси, занятых мирным созидательным трудом. Удачно подобранная художником гамма мраморов и других естественных камней хорошо сочетается с архитектурным оформлением станционных залов.

Светильники в виде оригинальных бра установлены на каждом пилоне со стороны среднего и бокового залов. Применение зеркальных ламп дало авторам возможность залить ровным ярким светом весь свод станции. Такой способ освещения следует считать наиболее правильным в композиционном решении, принятом авторами для этой станции.

До 1997 года у торцевой стены центрального зала размещалась скульптурная группа «Советская Белоруссия», которая была демонтирована и на её месте был сооружён новый выход в город.
источник
2019 September 19
Мир метро
​​Завершающий третий участок, с двумя станциями: "Краснопресненская" и "Киевская", замыкает Кольцевую линию Московского метрополитена. Он был открыт 14 марта 1954 года.

Архитектура станции "Краснопресненская" посвящена историческим событиям 1905 года и Октябрьского переворота 1917 года. Тематика оформления была выбрана не случайно, именно район Пресни был наиболее "революционным" в годы трёх революций.

Пилоны станции облицованы красным мрамором «салиэти». Карнизы высечены из белого мрамора «коелга». На арках свода, переброшенных с пилона на пилон, размещено четырнадцать барельефов, посвящённых революционным событиям: «Баррикады Красной Пресни», «Вооружённые рабочие», «Всеобщая стачка», «Девушки „Трёхгорной мануфактуры“ — участницы восстания», «9 января 1905 года», «Восстание на броненосце „Потёмкин“», «Взятие Зимнего дворца», «Залп Авроры» и др. Со стороны платформы пилоны украшены медальонами с барельефами восходящего солнца, серпа и молота и надписи «1905 • 1917». Барельефы и медальоны на пилонах первоначально были белого цвета, но позже их перекрасили в тёмно-оливковый цвет.

Всю композицию станции завершала скульптура В. И. Ленина и И. В. Сталина, установленная в торце станции. В 1956 году, была демонтирована скульптура Сталина, а в 1972 году, при строительстве перехода на станцию "Баррикадная" убрали и Ленина.
источник
2019 September 20
Мир метро
​​Завершаем наше виртуальное путешествие по московской Кольцевой линии мы станцией "Киевская".

Тематика станции повествует о дружбе русского и украинского народов. На красочных мозаичных панно, из мелких кусочков драгоценных камней и смальты, изображены: «Богдан Хмельницкий, провозглашающий воссоединение Украины с Россией», «Т. Г. Шевченко в Петербурге у Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова», «А. С. Пушкин на Украине», «Газета „Искра“», «Революционные события в Донбассе», «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть», «Коллективизация на Украине», «М. И. Калинин на открытии Днепрогэса», «Воссоединение Западных областей с Украинской республикой», «Украинский народ восторженно встречает своих сынов—освободителей» и др.

На торцевой стене изначально был установлен мраморный барельеф с изображениями Ленина и Сталина. Золотыми буквами написаны слова гимна СССР:

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!

Позже этот барельеф был заменён маленьким мозаичным портретом Ленина.
источник