В МИД РФ недавно
предложили «продолжить работу по дальнейшему сокращению долларовой составляющей в национальных международных резервах» во избежание проблем для России из-за экономических трудностей в США...
Какое простодушие! К сожалению, чтобы обезопасить себя от «экономических проблем в США» России нужно не просто снижать долю американского доллара в резервах, а, по-хорошему, переезжать в полном составе на другую планету или в какую-то другую альтернативную реальность.
В России давно сложилась комичная ситуация, когда, с одной стороны, «патриотические силы» ехидно ждут заката «американской империи» (то есть радостно ждут, когда сгниёт сук под ними), а с другой чиновники из правительства и ЦБ прагматично объявляют о надеждах на восстановление экономики США, которая прицепом вытянет и Россию.
При всех их недостатках, наши управленцы, надо признать, оценивают ситуацию абсолютно трезво.
Для мировой экономики США выступают в роли «потребителя конечной инстанции», и в этом состоит их ключевая функция в международном разделении «труда».
Почему всё устроено так и что мешает другим работать в полной мере «на себя»? Начать стоит с того, что в современных реалиях стимулирующая экономическая политика для многих государств представляет собой, в общем, довольно непростую затею.
Она приводит к росту национального дохода, что влечёт рост импорта — то есть экспортный рост в соседних странах. В результате возникает классический «эффект безбилетника», только на международном уровне, когда одни растут за счёт тщетных усилий других.
Именно с этой проблемой столкнулась европейская социал-демократия на фоне ликвидации Бреттон-Вудской системы в 1970-х годах.
С высоты сегодняшнего дня ажиотаж левых сил в то время на тему импортозамещения, контроля капитала и бурной национализации кажется политической агонией на фоне уходящего в прошлое welfare state.
На деле же поводом для такой радикальной (радикализирующейся) повестки была не столько патологическая ненависть к конкуренции и рынку, сколько желание восстановить сужающееся пространство для стимулирующей фискальной политики ради обеспечения цели по занятости.
Эту задачу удавалось выполнять в двух предшествующих десятилетиях, но не теперь. Почему — тема отдельного разговора. Но как бы то ни было, эти левые проекты 1970-х и 1980-х потерпели провал в Британии, Франции и других странах Европы.
На их место пришёл «неолиберализм» со ставкой на рост экономики через увеличение чистого экспорта, а также сокращение внешнего и государственного долга...
У всех, кроме США. И то, что именно тогда США начали превращаться в главного мирового должника — отнюдь не совпадение.
Более того, только с ними в такой роли эта система мировой торговли и может существовать.
Поэтому «проблемы в США» означали бы не «просто обесценение» американского доллара, но разрушение прежней модели экономического роста, политический кризис и очень болезненную трансформацию общества в мировых масштабах (и национальных элит).
Возможно, в будущем место США постепенно займёт Китай и сам превратится в бездну для мирового экспорта с юанем в виде резервной валюты.
Радоваться тут, однако, нечему. Для нас, простых россиян, от этого ничего принципиально не изменится.
#комментарий #НовыйКурс