На Толкователе недавно писали, что летописные сведения о невероятно интенсивных контактах древней Руси с Византией не бьются с археологическими данными. Дирхемов в русских и скандинавских кладах находят сотни и тысячи, а византийских монет - раз-два и обчелся. То есть, если исходить из археологических материалов, интенсивность экономических контактов с исламских миром превосходила интенсивность контактов с Византией как минимум на два порядка.
Толкователь начали упрекать в конспирологии - совершенно на мой взгляд необоснованно. Любой более-менее образованный человек знает, что древние хроники очень часто не бьются не только с данными археологии, но даже и друг с другом. Причем не только на Руси, а вообще везде.
Вот, скажем, мой любимый пример. На рубеже первого и второго тысячелетий Афганистаном и Хорасаном владело государство Газневидов. Основатель династии Махмуд Газневи неоднократно совершал военные экспедиции в Индию. Как повествует персоязычная хроника, ведшаяся при дворе Газневидов, в 1025 Махмуд решил совершить очередной поход. Его целью был богатый храмовый комплекс Сомнат в Гуджарате, индуистская святыня, жрецы которой накопили громадные сокровища. Махмуд пересек безлюдную пустыню Тар, осадил Сомнат, взял его штурмом и разграбил, после чего вернулся к себе в Газни с добычей.
Видите как складно написано? Так же подумали и британские историки, которые позаимствовали этот сюжет и повставляли его в свои монографии. Оттуда он в неизменном виде перекочевал в индийские и пакистанские учебники. С разной модальностью естественно: в индийских учебниках Махмуд гад - наши храмы порушил, в пакистанских - молодца, разрушитель идолов, прям не Махмуд, а второй Ибрахим.
Есть только одна загвоздка. В санскритских хрониках, которые велись в городе Сомнат, поход Махмуда не упоминается вообще. Там много пишут о торговых сделках, о дарах от паломниках, и даже о нападениях местных индуистских правителей. Но ни о каком Махмуде, и ни о каком нападении с севера хронисты Сомната даже не слышали.
Парадокс. Персидская и санскритская хроника никак не соотносятся друг с другом. На самом деле, можно легко придумать несколько версий, которые могли бы этот парадокс объяснить:
1. Одна из двух хроник содержит литературный вымысел. В этом случае логично предположить, что вымысел содержится в персидской хронике, потому что если бы Сомнат был уничтожен, санскритская хроника просто не могла бы быть написана. То есть эпизод с походом Махмуда - это чисто литературное упражнение.
2. Поход Махмуда состоялся, просто он взял и разграбил какой-то другой город, а не Сомнат - и не понял этого..
3. Махмуд взял и разграбил другой город, а не Сомнат, понял это, но никому не сказал, чтобы не подрывать веру воинов и двора в свой judgement. Соответственно, хронистам было дано задание исходить из официальной версии.
4. Общепринятая шкала перевода дат из того из индийских календарей, что использовался в Сомнате в даты мусульманского календаря - неверна. И следовательно речь идет о разных периодах.
Версия 4 кстати не настолько фантастична как кажется. Скажем, историки Древней Руси хорошо знают, что в ней использовался целый ряд календарей - мартовский, ультрамартовский, сентябрьский, ну и так далее. И понять, какой именно использовался в данном конкретном случае, бывает крайне непросто. В Индии же, представлявшей из себя пеструю мозаику культур, народов и языков, использовалось дофига календарей. Вполне можно допустить, что реконструкция некоторых из них выполнена неверно и мы неправильно переводим индийские даты в даты мусульманского или грегорианского календарей.