Итак, в Италии не ищут легких путей. Джузеппе Конте, которому было поручено формировать коалиционное правительство из представителей Пяти звезд и Лиги, официально отказался от этой миссии после того, как президент республики Серджио Матарелла отклонил предложенную кандидатуру министра экономики. На эту должность предлагался достаточно известный и очень опытный (в том числе и на госслужбе) экономист Паоло Савона, известный евроскептическими настроениями, вплоть до идеи покинуть единую валюту евро. Обе партии заявили, что данная кандидатура имеет для правительства принципиальный характер и без Савоны кабинет сформирован не будет. Теперь, судя по всему, глава государства назначит временное правительство во главе с технократом, а затем будут проведены новые выборы.
Принципиален вопрос о сроках этих выборов. Президент и поддерживающий его классический истеблишмент хотят отсрочить новое голосование, насколько это вообще возможно, желательно до следующего года. Тем самым предполагается сбить волну популярности двух антисистемных партий (на мартовских выборах они вместе набрали половину всех голосов), а заодно провести ряд политических и экономических решений, пользуясь тем, что техническое правительство не будет заботиться о своем рейтинге. Лига и звезды по тем же причинам настаивают на скорейших выборах, дабы не упустить благоприятный для себя момент.
Битва продолжится, ибо ситуация выходит далеко за рамки собственно итальянской политики. Италия вплотную подошла к тому, чтобы создать прецедент - правительство, целиком состоящее из сил, которые отвергают проводившийся ранее курс. Это само по себе небывало, да еще и происходит в Италии - третьей экономике ЕС и одной из стран-основательниц. Обойтись с ней "через колено", как ранее с Кипром и Грецией, едва ли получится, а если Рим попытаются жестко прижать из Брюсселя и Берлина, то последствия для всего Союза могут быть весьма болезненные - уже в среднесрочной перспективе. Поэтому верхушка Евросоюза очень надеется, что итальянцы смогут как-то избежать подобной политической конфигурации, решив вопрос внутри себя.
Забавный парадокс состоит в том, что надеждой Евросоюза теперь становится Сильвио Берлускони, от которого несколько лет назад просто не знали, как избавиться. По сравнению с молодыми ди Майо и Сальвини, которые реально заявляют о готовности сменить курс, находящийся на девятом десятке Берлускони при всей его экстравагантности - гарант статус-кво. В бытность премьером он раздражал всех коллег своей репутацией и поведением, но никогда не заходил ни за какие серьезные флажки. Поскольку миланский суд совсем недавно оправдал его по прежним обвинениям, ему снова разрешено участвовать в выборах; Он же полон энергии и хочет доказать, что его рано списали, не только оппонентам, но и единомышленникам. И, конечно, поставить на место выскочку Сальвини, который на последних выборах со своей Лигой обставил "Вперед Италию" Берлускони, хотя раньше лигисты всегда были младшими партнерами.
Впрочем, настроения итальянцев, если судить по последним выборам, явно в пользу перемен, и поколение "бэби-бумеры+", долго доминировавшее в политике страны, избирателям надоело. Так что новые выборы чреваты для истеблишмента в любом случае. Загнать подрастающую политическую генерацию обратно под лавку надолго не получится, а цена вопроса с каждой новой попыткой будет возрастать.