
Впрочем, очень скоро ветер переменился — в 1873 году в Кашгарию прибыло официальное британское посольство, которое доставило Якуб-беку письмо от королевы Виктории, а также — партию винтовок и артиллерийских орудий, причем по документам данное оружие проходило не как британское, а как турецкое — это был якобы подарок от османского султана. Очень скоро в Кашгарии закипела работа — британцы построили для эмира несколько небольших оружейных заводов и существенно вложились в общий подъем экономики его страны. А еще через некоторое время поступила информация, что британцы собираются построить в горах между Яркендом и Кашмиром несколько военных баз, которые в случае войны могли обеспечить быструю переброску войск. Помимо этого, в Кашгарии работали военные специалисты из британской армии, готовившие войска Якуб-бека. Активно работали в регионе и турки — султан Абдул Азиз, как «халиф всех правоверных», официально подтвердил за Якуб-беком статус эмира и даже провозгласил османский протекторат над Кашгарией, а на местных монетах помимо имени самого Якуба начали чеканить имя Абдул Азиза как покровителя этой страны.
Однако в 1877 году сказка закончилась — эмир скоропостижно скончался при невыясненных обстоятельствах. Бытует мнение, что его отравили китайские агенты, и эта версия, надо признать, выглядит вполне логичной — никому кроме Цинов не была так выгодна его смерть. В Кашгарии моментально образовался вакуум власти, чем тут же воспользовались китайцы — в 1878 году цинская армия заняла страну и ликвидировала мятежный эмират, а останки самого Якуб-бека эксгумировали и показательно сожгли. Вместе с ними сгорел и кашгарский проект Великобритании.
НА КОКАНД!
Весной 1875 года в Кокандском ханстве вспыхнул мятеж, который возглавили представители местной знати во главе с Абдуррахманом Автобачи, сыном некогда всесильного регента Мусульман-кула, казненного по приказу хана. Само по себе данное восстание русские власти беспокоило мало, однако вскоре оно приобрело ярко выраженный религиозный контекст — лидеры мятежников заявляли, что хан Худояр поднимал налоги и делал прочие несправедливые вещи по прямому указанию русских, что это они стоят за всеми бедами Коканда, и бороться нужно не только с ханом, но и с «неверными». Впрочем, обо всем по порядку.
15 июля 1875 года в Коканд прибыл российский посол Вейнберг, которого сопровождал полковник Михаил Дмитриевич Скобелев, направлявшийся в Кашгарию. При них был конвой из 22 казаков. 17 июля пришло известие, что Абдуррахман Автобачи вместе с муллой Исса-Аулие подняли против хана Худояра вооруженное восстание и, объединившись с бунтовавшими киргизскими родами, начали один за другим захватывать города — пали Ош и Наманган. 20 июля пришла весть, что объединенные силы повстанцев, чья численность росла день ото дня, заняли город Маргелан, находившийся менее чем в сотне километров от столицы ханства — Коканда. Ситуация в городе стремительно накалялась — становилось ясно, что появление Автобачи и его войска — дело нескольких дней, и в этих условиях немногочисленное русское посольство оказалось практически на военном положении в ханской столице, стремительно становившейся враждебной по отношению к иноверцам.
Большая игра: Эндшпиль. Заключение исторической серии Александра Свистунова https://sputnikipogrom.com/history/the-great-game/85474/gg-3-2/#.WxwWAjMzY6g
Не открывается «Спутник»? https://sputnikipogrom.omnidesk.ru/knowledge_base/item/96384
Включенный прокси = всегда доступный Телеграм, несмотря на блокировки. @proxysexybot → Старт → Применить настройки → Включить.