🗑
Административная херняКогда я только начинал управлять проектами, мне попалась книжка ‘The Deadline: A Novel About Project Management’.
Сегодня это классика, не раз издававшаяся на русском, и если вы вдруг не читали – обязательно прочтите.
На мое восприятие менеджмента она повлияла очень сильно. Я даже перевел несколько особенно запомнившихся страниц. Вот одна из них.
Это диалог на семинаре по управлению проектами между его ведущим Кэлбфасом и участником Вебстером Томпкинсом.
– Мы будем изучать и строить диаграммы Гантта, – сказал Кэлбфас, – научимся создавать PERT-диаграммы и отчеты о статусе проекта. Узнаем, как взаимодействовать с HR-департаментом, как проводить еженедельные собрания, как эффективно использовать электронную почту, как заполнять отчеты о затраченном на задачи времени, как отслеживать прогресс выполнения проекта и его вехи. И в дополнение совершенно новый раздел, от которого я сам в полном восторге, – программа управления качеством! У вас есть вопрос?
Томпкинс поднялся с места.
– Да. Меня зовут Вебстер Томпкинс. Я правильно понимаю, что это все? Это все, о чем вы собираетесь говорить на семинаре?
– Да, это все, – уверенно ответил Кэлбфас.
– Это полная программа курса по управлению проектами?
– Гм… Да. Вам кажется, я что-то упустил?
– Ничего особенно важного. Вы, правда, забыли про людей.
– Людей?
– Да. Обычно именно люди делают проекты.
– О да, конечно, людей.
– Мне кажется, вам следовало бы включить эту тему в свой курс.
– А что именно?
– Ну, например, рассказ про то, как нанимать людей. Нанять правильных людей в команду – это одна из самых важных задач менеджера.
– Возможно, вы правы, – согласился Кэлбфас. Я и не говорю, что вы не должны этого делать, я не говорю, что это не важно, я не…
– Похоже, вы вообще не собираетесь рассказывать об этом.
Кэлбфас перевел взгляд на свой конспект.
– Гм… Честно говоря, не собираюсь. Видите ли, найм людей – это весьма тонкий момент… Этому не так-то просто научить.
– Конечно, совсем не просто. Но совершенно необходимо. Как я понимаю, вы также не планируете рассказывать о том, как правильно определять, какому человеку какую работу поручать.
– Нет, не планирую. Это тоже очень важно, но…
– Но вы совсем не собираетесь затрагивать эту тему.
– Нет.
– И вы не собираетесь рассказать нам, как мотивировать людей и как поддерживать команду мотивированной.
– Тоже нет. Это, понимаете, тоже очень тонкие моменты…
– И ни слова о том, как создать сплоченную команду.
– Ну, конечно, я планировал сказать о том, как это важно. Как каждый должен чувствовать себя самого… я должен сказать и себя саму… в общем, как все должны чувствовать себя членами команды. Мы все здесь одна команда, вы, конечно, понимаете… Ну да, одна команда. И я собираюсь особенно подчеркнуть, как это необходимо, что каждый должен…
– Да-да. Но при этом вы не собираетесь рассказать, как создать сплоченную команду, как помогать ей сохранить правильный настрой, как помочь ей правильно стартовать, как не дать людям растерять мотивацию, ничего из этого?
– Нет. Мы больше будем больше рассматривать управление как точную науку.
– Вы собираетесь учить нас точной науке управления, не касаясь темы привлечения в команду правильных людей, назначения их на подходящие для них задачи, создания сплоченной команды и ее мотивации – четырех наиважнейших составляющих искусства управления?
– Ну, я не планировал говорить о темах, которые вы перечислили. Вас что-то смущает в программе курса, мистер…
– Томпкинс. Да, кое-что очень смущает меня.
– Так что же?
– Меня смущает, что вы собираетесь читать нам курс, исключив четыре темы, которые я перечислил, и при этом называете свой курс «Управление проектами».
– А, так вас смущает только название? Ну и как бы вы хотели, чтобы я назвал наш курс?
– Как насчет «Административная херня»?
В зале воцарилась тишина. Томпкинс развернулся и вышел.
Что бы вы ни делали в вашем проекте, почаще проверяйте – не увлеклись ли вы административной херней.