Лет пятнадцать назад, я по заданию одного издания покупал пистолет. Было известно "почти наверняка" - с некоего оружейного завода выносят детали, из которых потом собирают "стволы", даже примерный разброс цен назывался.
В действительности всё оказалось совсем не так - и по ценам, и по сборке. В итоге кое-что удалось "достать", но стрелять из этого было не возможно. Или "не повезло", или вообще "чёрный рынок" являлся совсем не таким, каким я его себе "намалевал".
Это ж только на первый взгляд просто - "пробить человечка", основываясь на школярской вере "интернетможетвсё", подкреплённой тем, с чем не спорят (утечки базы данных, коррупция и т.д.).
В реальности первый сюрприз будет ждать практически сразу, а именно объём информации, нуждающейся в обработке, ведь и человечков несколько, и география не стационарная, и время длительное. Соответственной окажется и цена, причём всё это в лучшем случае, если "срастётся", а не упрешься в элементарный "кидняк".
Я бы на месте редактора любого СМИ, влекомого здоровым любопытством, а значит и потенциальной сенсационностью, попытался бы воспроизвести нашумевшее расследование, используя собственных сотрудников. Нет, травить их не надо, но журналисты часто летают с коллегами и "наматывают" много миль - работа такая. Вот и заказать "пробивку билетов", биллинг и прочее по тем, о ком заранее известно, куда летали и с кем летали. Только вроде "инкогнито".
Что сие даст? Понимание опытным путём, а может ли небольшая организация, без помощи каких-либо структур, самостоятельно "потянуть" такое "мероприятие", хотя бы по деньгам? Чтобы там не писали про "копейки", учитывая весь объём (например, та же "засветка" номера, появившегося в Сети на какие-то мгновения).
Дело тут не столько в "отмазке"-"замазке" конкретного Навального (хотя тоже интересно), сколько в ключевом вопросе: способны ли "общественники" проводить подобные расследования собственными силами? Или они возможны лишь в теории, а на практике почти не выполнимы из-за множества нюансов (специалисты, время, финансовые затраты)?