🦧
О "законе 150" в менеджментеДвадцать лет назад английский антрополог Робин Данбар высказал интересную гипотезу: человек способен поддерживать не более 150 устойчивых социальных связей одновременно.
Это ограничение связано с особенностями участка коры головного мозга – неокортекса, который отвечает за обработку социальной информации. Пропускная способность неокортекса и ограничена этим магическим числом 150. Конечно, модель Данбара чуть сложнее, он предлагал несколько чисел для разных типов связей, но 150 – самое известное.
Гипотезу стали проверять на разных социальных моделях и выяснили, что она справедлива. «Закону 150» подчиняется и количество особей в стае приматов (у низших млекопитающих области неокортекса неразвиты), и численность военных подразделений, и размеры традиционных людских поселений (в любую эпоху!), и масштабы коммерческих организаций, и социальные сети, и многое другое.
Работает закон просто: как только численность социальной группы превышает 150 членов, мозг уже не справляется с обработкой этой модели. Нарушаются коммуникации между людьми, неэффективным становится взаимодействие между ними. И проще разделить социальную группу на две, чем пытаться поддерживать ее функционирование на прежнем уровне.
Например, армейские подразделения, где управление происходит напрямую, не бывают слишком крупными. Военные предпочитают строить иерархическую структуру, несмотря на стремительное развитие средств связи. Численность боевой армейской единицы со временем становится даже меньше – поддерживать дисциплину и обеспечивать слаженную работу подчиненных проще на основе личного примера и личных связей.
То же и в сфере бизнеса – при превышении числа сотрудников компании в 150 человек производительность падает, и компанию реорганизуют, разделяют на несколько.
Почему число Данбара важно для менеджера? Потому что в командах, в которых работает меньше 150 человек, менеджер еще может управлять проектами или операционной деятельностью на неформальном уровне, просто поддерживая приемлемый уровень коммуникаций и связей. Это не значит, что в таких компаниях не нужны формальные процессы. Это значит, что уровень бюрократии в таких коллективах можно свести к минимуму, а скорость принятия решений увеличить.
Также очень важно, что в командах до 150 человек существенно возрастает влияние ее членов друг на друга, и при его отсутствии управление сильно затруднено. Влияние команды на человека гораздо важнее, чем строгий начальник или ухищрения эйчаров.
«Закон 150» неплохо зарекомендовал себя, например, в компании Gore (производитель знаменитого материала Gore Tex). Со дня основания в 1958 году эта компания имеет очень плоскую структуру, базирующуюся на небольших проектных командах. Руководство компании считает, что лучше построить несколько маленьких заводов, чем один огромный: «Мы строим парковку на 150 машин. Как только мы видим, что люди начинают парковаться на газоне, мы строим новый завод».
Что происходит, если численность команды искусственно поддерживается на уровне выше числа Данбара? Ограничение, заложенное в неокортексе, срабатывает – команда самостоятельно разделяется на группы. Но связи, которые при этом возникают, негативно влияют на работу. Менеджер уже не управляет способом разделения. Начинается период интриг, политики и подковерной борьбы, который неминуемо закончится – либо реструктуризацией, либо проблемами в бизнесе. И никакие современные средства связи, никакие дорогие корпоративы, никакие тимбилдинги здесь не помогут.