Сегодня русская поэзия очень большая и качественная. Я не знаю, как обстоит дело с поэзиями на других языках, но у нас всё прямо хорошо — в этом смысле большая удача выучить родным именно русский язык, а не какой-нибудь другой.
Я совсем не специалист, но впечатление такое, что в каждом русском городе есть несколько поэтов — может быть, не бог весть каких, но совершенно настоящих. Ну и разнообразие направлений творчества внушает уважение.
Из этой масштабности русскоязычный человек может извлекать практическую пользу.
У многих из нас есть любимые стихи: звучащие в голове, сопровождающие, служащие молитвой и так далее. Чаще других таковыми становятся стихотворения-хиты — даже у поэтов-титанов во всём множестве написанного обычно заметно «самое известное». Ну там, не знаю, «Девушка пела в церковном хоре», «Он стоит пред раскалённым горном», «Мы живём, под собою не чуя страны» и так далее. Но необязательно — любимым может стать любое стихотворение, если оно не вирши.
Любимые стихотворения как друзья взрослого человека: их обычно мало, а новые обнаруживаются редко. И вот можно делать такую штуку: брать русские литературные журналы, альманахи и сборники — и просматривать поэтические рубрики. Скорее всего, на десяток просмотренных подборок найдётся стихотворение, с которым вы не расстанетесь. И это очень солидное приобретение, как по мне.
Шендерович так писал об Александре Аронове:
Поразительным образом Аронов не умел — или не хотел — быть знаменитым!
Его поэзия — мощная, самобытная (как невозможно было ни с кем перепутать и самого Аронова: кряжистого, похожего на сильно выросшего тролля), — еще ждет настоящего признания.
Хорошему стихотворению некуда торопиться, но прочтите «Когда горело гетто…», прочтите «Остановиться, оглянуться…», прочтите «1956 год» — и вы удивитесь, что прожили десятки лет, не зная ни этих стихов, ни фамилии их автора.
Я очень люблю испытывать это удивление — когда впервые читаешь одно из лучших стихотворений в мире. Почему-то особенно приятно, когда его почти никто не знает.
Напрашивается вопрос: нет ли мест, где новые великие стихотворения уже отобраны?
Думаю, есть миллион таких мест — какие-нибудь телеграм-каналы, дзен-каналы, редакторские подборки и так далее. Но посторонний поэтовед (он по профессии может быть кто угодно: редактор, культуртрегер, литературовед, критик и так далее) не отыщет каждому читателю именно то, что нужно. Здесь речь не про топ-100, а про плодородность среды.