Участники российского платежного рынка выступили за упрощение идентификации электронных кошельков
Участники платежного рынка просят упростить идентификацию владельцев электронных кошельков. Совместное заявление о необходимости законодательных изменений в части методов идентификации платежных средств подготовили Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов, Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney и РНКО «Единая касса».
Участники рынка считают, что некоторые принятые в этом году меры могут затормозить рост доли безналичных платежей и ухудшить текущее положение дел на финансовом рынке.
В письме указывается, что каждый четвертый потребитель финтех-услуг выбирает сервис, исходя из простоты входа:
«В этом плане самой простой финансовой услугой является электронный кошелек — открыть его можно за минуту. Указав адрес электронной почты и номер телефона, клиент получит неперсонифицированный инструмент с ограниченными функциями: по закону его нельзя использовать для переводов другим людям, вывода денег и платежей иностранным организациям. Зато можно — для оплаты услуг российских компаний, например организаций ЖКХ, сотовых операторов, интернет-магазинов. Простота регистрации кошелька сделала его важным социальным инструментом, который до недавнего времени решал проблему с доступностью финансовых услуг и повышал долю безналичных платежей в коммерческой и социальной сферах».
По данным участников финансового рынка, более 100 млн человек в России имеют электронные кошельки, и больше половины пользователей рунета регулярно рассчитываются с их помощью. Авторы обращения также ссылаются на прогноз Worldpay, согласно которому к 2022 году доля электронных кошельков в общем объеме онлайн-платежей вырастет на 10—20 процентных пунктов — до 47%.
«К сожалению, недавно возможности неидентифицированных кошельков были урезаны: текущая редакция Федерального закона № 161-ФЗ запрещает снятие наличных даже в пределах допустимых ранее 5000 рублей, а также постепенно вводит ограничения на привычные способы пополнения неперсонифицированных кошельков, в частности наличными, — говорится в письме. — Последствия этого скажутся не только на людях, но и на бизнесе. Жители отдаленных регионов, из которых уходят банки, лишатся самой доступной финансовой услуги».
Компании предлагают расширить возможности идентификации кошельков, упростив процедуры идентификации без ущерба для их качества. В частности, предлагается:
🔸Идентифицировать кошельки по данным от организаций, на деятельность которых распространяется федеральный закон № 115-ФЗ, не заключая с ними договор. Например, как поясняется в заявлении, «по номеру сотового телефона (с последующей верификацией владельца через оператора сотовой связи, который обязан проверять данные абонента, оформляя сим-карту), номеру банковской карты или иному банковскому идентификатору»;
🔸Узаконить проведение упрощенной идентификации россиян по паспорту и водительскому удостоверению, которое у многих чаще под рукой, чем требуемый сейчас второй документ — ИНН, СНИЛС или ОМС;
🔸Разрешить владельцам электронных кошельков проходить идентификацию через Единую биометрическую систему (сейчас такая возможность есть только у клиентов банков для открытия счета или получения кредита);
🔸Разрешить упрощенную идентификацию для нерезидентов, «чтобы они могли платить безналично и прозрачно».
По мнению экспертов, эти меры снизят барьер к прохождению идентификации — следовательно, сделают финансовые услуги более доступными для населения и стимулируют дальнейший рост прозрачного безналичного денежного оборота.
https://l.bbk.name/2P9Su6l#searchengines