Ситуация вокруг Сирии опять нагнетается, Дональд Трамп грозит России и Ирану за поддержку "животного Асада". Валдайский клуб как раз в эти дни проводит двустороннее мероприятие в Тегеране. Основная дискуссия завтра, пока же пара впечатлений. За два года, что автор этих строк не был в Иране, отношение явно укрепились. Разногласия и противоречия никуда не делись, о чем иранские собеседники постоянно напоминают, но атмосфера намного более деловая и доверительная, чем в апреле 2016-го. Эффективное военно-политическое взаимодействие в Сирии плюс изменение общей обстановки, когда и Иран, и Россия находятся под растущим давлением США, заметно сплотили.
Из беглых наблюдений. Весьма подозрительное отношение к Турции - несмотря на продолжающееся трехстороннее сотрудничество по Сирии, от которого ни одна из сторон сейчас не может отказаться. Но напряжение очевидно, в Иране, пожалуй, больше, чем в России. Совершенно пренебрежительное восприятие Европы - как политической силы даже не просто несостоятельной, но несуществующей на мировой арене. Иранцы не верят, что ЕС способен проявить хоть какую-то самостоятельность, и надеются, что Европа хотя бы риторически продолжит поддерживать ядерную договоренность 2015 года, от которой намерены отказаться США. Ничего большего от ЕС не ожидают.
Войны с Америкой иранцы не боятся, несмотря на риторику Болтона. Интересный аргумент - если бы США всерьез взяли курс на войну, генерал Макмастер был бы намного более подходящим помощником президента по национальной безопасности. Болтон же, по мнению собеседников, как раз не про войну, а про сдерживание.
По поводу России - интересуются, как мы, вообще-то, собираемся противостоять США, если те врубят полноценные финансовые санкции, как в свое время против Ирана. Большой интерес к тому, чтобы развивать любые формы торговли в обход доллара. И теперь это для нас, судя по всему, куда более насущно, чем когда-либо раньше. Завтра - более подробные обсуждения.