
В лихие 90-е группа педагогов-энтузиастов организовала в нашем городе экономическую школу, в дополнение к обычной. Чтобы молодежь нового типа училась играть в жизнь нового типа.
При поступлении надо было пройти тест на IQ и написать эссе: "Как я создам свой бизнес". Подумав с минуту, я написал: "Понятия не имею, как организовать бизнес. Но я точно не стану торговать водкой и сигаретами". Видимо, эта мысль была близка и организаторам. Меня приняли.
Обучение продолжалось в 10 и 11 классах, и оказалось полезным. Мы поработали в администрации города, нас неплохо учили экономике. Но самое интересное случилось после первого года обучения. Нам поставили простую задачу: организовать бизнес.
В партнеры я взял друга-одноклассника.
Я из академической среды, и от этой новости дома все были в шоке.
"Но ведь для этого необходим... э... стартовый капитал?"
"Как вообще бизнесы организуют? Это кооперативщики-торгаши, что ли?"
"Детям давать такие задания? Что со страной делается!"
"Ой, подумаешь", — сказала мама, — "вон, возьмите фотоаппараты и идите в детские сады, поснимайте". Других идей не нашлось, за копейки в фотомагазине мы купили несколько рулончиков пленки, а фотоаппарат и реактивы позаимствовали у дедушки.
Мы с партнером дополняли друг друга: он умел неплохо печатать, а я недурно снимать.
Мы не читали книжек, не ходили на тренинги и не слушали подкастов. Шел 93-й год, нам только что исполнилось шестнадцать, у нас была задача. И мы ее решали.
Первый садик встретил нас стойким ароматом борща. Мы вздрогнули и отправились к заведующей.
— Мы — ученики экономического лицея. У нас практика, мы организовали свой бизнес по фотосъемке детей. Предлагаем вам свои услуги.
— Но нам не нужно! У нас отличный фотограф, он всех снимает. С мягкими игрушками! Недели не прошло!
— А у нас другое! Мы снимаем детей на площадке, во время прогулки (ага, нам еще с искусственным светом проблем не хватало). Игрушки — это пошло и вообще совок! (ага, откуда у нас игрушки?). Вы знаете, как родители и воспитатели из других садиков довольны? Они счастливы! Так, как мы, вообще никто не делает!
— Ну... А как называется ваша... фирма?
— "Радость", — сымпровизировал я.
— Ладно, попробуйте.
Схема была такая: приходим в группу, говорим с воспитателем, напирая на то, что "заведующая уже приняла решение, так что съемка состоится сегодня". Потом бегаем по участку, фоткаем детей в песочницах и на качелях. Не так-то это просто, скажу я вам! За какой-нибудь Машенькой по всему участку носишься, как Шарик с фоторужьем.
Дома проявляем и печатаем снимки, параллельно забавляя себя просмотром свежих фильмов на видаке: "Терминатора" и "Криминального чтива". Следующим вечером показываем родителям фотки: "Ваши дети не с дурацкой игрушкой и натянутой улыбкой на стуле сидят, а резвятся на воле. Неужто вам 50 копеек жалко за фотку? Больше такого шанса не будет!" Возражения поступали от пап:
— 50 копеек?! Да я сам таких тыщщу наделаю!
— Не наделаете! Детки ваши ходят днем гулять в садике, когда вы на работе. Спорим, что вы даже не видели никогда, как они в садике гуляют?
— Ладно, коммерсы юные, берите свои два рубля.
Мы окучили с десяток садиков. Практика пройдена, пятерки и деньги получены. Но душа требовала новых рынков.
И мы решили снять официальную часть выпускного в нашей школе. Сняли так много, что к печатанию подключили дедушку, который ехидно поинтересовался, почему это он полночи работал, а денег что-то не видать. На что бабушка ему строго сказала, что это первый бизнес внука, и нечего разорять его на старте.
Мы столкнулись и с воровством: часть снимков выпускники у нас нагло стырили. Это научило меня не доверять ушлым клиентам и все контролировать.
На этом мы решили все завершить. Закончился июнь, остатки последних в жизни школьных каникул стремительно таяли. Неотвратимо надвигалась новая жизнь.
Заработанного хватило на нехитрые провинциальные радости до конца лета. А извлеченные уроки были бесценны.